Общий алгоритм
- Читаю задачу (знакомлюсь с текстом).
- Задаю вопрос «О чём эта задача?» (это должно быть одно-два слова - о машинах, о кубиках, о длине ленточек, о бочонках с мёдом и т. д.)
- Задаю вопросы, чтобы определить тип задачи:
- здесь что-то происходит?
- «они» (кубики, бочонки…) у кого-то или чего-то (не менее двух участников)?
- работаем с количеством и видами предметов (сравниваем)?
- Определив тип задачи, рассуждаю о действиях, с помощью которых буду решать эту задачу (сложение, вычитание).
- Выполняю краткую запись, записываю решение и ответ (полный, используя слова вопроса).
Пример 1
У Ани в альбоме лежало 20 марок. Она подарила своей подружке 5 марок. Сколько марок осталось в альбоме у Ани?
1 и 2. Задача о марках.
3. Здесь (с марками) что-то происходит? - да, потому что есть слова-действия.
У Ани в альбоме лежало 20 марок. Она подарила своей подружке 5 марок. Сколько марок осталось в альбоме у Ани?
4. Лежало - подарила - осталось - «главные слова», которые буду использовать для краткой записи условия задачи.
Если спрашивают, сколько осталось, значит количество предметов уменьшилось. Задача решается вычитанием.
5. Лежало - 20 мар.
Подарила - 5 мар.
Осталось - ? мар.
20 - 5 = 15 (мар.)
Ответ: 15 марок осталось в альбоме у Ани.
Пример 2
У Ани в одном альбоме лежало 13 марок. А в другом альбоме - 10 марок. Сколько марок у Ани в двух альбомах?
1 и 2. Задача о марках.
3. Здесь (с марками) что-то происходит? - нет, потому что нет слов-действий.
Марки у кого-то или чего-то? - да, марки в альбомах, их два.
У Ани в одном альбоме лежало 13 марок. А в другом альбоме - 10 марок. Сколько марок у Ани в двух альбомах?
4. В одном альбоме, в другом альбоме, в двух альбомах - «главные слова», которые буду использовать для краткой записи условия задачи.
Если спрашивают, сколько марок в двух альбомах, значит нужно узнать, сколько их всего. Задача решается сложением.
5. 1 альбом - 13 мар.
? мар.
2 альбом - 10 мар.
13 + 10 = 23 (мар.)
Ответ: 23 марки у Ани в двух альбомах.
Пример 3
У Ани в альбоме лежало 20 марок. На десяти марках изображены города России, а на остальных - народы России. Сколько марок у Ани с изображением народов России?
1 и 2. Задача о марках.
3. Здесь (с марками) что-то происходит? - нет, потому что нет слов-действий.
Марки у кого-то или чего-то? - нет, марки только у Ани и в одном альбоме.
Работаем с количеством? - да, работаем с количеством марок и их видами (города и народы)
У Ани в альбоме лежало 20 марок. На десяти марках изображены города России, а на остальных - народы России. Сколько марок у Ани с изображением народов России?
4. Города России, народы России - «главные слова», которые буду использовать для краткой записи условия задачи.
Задача решается вычитанием, потому что лежало 20 марок - это всего, то есть сумма, а виды марок - слагаемые. Нам неизвестно слагаемое - количество марок с народами России.
5. Города - 10 мар.
20 мар.
Народы - ? мар.
20 - 10 = 10 (мар.)
Ответ: 10 марок у Ани с изображением народов России.
Пример 4
У Ани в альбоме лежат тринадцать марок с изображением городов России и десять марок с изображением народов России. На сколько меньше марок у Ани с изображением народов России, чем с изображением городов России?
1 и 2. Задача о марках.
3. Здесь (с марками) что-то происходит? - нет, потому что нет слов-действий.
Марки у кого-то или чего-то? - нет, марки только у Ани и в одном альбоме.
Работаем с количеством? - да, работаем с количеством марок и их видами (города и народы).
Есть особенный вопрос НА СКОЛЬКО (!)
У Ани в альбоме лежат тринадцать марок с изображением городов России и десять марок с изображением народов России. На сколько меньше марок у Ани с изображением народов России, чем с изображением городов России?
Запомни! НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ и НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ - вопросы задач, когда мы решаем задачу только вычитанием и по правилу «Из большего вычитаю меньшее».
4. Города России, народы России - «главные слова», которые буду использовать для краткой записи условия задачи.
Задача решается вычитанием, потому что есть особенный вопрос «на сколько…»
5. Города - 13 мар.
на ? мар.
Народы - 10 мар.
13 - 10 = 3 (мар.)
Ответ: на 3 марки меньше у Ани с изображением народов России, чем с изображением городов России.
Пример 5
Аня купила 7 марок с изображением растений Красной книги. А Настя - на 5 марок больше. Сколько всего марок купили девочки?
1 и 2. Задача о марках.
3. Здесь (с марками) что-то происходит? - нет, потому что нет слов-действий.
Марки у кого-то или чего-то? - да, марки у Ани и у Насти.
Аня купила 7 марок с изображением растений Красной книги. А Настя - на 5 марок больше. Сколько всего марок купили девочки?
4. Аня, Настя - «главные слова», которые буду использовать для краткой записи условия задачи.
Задача решается сложением, потому что нужно узнать сколько всего марок у Ани и Насти.
5. Аня - 7 мар.
? мар.
Настя - ? мар., на 5 мар >
Главный вопрос задачи - «сколько всего марок у девочек», но мы не можем сразу ответить на этот вопрос, потому что не знаем, сколько марок у Насти. Значит, задачу будем решать двумя действиями.
1) 7 + 5 = 12 (мар.) - купила Настя
2) 7 + 12 = 19 (мар.)
Ответ: 19 всего марок купили девочки.
Пример 6
У Ани в альбоме 8 марок, у Насти - 6 марок. А у Максима в альбоме столько марок, сколько у Ани и Насти вместе. Сколько марок в альбоме у Максима?
1 и 2. Задача о марках.
3. Здесь (с марками) что-то происходит? - нет, потому что нет слов-действий.
Марки у кого-то или чего-то? - да, марки у Ани, Насти и Максима.
Есть особенная часть задачи СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО У… (!)
У Ани в альбоме 8 марок, у Насти - 6 марок. А у Максима в альбоме столько марок, сколько у Ани и Насти вместе. Сколько марок в альбоме у Максима?
4. У Ани, у Насти, у Максима, столько, сколько у - «главные слова», которые буду использовать для краткой записи условия задачи.
Задача решается сложением, потому что есть особенная часть «столько…, сколько у…», а это можно заменить фразой «сколько всего».
5. Аня - 8 мар.
Максим - ? мар.
Настя - 6 мар.
8 + 6 = 14 (мар.)
Ответ: 14 марок в альбоме у Максима.