Цель: способствовать речевому развитию детей посредством театрально-игровой деятельности.
Задачи:
- Образовательные: учить выразительно произносить текст; учить передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики, жестов, движений; учить различать русские народные сказки от авторских; обогащать и закреплять словарь детей; закреплять знания о русских народных сказках.
- Развивающие: развивать у детей внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, воображение, творческие способности; развивать мелкую моторику рук; развивать инициативу и самостоятельность дошкольников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в совместной образовательной и игровой деятельности; развивать связную речь.
- Воспитательные: формировать умение внимательно слушать, не перебивать; воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к художественной литературе.
Материал: маски зверей, маска гриба, султанчики, деревянные палочки, капельки дождя с заданиями и героями сказки на обратной стороне, мяч.
Непосредственная образовательная деятельности
Воспитатель: А, что такое фантазия?
ФАНТАЗИЯ - это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
Итак, отправляемся в страну красивой речи.
Включается музыка
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим поля, леса, слышим журчание рек, чувствуем запах свежего воздуха - после дождя.
Вот мы и прилетели в такую красивую страну, где растут такие красивые цветы. И даже дождь здесь необычный, а капельки разного цвета. А на каждой капельке загадка. Если правильно отгадаете загадки, то герои сказок придут к нам в гости. Ребята, а вы любите сказки? Назовите сказки, которые вы знаете. Хотите посмотреть, что под нашими капельками?
Отрываем первую капельку. Какого она цвета?
Слушайте загадку:
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(муравей)>
Как вы думаете, кто это? Как вы догадались, что это муравей?
Приглашаем и муравья в свою сказку.
Кинезиологическое упражнение «Глазки»
Послушай, и повтори:
Чтобы зоркими нам быть -
Нужно глазками крутить.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Воспитатель: Вот следующая капелька, какого она цвета? А вот и загадка.
- В ярком платье модница
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает.
(бабочка)
Какая она? Где живёт? Чем питается? Кто хочет изобразить нам бабочку? Бабочка тоже хочет с нами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Утром бабочка проснулась (тянемся вверх)
Потянулась, улыбнулась.
(Дальше массируем каждый пальчик)
Раз - водой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
А вот ещё одна капелька, какого она цвета?
Ещё одна загадка
Длиннохвостая малышка
В серой шубке - это… (мышка)
Как вы догадались, что это мышка? Что есть у мышки? А мышка какая? … Мышь он маленький, как его можно ласково назвать.
Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!»
«Шли сорок мышей, нашли сорок камышей»
- А нас ждёт ещё загадка. Какой лепесток у меня в руках? Что бывает такого цвета?
Послушайте загадку.
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится
- Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает! Чик-чирик!» (Воробей)
Игра «Назови ласково» (Кидаю мяч каждому ребенку).
Птица - птичка
Синица - синичка
Галка - галочка
Журавль - журавушка
Сова - совушка
Ворона - воронушка
Скворец - скворушка
Воробей - воробышек
Пингвин - пингвинчик
Попугай - попугайчик
Игра «Громко - тихо»
Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
-Ребята, а как чирикает большой, взрослый воробей? - ЧИРИК, ЧИРИК, а маленький воробушек? - чирик.
- А вот ещё загадка. Какого цвета лепесток я сорвала?
Послушайте загадку.
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
- Кто это? Как вы догадались, что это Зайчик. Зачем зайчику нужны длинные уши? Чем питается зайчик? А вот и наш Зайчик. А в сказочных героев вы умеете превращаться? А зайчик какой? Трусливый, пугливый, маленький и т.д.
Подвижная игра «Зайка серый умывается»
«Зайка серый умывается,
видно в гости собирается,
вымыл носик, вымыл хвостик,
вымыл ухо, вытер сухо» и поскакал.
- Кто хочет узнать, что под следующей капелькой? Какого она цвета?
Это тоже загадка.
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет?
Как вы догадались, что это лиса? Какая она? Ульяна покажи, пожалуйста, как хитрая лиса улыбается. Хотите поиграть с лисой?
Упражнение:
СА - СА- СА - вот лиса
СА - СА - СА - под кустом лиса
Су - су - су - я боюсь лису
Со - со - со - хвост лисы, как колесо
Сы - сы - сы - есть лисята у лисы.
- А нас ждёт ещё загадка. Какой лепесток у меня в руках? Что бывает такого цвета?
Вот и все звери собрались. А чтобы узнать из какой они сказки загадаю вам загадку.
- Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет? (Ответ: Гриб)
Артикуляционная гимнастика «Грибок».
Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок,
Покажи, как рос грибок.
«Качели» - кончиком языка касаться то верхней, то нижней губы.
«Часики»- кончиком языка касаться то правого, то левого уголка губ.
Воспитатель: Вот и собрались все наши герои. Как вы думаете, из какой они сказки? («Под грибом»). Какие похожие сказки мы знаем? («Теремок», «Рукавичка»). Это русские народные сказки, а сказку «Под грибом» написал Владимир Сутеев, это авторская сказка.
А давайте попробуем её обыграть. У нас есть зрители, наши гости, есть актеры и у нас будет ещё хор.
Как вы думаете, ребята, как можно узнать, что пошёл дождь? Вот наши ребята нам помогут. Они будут шуршать как будто идёт дождь (произносить звук Ш, и шуршатьсултанчиками).
Начинается сказка. Воспитатель читает, а дети изображают.
После сказки воспитатель предлагает детям встать в круг и исполнить «Хоровод о дружбе».