Заикание представляет собой один из довольно распространенных речевых недостатков, при наличии которого говорящий испытывает специфические затруднения при произношении фраз и слов. Для речи говорящего становится характерным прерывание запинками и остановками, повторы отдельных слов, слогов и звуков. При этом такие затруднения возникают исключительно в момент речевого общения, вне которого прерывистость речи исчезает. Речевой дефект типа заикания не ограничивается судорожными спазмами участвующих в речевом акте мышц. Другими словами, он не является исключительно двигательным расстройством, хотя и достаточно сложным по патогенезу.
На основании клинико-психологической характеристики заикающихся и степени заикания выделяют три ключевых группы (Б.Д.Карвасарский, В.М.Шкловский) [5,8].
- Для заикающихся первой группы характерна незначительная выраженность невротического компонента вне зависимости от типа судорог формы и степени заикания. В случае возникновения у заикающихся данной группы страха речи, они в состоянии самостоятельно преодолеть его. Стойкие патологические отклонения в структуре личности заикающихся данной группы не отмечаются, невротическая переработка имеющегося дефекта речи также отсутствует. По характеру заикающиеся данной группы достаточно общительны и активны, а их речевой дефект не препятствует становлению их личности;
- Для заикающихся второй группы характерными являются значительные эмоциональные расстройства. У них присутствует интенсивный страх речи, который заикающихся данной группы не всегда в состоянии преодолеть, хоть и стремятся к этому. Заикание особенно выражено в ситуациях, которые требуют активного речевого общения (разговор по телефону, общение с незнакомыми людьми, выступление на собрании, ответы на экзаменах и пр.). Иными словами, присутствует избирательный характер нарушения отношений личности. Для заикающихся рассматриваемой группы свойственны следующие характерологические особенности: сензитивность, повышенная впечатлительность, неуверенность в себе, резкие колебания настроения, низкая самооценка. Указанное неблагоприятно отражается на процессе становления социально-личностных отношений, на фоне чего у заикающихся данной группы возникают сложности актуализации себя в личной и социальной жизни, реализации собственных способностей;
- Тяжесть заболевания заикающихся третьей группы в значительной мере обусловлена выраженностью эмоциональных нарушений. В соответствии с данными проведенных клинико-психологических исследований, в структуре личности заикающихся данной группы наблюдаются стойкие патологические отклонения. У заикающихся рассматриваемой группы отмечается дезорганизация всей системы поведения и личностных отношений, наблюдается резко выраженное чувство неполноценности, неуверенности в собственных силах, непреодолимого страха, тревожной мнительности, зачастую неадекватной относительно имеющегося или практически отсутствующего дефекта речи. Указанное обуславливает возникновение существенных сложностей в процессе получения образования, значительное нарушение трудовой деятельности и исключение любой возможности социальной деятельности. Так в системе межличностных отношений появляются нарушения, которые препятствуют социальной адаптации.
Допустимо утверждать воздействие, оказываемое нарушениями речи на формирование всей психологической системы индивида (в т.ч. и его личности). Поскольку чувства и эмоции являются отражением его реального отношения к значимым субъектам и объектам, они не могут не подвергаться изменениям вследствие воздействия нарушений речи, которые обуславливают сужение сферы чувственного познания, изменяют интересы и потребности. Несмотря на то, что для детей с нарушением речи характерна та же «номенклатура» и проявление чувств и эмоций, что и для детей с нормальной речью, уровень и степень их развития могут отличаться от степени и уровня развития чувств и эмоций детей в норме.
Особую роль в возникновении тяжелых эмоциональных переживаний играет понимание собственного отличия от нормально говорящих сверстников, переживание данного дефекта в младшем школьном возрасте, в дальнейшем присутствующих ограничений в выборе партнера для семейной жизни, профессии. Дети с нарушением речи характеризуются выраженными депрессивными компонентами поведения, низким уровнем притязаний и заниженной самооценкой.
По сравнению с другими речевыми нарушениями, заикание вызывает особенно острую эмоциональную реакцию индивида на собственный дефект. Предположительно, указанное связано с отсутствием конкретных понятных и ясных причин его возникновения. Действительно, заикающийся помимо речевых трудностей не испытывает каких-либо интеллектуальных или физических недостатков. Разнообразные способности, потребности и интересы заикающихся детей ничуть не ниже, чем у их сверстников. Многие одаренные люди были заикающимися. Тем не менее, самостоятельные попытки преодоления собственных речевых трудностей, как правило, приводят не к облегчению, а к еще более видимым переживаниям и затруднениям.
Рассматривая этиологию заикания, выделяют три основных подхода к данной проблеме:
- в соответствии с первым подходом, заикание считается обычным неврозом ввиду его психогенной основы;
- в соответствии со вторым подходом, заикание представляет собой обученное или закрепленное поведение;
- третий подход базируется на концепции физиологического дефекта или дефицита
- Л.З.Арутюнян рассматривает следующие возможности происхождения заикания [1, с. 83]:
- заикание появляется на фоне отстающего речевого онтогенеза. В данном случае, как правило, у детей наблюдается сильная степень нарушения общей и мелкой моторики, ослабления сенсомоторного контроля. В анализе таких детей обычно отсутствуют указания на наличие психотравмирующих ситуаций;
- дети, у которых снижение степени латерализации вербальной функции и мозга в целом не позволяет левому полушарию возможности в полной мере играть ведущую роль относительно процессов правого полушария. При этом мозг ребенка как бы «готов» к заиканию. Известно, что уже «изначальная степень эмоциональной напряженности ведет к снижению полиустойчивости».
Переживания как форма выражения чувств и эмоций у заикающихся связываются: с наличием речевого дефекта; неудовлетворенностью собой, своими поступками и речью; с трудностями в речевом процессе; с неблагополучием в речевом общении с окружающими и обидным отношением со стороны последних, и пр. Более или менее выраженные неприятные переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью в свободном речевом общении с окружающими, могут сопровождаться чувствами, эмоциями и состояниями угнетенности, недовольства, апатии, подавленности, опасения, тревожности, напряженности, страха, угрюмости, раздражительности, злобности, гнева, частой сменой настроения и пр.
Известно, что у ребенка первые действия по преодолению появившихся речевых запинок находятся на уровне бессознательных движений корректирующего или охранительного характера. Впоследствии, с осознанием собственного дефекта связываются предпринимаемые попытки преодоления силой возникшей в речевом процессе помехи или трудности, потом - поиски приемов и средств облегчения своей трудной речи, либо скрытия ее от окружающих. Указанное может способствовать порождению многообразных речевых эмболов и двигательных уловок (вспомогательных произвольных движений). При этом заикающейся может оказаться в парадоксальном положении, когда его попытки замаскировать и скрыть от окружающих свою неправильную речь посредством речевых эмболов и вспомогательных движений, приводят к еще большему обращению на нее внимания окружающих. В результате, заикающийся конфузится и переживает, от чего проявления заикания могут принимать более сложный характер» [7, с. 46-47].
Как правило, детские страхи являются вполне конкретными. По большей части они связаны с теми, от кого зависит жизнь ребенка (например, родителями), или с тем, что угрожает его жизни. С речью у детей складываются более сложные отношения. Ввиду того, что речь не дается одномоментно с жизнью, ребенок не может ощутить потерю того, чем владеет в незначительной степени или пока еще вовсе не владеет. Помимо этого, качество речи ребенка незначительно сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. И только по мере формирования новых, чисто человеческих потребностей (в т.ч. потребности в общении и получении новых знаний), существенно возрастает значение речи. Зарождение переживаний относительно качества собственной речи могут обнаруживаться уже у маленьких детей. Но и те, у кого нарушения речи отсутствуют, могут проявлять обеспокоенность качеством собственной речи [3, с. 89].
В зависимости от разных обстоятельств, у заикающихся может меняться тревога по поводу собственной речи. Так, по мере взросления наблюдается рост тревоги по поводу собственной речи, равно как и рост общей тревоги. Степень выраженности у заикающегося речевой тревоги, как правило, обусловлена тяжестью речевого расстройства: чем менее выраженным является заикание, тем ниже тревога. По мере развития тревоги по поводу собственной речи многие заикающиеся начинают отождествлять ее с самим заиканием. Тем не менее, в ходе дополнительных расспросов, как правило, выясняется обусловленность страха не самим заиканием, а возможным отношением к заикающимся из-за плохой речи. Таким образом, степень переживаний значительно связана с партнером по общению. В данном случае, для страха может быть свойственен крайне избирательный индивидуальный характер.
При возникновении фиксации на дефекте сам акт речи становится эмоциональным. У каждого заикающегося со временем формируется собственная иерархия коммуникативных трудностей. Любая деятельность (в т.ч. речевая) осуществляется на фоне определяющего фоновую активность ЦНС функционального состояния. Функциональное состояние, в свою очередь, обуславливается такими факторами, как тип личности, состояние нервной системы, мотивация конкретной деятельности. Возникающее с определенными обстоятельствами эмоциональное напряжение изменяет функциональное состояние, воздействуя тем самым на деятельность.
Тем не менее, в случаях, когда эмоциональным фактом становится сама деятельность, она может значительно повысить эмоциональную напряженность и соответствующий ей уровень функционального состояния за счет положительной обратной связи.
Э.Л.Носенко подразделяет характерные для состояния эмоциональной напряженности реакции на три группы:
- появление тревожности (подавленности, беспокойства, отчаяния, страха);
- изменение моторно-поведенческих реакций (появление мускульного напряжения, тремора рук);
- изменение характера организации интеллектуальной деятельности и протекания мыслительных процессов [6, с. 64].
По мнению Л.З.Арутюнян, заикание представляет собой одну из форм устойчивого патологического состояния, включающего в себя три компонента:
- речевые судороги;
- перманентное состояние тревожности;
- желание сокрытия дефекта [1, с. 44].
По мнению М.И.Буянова, заикание является признаком расстройств в разных клинических отношениях (в основном, неврозоподобного логосиндрома и логоневроза). В связи с чем указанным автором выделяются две формы заикания: невротическая и неврозоподобная [2, с. 49].
Среди детей младшего школьного возраста наиболее распространен неврозоподобный логосиндром. Самооценка таких детей занижена, они впечатлительны, не уверены в себе и нерешительны, легко ранимы и зависимы от мнения окружающих. В качестве следствия заикания у таких младших школьников может выступать эмоциональная неустойчивость. В результате подобных наслоений, у таких детей младшего школьного возраста усиливается чувство собственной неполноценности и желание выздоровления [7, с. 72].
Кроме того, сложности присутствует и в учебной деятельности (в частности, неустойчивость). Причиной внешних проявлений неустойчивости деятельности могут выступать различные моменты: отвлекаемость и неумение проявить волевое усилие в целях преодоления трудностей, встречающихся в ходе деятельности; импульсивность и недостаточная организованность работы, обусловленная неумением проанализировать инструкцию или образец, предварительно обдумать и запланировать последовательное выполнение всех этапов собственной деятельности; сбой деятельности, обусловленный низкой эмоциональной устойчивостью и действием истощающих и побочных отвлекающих раздражителей [7, с. 74].
Указанные факторы обуславливают развития тревоги и тревожности, еще более осложняющих заболевание.
Рассмотрим классификацию заикания в зависимости от степени фиксированности заикающихся на собственном дефекте. Фиксированность на своем дефекте представляет собой отражение во всей психологической деятельности заикающегося объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок). Другими словами, это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и обусловленных ними неприятностях, трансформированных в психических свойствах, состояниях и процессах заикающегося, проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.
Степень фиксации заикающихся на собственном дефекте подразделяется на:
- выраженную степень, характеризующуюся безнадежно-отчаянным отношением заикающихся к собственному дефекту и наличием волевых усилий по борьбе с ним, перерастающих в навязчивые состояния и действия. При рассматриваемой степени, заикающиеся длительно и глубоко переживают свои речевые неудачи, перманентно концентрируя собственное внимание на них. Вся собственная деятельность ставится заикающимися в зависимость от своих речевых неудач. Для них становится характерной болезненная мнительность, самоуничижение, навязчивые мысли, уход в болезнь, выраженный страх перед речью. По мере взросления или со стажем заикания, степень фиксированности заикающихся на собственном дефекте может усложняться;
- умеренную степень, характеризующуюся умеренно-сдержанным отношением заикающихся к собственному дефекту вкупе с наличием волевых усилий, направленных на борьбу с ним. При рассматриваемой степени, заикающиеся испытывают неприятные переживания, связанные с заиканием, стремятся к скрытию заикания посредством компенсации речевыми уловками. Однако осознание заикающимися собственного недостатка и их переживания по этому поводу не трансформируются в перманентное тягостное чувство собственной неполноценности;
- нулевую степень, характеризующуюся безразличным отношением заикающихся к собственному дефекту вкупе с отсутствием с их стороны волевых усилий по борьбе с ним. При рассматриваемой степени, заикающиеся совсем не замечают неполноценности речи или не испытывают ущемления от ее осознания. Они охотно контактируют как со знакомыми, так и незнакомыми людьми. У таких заикающихся отсутствуют элементы стеснения и обидчивости за собственную неправильную речь [7, с. 76].
Стоит подчеркнуть закономерную обратную зависимость положительных результатов проводимой с заикающимися логопедической работы от степени их фиксированности на собственном дефекте: чем ниже фиксированность, тем более высоким будет результат. Разные результаты логопедической работы обусловлены именно различной степенью фиксированности заикающихся на собственном дефекте, а не тяжестью или стажем заикания.
Степень тяжести заикания является адекватной степени фиксированности человека на собственном дефекте. Формируется своего рода порочный круг, когда следствием судорожных запинок в речи выступают сильные негативные эмоциональные реакции, усиливающие, в свою очередь, речевые нарушения. В результате, речь для большинства заикающихся становится источником перманентной психической травматизации, что обуславливает повышенную речевую и психическую истощаемость и утомляемость, способствуя развитию патологических черт характера.
Постепенно одни заикающиеся становятся навязчивыми в общении и агрессивными (гиперкомпенсация), другие заикающиеся, напротив, резко ограничивают речевые контакты и стремятся избегать речевых нагрузок (пассивная компенсация).
Итак, заикающиеся дети младшего школьного возраста испытывают тревожность или эмоциональное напряжение при осуществлении видов деятельности, предполагающих коммуникативную активность (учеба, общение).
В качестве причин возникновения у таких детей тревожности как свойства личности выступают:
- знание о собственном дефекте;
- страх речи (логофобия);
- знание о том, что они являются не такими как все, что наличие дефекта выступает основанием для их отделения от детей, не имеющих речевых нарушений [4, с. 96].
Вследствие низкой самооценки, неуверенности в себе, высокой ранимости и впечатлительности, тревога трансформируется в тревожность, начиная выступать в качестве неотъемлемой части личности.
Боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач в некоторых случаях приобретает с возрастом особенно значимое место в картине заикания, для нее становится свойственен навязчивый характер и возникновение даже при воспоминании о прошлых речевых неудачах или мысли о необходимости речевого общения. В таком состоянии заикающиеся зачастую произносят только то, что произнести легче, а не то, что они хотели бы сказать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи. - М.: Эребус, 1993. - 160 с.
- Буянов М.И. Заикание у подростков. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
- Волкова Л.С., Шахновская С.Н. Логопедия. - М.: Владос, 2012. - 364 с.
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник. - СПб: Питер, 2004. - 553 с.
- Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. - Киев: Высшая школа, 1981. - 195 с.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учебное пособие. - М.: Владос, 2001. - 208 с.
- Шкловский В.М. Заикание: монография. - М.: ICE, 1994. - 179 с.