Сценарий урока географии в 5-м классе "Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела «Земля и её изображение»"

Разделы: География

Класс: 5


Технологическая карта урока географии в 5 классе

Тема

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела «Земля и её изображение»

Цель

Проверка уровня усвоения знаний и навыков практической деятельности по тематике раздела, коррекция знаний и навыков деятельности обучающихся

Задачи

Обобщение и систематизация знаний по теме раздела. Проверка уровня усвоения тематического материала. Проверка уровня сформированности навыков практической деятельности. Коррекция знаний и навыков деятельности обучающихся.

Основное содержание темы, термины и понятия

По тематике уроков раздела

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:
- давать определения по темам раздела
- уметь определять стороны горизонта;
- уметь ориентироваться на местности
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль ориентирования для человека

Личностные:развитие познавательных мотивов
Регулятивные:постановка и сохранение учебной задачи
Познавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Охрана труда на уроке

Проверить готовность помещения, во время урока наблюдать за посадкой учащихся

Межпредметные связи

Учебныйпредмет,курс

Формыработы

Ресурсы

География

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Презентация, учебник, смайлики

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на повторение ранее изученного материала

1.Приветствие.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!

2. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Учитель:

Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать?

3. Разъяснение хода урока.

- На прошлом уроке мы закончили изучение целого раздела в учебнике. Вспомните, пожалуйста, как он называется? (Земля и её изображение)
- Какие темы мы проходили в рамках изучения этого раздела? (перечисляют: «От плоской Земли к земному шару»,«Форма, размеры и движение Земли», «Глобус и карта», «Ориентирование на местности»)
- Мы с вами уже проделали большую работу по изучению этой темы. Что ещё осталось нам сделать? (Повторить и закрепить пройденное или Проверить свои знания по этой теме) Т.е., другими словами, обобщить знания.

Этап учебно-познавательной деятельности

Цель

Содержание

Формулирование темы и цели урока 4. Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному повторению материала
- Как вы сформулируете тему нашего урока?
Тема: «Обобщение по теме раздела «Земля и её изображение»
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какова основная цель нашего урока?
(Повторить знания по теме раздела, подготовиться к к/р)
Проверка уровня усвоения тематического материла

5. Актуализация знаний

1) Этап «Разминка» (1 балл за правильный ответ)

1. Какую форму имеет Земля? (шар, эллипс)
2. Кто из ученых предположил, что Земля шарообразная? (Пифагор)
3. Кто из ученых вычислил размеры Земли (Эратосфен)
4. Какой радиус Земли больше и на сколько? (экваториальный, на 22 км)
5. Какие движения Земли вам известны? (вокруг Солнца и вокруг своей оси) Как ещё они называются?
6. Какие изменения происходят на Земле, вследствие её вращения вокруг Солнца? (смена времён года) А вокруг своей оси? (Смена дня и ночи)
7. Продолжите предложение:
- экватор Земли - это… (условная линия, которая делит нашу планету на два полушария)
- полюс? (точка пересечения оси с поверхностью планеты)
- глобус - это (модель земного шара)
- карта - это…(чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде)
8. В чём сходство и различие глобуса и карты?

Проверка уровня сформированности навыков практической деятельности

2) Этап «Работа по карточкам» (4 балла, на время)

1) Ориентирование - это_________________________________________________________
2) Прибор для определения сторон горизонта - ______________________________________
3) Подпишите основные стороны горизонта синим цветом, а промежуточные - красным.

4) Время, за которое Земля совершает оборот вокруг своей оси ________________________
5) Сколько времени требуется Земле, чтобы совершить круг по орбите вокруг Солнца?_____
6) Високосным называется год____________________________________________________

Физкультминутка «Шум дождя»

Дождь начинается - потираем ладоши;
Дождь идет сильнее - хлопаем в ладоши;
Дождь идет ещё сильнее - хлопки по передней части ног;
Начался ливень - топаем ногами;
Дождь постепенно утихает - повторяется всё в обратном порядке

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.
Повернулись на восток, а затем на север.
Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу
прямо, прямо к западу и пора за парту нам.

Коррекция знаний и навыков деятельности обучающихся

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
3) Этап «Практика».
Работа у доски с картой
- Какую информацию нам даёт цвет на физической карте или глобусе? (О высоте форм рельефа суши, или глубине водоёмов)
- Каким цветом изображены равнины? (Высокие? Низкие?)Покажите их на карте.
- Горы?
Что обозначает светло голубой цвет на картах? Тёмно-синий?
4) Тестовая контрольная работа?
5) Взаимопроверка (на доске презентация с правильными ответами и критериями оценки)

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

7. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили (...)?
Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала в листе самооценки, закончив предложения:

  1. Мне сегодня на уроке было_______________________________________________
  2. Я почувствовал, что моих знаний на уроке было ___________________________
  3. Мне хотелось бы _______________________________________________________

8. Подведение итогов урока, выставление оценок на основе взаимопроверки.
- Молодцы ребята, спасибо за работу.

Домашнее задание: знать основные понятия; повт. параграфы 3-6.
Проектная деятельность: Собрать пословицы и поговорки о планете Земля и постарайтесь объяснить их с научной точки зрения.

Лист самооценки