Открытый урок по математике в 1-м классе. Тема урока: «Решение текстовых задач»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 1

Ключевые слова: математика, Текстовые задачи, Текстовые задачи по математике


Цели урока:

  • формировать и совершенствовать умения решать текстовые задачи;
  • продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы.

Задачи урока:

Предметные (образовательные):

  • владеть понятиями «задача», «этапы работы над задачей»;
  • сравнивать и выбирать задачу из предложенных текстов;
  • составлять план решения задач.

Метапредметные (развивающие):

Коммуникативные:

  • принимать участие в парной работе;
  • понимать задаваемые вопросы;
  • выражать свою точку зрения;

Регулятивные:

  • принимать участие во фронтальной и индивидуальной работе;
  • принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, находить способы её решения;
  • научиться оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;
  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: общеучебные

  • осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме по общему способу решения задач;
  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
  • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

Личностные: (воспитательные):

  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • определять границы собственного знания и незнания
  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики.

Форма урока: урок-путешествие по сказке-повести «Незнайка».

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.

Оборудование:

  • домики с персонажами сказки-повести «Незнайка»;
  • загадки про главных героев;
  • математический цветок с заданиями на счёт;
  • ребус с названием темы урока;
  • плакаты и карточки (геометрическая фигура, этапы работы над задачей);
  • карточки для самостоятельной работы;
  • выставка книг Н.Носова «Незнайка и его друзья», «Незнайка на Луне» и др.;
  • компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята! К нам пришли гости. Поприветствуем всех.

- Тихо сели.

2. Самоопределение к учебной деятельности

Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

- Ребята, сядьте удобно, закройте глаза.

- Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Открываем глаза.

- Начинаем наш урок.

3. Актуализация знаний

- Сейчас у нас урок математики.

- Для чего нам нужно изучать математику?

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом:

«С малой удачи начинается большой успех!»

- Как вы понимаете этот девиз?

- Чтобы урок прошёл успешно, проведём разминку.

4. Устный счёт

- Числа 7, 4, 3, 8, 9, 5.

- назовите соседей числа 7, 4;

- назовите число, следующее за числом 3, 8;

- назовите число, предшествующее числу 9, 5;

- Задача-шутка

По траве бежал котенок,
А за ним бежал щенок.
Кто, ребята, сосчитает,
Сколько там бежало ног? 8

- вспомните состав числа 8.

5. Постановка темы и целей урока

- Сегодня у нас необычный урок.

- Мы отправимся в путешествие по «цветочному городу».

- Вспомните, в каком произведении мы встречали такой интересный город?

(Сказка-повесть Н.Носова «Незнайка на Луне»)

- Как автор называл всех героев этого произведения? (коротышки)

- Почему их так называли? (были очень маленького роста)

- Все коротышки живут в своих цветочных домиках.

- А вот и первый домик.

- Угадайте, кого мы там встретим?

Я мальчишка-шалунишка,
Знаменитый коротышка,
Мне учиться ни к чему,
Без учёбы всё пойму. (Незнайка)

- Он на доске зашифровал слово, а как его расшифровать не знает.

- Попробуем ему помочь. Для этого мы немножко посчитаем.

- Открываем свои листочки.

Я листочек свой открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Спинку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Задание №1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Я буду читать задание, а вы внимательно слушать, считать и записывать в строчку только ответ:

1 - найди сумму чисел 5 и 3 (8)
2 - из 6 вычесть 2 (4)
3 - какое число прибавить к 2, чтобы получилось 7? (5)
4 - уменьши 4 на 2 (2)
5 - из какого числа вычли 3 и получили 4? (7)
6 - из какого числа вычли 3 и получили 6? (9)

- Сверяем свои ответы. 8 4 5 2 7 9

- Если у вас получилось так же, как и у меня, в клеточке справа поставили «+».

- Отложите листочки.

- Расположите данные числа в порядке увеличения, переворачивая их.

2

4

5

7

8

9

з

а

д

а

ч

а

- Какое слово получилось? (ЗАДАЧА)

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? (Решение текстовых задач)

- Сформулируем цели нашего урока (вспомним, как решать задачи, научимся находить ответ)

6. Открытие нового знания

- Давайте заглянем в следующий домик. Угадайте, кто нас ждёт там?

Эти двое малышей
Прокатиться вдруг решили
С ветерком в автомобиле.
И создали его сами!
Ведь такого нет нигде,
Ездит он на газ воде. (Винтик и Шпунтик)

- Чем они были заняты в сказке? (всё чинили)

- Эти мастера решили, что они умеют всё чинить и ремонтировать.

- А вот решать задачи им сложно. Попробуем их научить.

- Давайте расскажем, из каких частей состоит любая задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

- Открыли листочки и нашли Задание №2.

- Прочитаем задачу про себя.

- Прочитаем задачу вслух. (1 ученик)

Утром на стоянке было 4 машины. К вечеру стало на 5 машин больше. Сколько машин стало вечером?

- О чём говорится в задаче? (о машинах)

- Где они стояли? (на стоянке)

- Прочитаем ещё раз условие задачи.

- Взяли в руки простой карандаш. Подчеркнем важные моменты в условии задачи.

- Сколько машин было? (4 машины)

- Сколько машин приехало? (неизвестно)

- Что об этом сказано? (на 5 машин больше)

- Прочитайте вопрос задачи. Можем ответить на него?

- Как запишем решение задачи? (1 ученик у доски)

4 + 5 = 9 (м.) Ответ: 9 м.

7. Физминутка (музыкальная)

8. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

- Откроем учебники на стр.114, задача №1.

- Прочитаем задачу.

- Прочитаем условие задачи.

- О ком говорится в задаче? (об учениках 1 класса)

- Что о них нам известно? (сначала записались 10 учеников)

- Что неизвестно в условии задачи? (сколько их стало потом)

- Что про это сказано? (что стало на 3 меньше)

- Прочитаем вопрос задачи. Что нужно узнать? (сколько теперь стало детей)

- Как мы можем решить задачу?

- Запишем решение.

Задание в листочке №3.

10 - 3 = 7 (уч.) Ответ: 7 уч.

- Ребята, вы молодцы. С задачами легко справились.

- Учебники закрываем и откладываем на край стола.

- Надеемся, наши герои научились их решать.

9. Закрепление изученного

- Наше путешествие по сказочному городу продолжается и идём в гости к 3 домику.

- Кого мы там увидим?

Коротышка очень важный
Он всегда такой отважный.
На болезнь бросается
Всех лечить старается. (доктор Пилюлькин)

- Для чего нам доктора? (чтобы нас лечить)

- Почему доктора так назвали? (Лечил лекарствами, которые так называются)

- Наш доктор решил посчитать своих больных и сбился.

- Давайте попробуем посчитать без ошибок.

Задание в листочке №4. Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

- На доске находятся примеры на сложение и вычитание.

- Запишите столбиком только те, при решении которых в результате получается 7.

- Обменяйтесь листочками, возьмите зеленый карандаш и проверим результат.

  • 9 - 2
  • 8 - 1
  • 4 + 3
  • 2 + 5
  • 1 + 6
  • 7 + 0

- Если в задании ошибок нет, закрасьте звёздочку зелёным карандашом

- Молодцы! Мы помогли доктору правильно посчитать?

10. Физминутка

1, 2 - выше голова,
3, 4 - руки шире,
5, 6 - всем присесть.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

11. Закрепление

- Ребята, а кто может скрываться в последнем домике?

- Кого из героев сказки мы ещё не видели?

Этот мастер рисовать
Красками и кистью.
Может он нарисовать
И портрет, и листья. (художник Тюбик)

- Почему художника так прозвали? (он использует тюбик с красками)

- Что нужно, чтобы стать настоящими художниками?

- Как вы думаете, мы можем научиться красиво рисовать? Проверим.

- Посмотрите, какую работу нас просит выполнить художник Тюбик.