Цели урока:
- формировать и совершенствовать умения решать текстовые задачи;
- продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы.
Задачи урока:
Предметные (образовательные):
- владеть понятиями «задача», «этапы работы над задачей»;
- сравнивать и выбирать задачу из предложенных текстов;
- составлять план решения задач.
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
- принимать участие в парной работе;
- понимать задаваемые вопросы;
- выражать свою точку зрения;
Регулятивные:
- принимать участие во фронтальной и индивидуальной работе;
- принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, находить способы её решения;
- научиться оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные: общеучебные
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме по общему способу решения задач;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.
Личностные: (воспитательные):
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- определять границы собственного знания и незнания
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.
Форма урока: урок-путешествие по сказке-повести «Незнайка».
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.
Оборудование:
- домики с персонажами сказки-повести «Незнайка»;
- загадки про главных героев;
- математический цветок с заданиями на счёт;
- ребус с названием темы урока;
- плакаты и карточки (геометрическая фигура, этапы работы над задачей);
- карточки для самостоятельной работы;
- выставка книг Н.Носова «Незнайка и его друзья», «Незнайка на Луне» и др.;
- компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята! К нам пришли гости. Поприветствуем всех.
- Тихо сели.
2. Самоопределение к учебной деятельности
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
- Ребята, сядьте удобно, закройте глаза.
- Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Открываем глаза.
- Начинаем наш урок.
3. Актуализация знаний
- Сейчас у нас урок математики.
- Для чего нам нужно изучать математику?
- Сегодня наш урок пройдёт под девизом:
«С малой удачи начинается большой успех!»
- Как вы понимаете этот девиз?
- Чтобы урок прошёл успешно, проведём разминку.
4. Устный счёт
- Числа 7, 4, 3, 8, 9, 5.
- назовите соседей числа 7, 4;
- назовите число, следующее за числом 3, 8;
- назовите число, предшествующее числу 9, 5;
- Задача-шутка
По траве бежал котенок,
А за ним бежал щенок.
Кто, ребята, сосчитает,
Сколько там бежало ног? 8
- вспомните состав числа 8.
5. Постановка темы и целей урока
- Сегодня у нас необычный урок.
- Мы отправимся в путешествие по «цветочному городу».
- Вспомните, в каком произведении мы встречали такой интересный город?
(Сказка-повесть Н.Носова «Незнайка на Луне»)
- Как автор называл всех героев этого произведения? (коротышки)
- Почему их так называли? (были очень маленького роста)
- Все коротышки живут в своих цветочных домиках.
- А вот и первый домик.
- Угадайте, кого мы там встретим?
Я мальчишка-шалунишка,
Знаменитый коротышка,
Мне учиться ни к чему,
Без учёбы всё пойму. (Незнайка)
- Он на доске зашифровал слово, а как его расшифровать не знает.
- Попробуем ему помочь. Для этого мы немножко посчитаем.
- Открываем свои листочки.
Я листочек свой открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Спинку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Задание №1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Я буду читать задание, а вы внимательно слушать, считать и записывать в строчку только ответ:
1 - найди сумму чисел 5 и 3 (8)
2 - из 6 вычесть 2 (4)
3 - какое число прибавить к 2, чтобы получилось 7? (5)
4 - уменьши 4 на 2 (2)
5 - из какого числа вычли 3 и получили 4? (7)
6 - из какого числа вычли 3 и получили 6? (9)
- Сверяем свои ответы. 8 4 5 2 7 9
- Если у вас получилось так же, как и у меня, в клеточке справа поставили «+».
- Отложите листочки.
- Расположите данные числа в порядке увеличения, переворачивая их.
2 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
з |
а |
д |
а |
ч |
а |
- Какое слово получилось? (ЗАДАЧА)
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? (Решение текстовых задач)
- Сформулируем цели нашего урока (вспомним, как решать задачи, научимся находить ответ)
6. Открытие нового знания
- Давайте заглянем в следующий домик. Угадайте, кто нас ждёт там?
Эти двое малышей
Прокатиться вдруг решили
С ветерком в автомобиле.
И создали его сами!
Ведь такого нет нигде,
Ездит он на газ воде. (Винтик и Шпунтик)
- Чем они были заняты в сказке? (всё чинили)
- Эти мастера решили, что они умеют всё чинить и ремонтировать.
- А вот решать задачи им сложно. Попробуем их научить.
- Давайте расскажем, из каких частей состоит любая задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Открыли листочки и нашли Задание №2.
- Прочитаем задачу про себя.
- Прочитаем задачу вслух. (1 ученик)
Утром на стоянке было 4 машины. К вечеру стало на 5 машин больше. Сколько машин стало вечером?
- О чём говорится в задаче? (о машинах)
- Где они стояли? (на стоянке)
- Прочитаем ещё раз условие задачи.
- Взяли в руки простой карандаш. Подчеркнем важные моменты в условии задачи.
- Сколько машин было? (4 машины)
- Сколько машин приехало? (неизвестно)
- Что об этом сказано? (на 5 машин больше)
- Прочитайте вопрос задачи. Можем ответить на него?
- Как запишем решение задачи? (1 ученик у доски)
4 + 5 = 9 (м.) Ответ: 9 м.
7. Физминутка (музыкальная)
8. Первичное закрепление
Работа по учебнику.
- Откроем учебники на стр.114, задача №1.
- Прочитаем задачу.
- Прочитаем условие задачи.
- О ком говорится в задаче? (об учениках 1 класса)
- Что о них нам известно? (сначала записались 10 учеников)
- Что неизвестно в условии задачи? (сколько их стало потом)
- Что про это сказано? (что стало на 3 меньше)
- Прочитаем вопрос задачи. Что нужно узнать? (сколько теперь стало детей)
- Как мы можем решить задачу?
- Запишем решение.
Задание в листочке №3.
10 - 3 = 7 (уч.) Ответ: 7 уч.
- Ребята, вы молодцы. С задачами легко справились.
- Учебники закрываем и откладываем на край стола.
- Надеемся, наши герои научились их решать.
9. Закрепление изученного
- Наше путешествие по сказочному городу продолжается и идём в гости к 3 домику.
- Кого мы там увидим?
Коротышка очень важный
Он всегда такой отважный.
На болезнь бросается
Всех лечить старается. (доктор Пилюлькин)
- Для чего нам доктора? (чтобы нас лечить)
- Почему доктора так назвали? (Лечил лекарствами, которые так называются)
- Наш доктор решил посчитать своих больных и сбился.
- Давайте попробуем посчитать без ошибок.
Задание в листочке №4. Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
- На доске находятся примеры на сложение и вычитание.
- Запишите столбиком только те, при решении которых в результате получается 7.
- Обменяйтесь листочками, возьмите зеленый карандаш и проверим результат.
- 9 - 2
- 8 - 1
- 4 + 3
- 2 + 5
- 1 + 6
- 7 + 0
- Если в задании ошибок нет, закрасьте звёздочку зелёным карандашом
- Молодцы! Мы помогли доктору правильно посчитать?
10. Физминутка
1, 2 - выше голова,
3, 4 - руки шире,
5, 6 - всем присесть.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
11. Закрепление
- Ребята, а кто может скрываться в последнем домике?
- Кого из героев сказки мы ещё не видели?
Этот мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет, и листья. (художник Тюбик)
- Почему художника так прозвали? (он использует тюбик с красками)
- Что нужно, чтобы стать настоящими художниками?
- Как вы думаете, мы можем научиться красиво рисовать? Проверим.
- Посмотрите, какую работу нас просит выполнить художник Тюбик.