Класс: 5.
Предмет: биология.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма: урок-путешествие.
Цель урока: формирование знаний о производителях, потребителях и разрушителях в природных сообществах.
Задачи урока:
Образовательные:
- научиться различать производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах;
- научиться описывать процессы передачи энергии и веществ в экосистемах;
- научиться объяснять взаимодействие между производителями, потребителями и разрушителями в экосистемах.
Развивающие:
- Разрабатывать гипотезы о влиянии изменений в экосистемах на производителей, потребителей и разрушителей;
- Строить прогнозы о возможных последствиях нарушения баланса производителей, потребителей и разрушителей в экосистемах.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к окружающей среде, а также понимание того, что каждый организм играет важную роль в экосистеме;
- Способствовать развитию гражданской позиции у учащихся, поощрять их действия, направленные на сохранение биологического разнообразия
Планируемые результаты обучения:
- Предметные: учащиеся научатся различать производителей, потребителей и разрушителей органических веществ, правильно составлять цепи питания в природных сообществах, усвоят понятия «редуценты», «консументы», «продуценты».
- Метапредметные: формируются умения работать с разными источниками информации, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую, фиксировать и оформлять результаты, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов, работать по плану.
- Личностные: формируется познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры, осознание единства и целостности окружающего мира.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические.
Основные термины и понятия: сообщество, производители (продуценты), потребители (консументы), разрушители (редуценты).
Оборудование: сенсорный экран, компьютер, проектор для демонстрации презентации, карточки с изображением живых организмов, рисунки, раздаточный материал, презентация.
План урока:
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности
- Актуализация знаний.
- Постановка цели и задач урока.
- Изучение нового материала
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Закрепление материала.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Организационный этап (1 мин)
Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие! Давайте сначала поприветствуем друг друга! Помашем рукой и улыбнемся!
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин)
Мы начинаем своё удивительное путешествие! Оно тем необычное, что научное!
В конце путешествия мы получим ответ на вопрос: «Как пригодятся полученные знания в нашей жизни?». Прежде чем отправиться в путь, нужно выбрать направление.
Раздаются билеты с названием сообщества (лес, луг, водоем).
Во время путешествия нам нужно соблюдать правила: тишина, поднятая рука
За каждый правильный ответ вы будете получать карточку. Та команда путешественников, которая соберет больше всего карточек и выиграет.
3. Актуализация знаний (5 мин)
Что берут с собой в путь ученые-путешественники?
- Багаж.
Итак, готовимся к отправке. Собираем багаж. Багаж знаний.
Проверим уровень знаний по теме «Пищевые связи в природных сообществах».
Посмотрите на рисунки презентации (Приложение) с изображениями животных и растений.
Определите, что изображено на рисунке. В чём заключается биологическая ошибка.
- Какие организмы расположены вначале пищевой цепи? (растения) Какую функцию они выполняют? (фотосинтез, производят энергию) Как мы их можем назвать? Производители.
- Кто расположен во втором звене цепи? (животные) Какая функция? (Они едят растения, орг.вещ-во) (потребители)
- Последнее звено пищевой цепи - это? (разрушители)
- Мы ученые-путешественники. Значит, нам нужно провести исследование и выступить на конференции. Давайте определим тему нашего научного исследования.
Учитель предлагает определить тему и цели урока, через поставленную проблему.
- Исходя из ваших ответов, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
- О производителях, потребителях, разрушителях.
Тема на слайде.
4. Целеполагание (2 мин)
Давайте сформулируем цель нашего путешествия (формулируют)
Что мы можем сделать для того, чтобы достичь цель? (отвечают)
- вспомнить структуру пищевой цепи;
- научиться различать производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в сообществах;
- отметить приспособленияорганизмов различных звеньев пищевой цепи.
Вы обладаете хорошим багажом знаний.
Мы поставили цели, задачи, поэтому в конце путешествия багаж ваших знаний должен увеличиться!
5. Изучение нового материала (7 мин)
- Мы прибыли на нужное место, а значит необходимо осмотреться. Поэтому отправимся на экскурсию.
- Вспомним, какие группы организмов есть в природном сообществе.
- Производители-продуценты (растения)
- Потребители:
- Консументы 1 порядка (растительноядные)
- Консументы 2 порядка (хищные)
- Разрушители-редуценты (грибы, бактерии)
Раздаются листы с терминами, которые дома перепишут или приклеят в тетрадь.
1) Продуценты - организмы, производящие органические вещества из неорганических (растения, цианобактерии).
2) Консументы - потребители готового органического вещества (1 порядка - растительноядные, 2 порядка - всеядные, хищные животные).
3) Редуценты - организмы, разлагающие органические вещества (грибы, бактерии).
- Установите соответствие между организмами и их функциональными группами в природном сообществе.
- За каждый правильный ответ получаете карточку.
Каждый подходит к доске и распределяет.
https://learningapps.org/display?v=p9t092ro323
яблоня
волк
орёл
водоросли
одуванчик
заяц
грибы
акула
рыба карась
гусеница капустницы
бактерии
дождевой червь
Молодцы! Возьмите карточку…
Экскурсия завершилась, мы отлично провели время и разобрались в теме.
6. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин)
Следующий этап нашего путешествия - научное исследование.
Для этого нужно изучить литературу и оформить мини-проект.
Работаем по плану.
- Изучить теоретический материал.
- Оформить проект:
- Выбрать рисунок сообщества.
- Заполнить таблицу.
- Составить цепь питания.
Продуценты |
Консументы 1 порядка |
Консументы 2 порядка |
Консументы 3 порядка |
Примеры
|
Примеры
|
Примеры
|
Примеры
|
Молодцы, вами проделана большая работа, вы тщательно изучили материал, получились отличные коллажи.
А теперь готовимся к выступлению!
План выступления (на слайде или столе):
- Назвать продуцентов, консументов, редуцентов
- Примеры цепей питания
- Какими приспособлениями обладают организмы различных звеньев пищевой цепи?
7. Первичная проверка понимания (7 мин)
Итак, мы подошли к главному моменту нашего научного путешествия - выступлению на конференции.
Предлагаю представить результаты своих мини-исследований.
Выступают.
Молодцы, ребята!
Багаж ваших знаний увеличился, и теперь мы их сможем взять с собой домой!
8. Первичное закрепление (3 мин)
Мы вернулись домой, и нам в журнале попался опрос. Как раз по теме нашего путешествия!
Тест с самопроверкой
Тест. ФИ _____________________
1. К какой группе можно отнести тополь серебристый?
а) потребители
б) производители
в) разрушители
2. Лягушку озерную относят к …
а) консументам
б) продуцентам
в) редуцентам
3. Организмы, способные производить органические вещества из неорганических - это…
а) консументы
б) продуценты
в) редуценты
4.Выберите правильно составленную пищевую цепь
а) растение - кузнечик - ястреб - ящерица
б) растение - кузнечик - ящерица - ястреб
в) ястреб - ящерица - кузнечик - растение
г) ящерица - кузнечик - ястреб - растение
5.Выберите названия естественных природных сообществ
а) болото
б) сад
в) парк
г) лес
Ответы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5 а,г
Самопроверка (на слайде правильные ответы)
Молодцы!
Теперь вас по праву можно назвать экспертами в области пищевых связей живых организмов! И вы сможете ответить на вопрос, поставленный вначале урока. Как знания пригодятся в нашей жизни? (всё в природе взаимосвязано и находится в равновесии)
Подсчитаем количество карточек команд. Побеждает команда…..!
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотреть видео по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/1064/
Составить по одной цепи питания луга, леса, озера.
*Творческое задание (по желанию): Сочините сказку о взаимоотношениях организмов в сообществе (на выбор).
10. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Какие знания вы приобрели во время путешествия?
Что делали на уроке с наибольшим удовольствием?
- отвечал на вопросы
- слушал ответы других
- слушал учителя
- делал проект
- выступал перед всеми
Оценивание результатов по шкале на экране.
Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!