Управление профессиональным развитием молодого педагога

Разделы: Профессия — педагог


За последнее время в образовании произошли колоссальные изменения. Стандартизация общего образования и введение профессионального стандарта предполагают системное переосмысление существующей практики деятельности педагогических работников. Профессиональный стандарт выступает в условиях профессионального развития молодого педагога нормой, образцом современных требований к педагогу, своего рода эталоном его профессионально-педагогической компетентности.

Молодые педагоги испытывают затруднения на начальном этапе педагогической деятельности. Во-первых, процесс их адаптации сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других трудностей в силу отсутствия опыта работы, незнания специфики образовательной организации, школьного коллектива, родительского социума. Во-вторых, молодой педагог, осуществляя профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога, должен знать основные закономерности возрастного развития обучающихся, способы социализации личности и «индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». Необходимо его активное включение в педагогическое творчество, исследовательскую и проектную деятельность, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий; использование и апробация специальных подходов в обучении в целях включения в образовательную деятельность всех обучающихся; освоение способов формирования у обучающихся универсальных учебных действий, высокой мотивации к обучению и многое другое. Без соответствующей квалифицированной профессиональной поддержки с таким объемом педагогической деятельности начинающему учителю справиться сложно. Своевременная поддержка молодого педагога и грамотно спланированная система информационно-методического сопровождения создают условия для успешного вхождения в избранную профессию.

Возникла потребность в создании условий для формирования компетенций молодого учителя, среды, способной обеспечить его становление и профессиональный рост. Актуальной становится задача, направленная на изменение подходов к организации методической работы, поиск новых точек профессионального роста учителя.

Таким образом, назрела необходимость решения противоречий между:

  • требованиями законодательства к определенному уровню владения педагогами современными профессиональными компетентностями и их неготовностью к работе в новых условиях в силу недостаточной практической, методической готовности молодых специалистов к деятельности в новых условиях;
  • требованиями профессионального стандарта педагога к определенному уровню владения педагогами соответствующими компетентностями и снижением мотивации молодых педагогов к самообразованию в условиях профессиональной деятельности.

Наличие и анализ указанных противоречий определили проблему: неготовность молодых специалистов, пришедших в образовательную организацию, работать в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Наряду с другими организациями, образовательная организация - центральное звено, в котором обеспечивается профессиональная адаптация молодых специалистов. Задача образовательной организации - помочь начинающему педагогу осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.

Для осуществления системности в работе с молодыми педагогами целесообразно выделить основные взаимосвязанные направления этого вида деятельности:

  • повышение научной, теоретической, практической, психолого-педагогической, методической подготовки молодого специалиста;
  • изучение и освоение молодым специалистом учебной программы, требований к современному уроку/занятию;
  • изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности молодого специалиста.

Система работы с молодыми педагогами реализуется на основе принципов и с учетом особенностей молодого специалиста: принцип «зоны ближайшего развития», обоснованный Л.С.Выготским; принцип сочетания индивидуальных и групповых форм профессионального развития; принцип тьюторского сопровождения профессионального развития молодого педагога; принцип сетевого межмуниципального и муниципального взаимодействия. Она включает не только курсы повышения квалификации, но и технологию методической поддержки молодых учителей педагогами-наставниками.

Современные требования к профессиональным компетентностям педагогических работников образовательных организаций, определенные в профессиональном стандарте, связаны с изменениями в подходах к организации учебного процесса, использованию образовательных технологий, владению предметным содержанием. Овладеть современными профессиональными компетентностями, как показывает практика, хорошо помогает наставничество. Педагогическое наставничество - одна из форм методической работы по передаче педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает приемы и методы педагогической деятельности под непосредственным руководством педагога-мастера, педагога с большим стажем и желанием помочь молодому специалисту. Наставничество в образовании можно рассматривать и как форму индивидуального обучения и воспитания молодого педагога. При осуществлении педагогического наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков на рабочем месте.

Обучение на рабочем месте создает условия для более благоприятной будущей адаптации учителя в школьном сообществе.

Можно выделить основные компетенции, которые молодой педагог может приобрести только на рабочем месте:

  • Более глубокое понимание личности обучающегося.
  • Перенос внимания от себя к проблемам и результатам обучения и воспитания.
  • Умения и компетенции в области управления образовательным процессом.
  • Владение современными технологиями обучения и воспитания, оценочной деятельностью.
  • Компетенция решения педагогических проблем.

К основным направлениям деятельности педагога-наставника с молодым специалистом относятся:

  • подготовка современного урока;
  • консультирование молодых учителей по использованию новых педагогических технологий в образовательном процессе;
  • анализ и планирование учебного процесса;
  • разработка рабочих программ;
  • дидактическая и методическая помощь молодым учителям;
  • оценка процессов обучения;
  • сотрудничество с коллегами, администрацией, учениками; организация самообразования по методической теме.

В этих направлениях деятельности внимание сосредоточено на четко определенных функциях педагога-наставника, ориентированных на развитие педагогических компетенций молодого педагога, поэтому наставники должны быть хорошими специалистами по планированию учебного процесса, реализации, оценке процесса обучения, консультированию, мотивации, выбору и применению дидактических технологий.

Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами: участие в методических мероприятиях образовательной организации (методических днях, профессиональных конкурсах, школьных семинарах, конференциях, открытых уроках опытных учителей). Это далеко не полный перечень методических мероприятий, которые проходят в образовательной организации по повышению педагогического мастерства педагогов.

Как правило, организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической, предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

  • мотивационно-целевой, когда наставник совместно с молодым специалистом изучает нормативные документы в области образования, определяет обязанности и полномочия молодого педагога в соответствии с современными требованиями, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации;
  • основной этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования;
  • итоговый: на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.

Таким образом, грамотное управление становлением профессиональной адаптации молодого педагога помогает профессиональному росту молодого специалиста. Грамотно построенная работа с молодыми специалистами - один из факторов успешного овладения профессиональными компетентностями и вхождения в профессиональную среду.