Обучающиеся, имеющие задержку психического развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя, педагогов - специалистов и родителей. Следует помнить, что программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР помимо получения базовых знаний по предмету, предполагает предупреждение появления специфических ошибок. Учитель учитывает актуальные задачи коррекционной работы, создаёт на уроках условия для эффективной учебной деятельности обучающихся.
Детям с ЗПР следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному, поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы.
Предлагаем вашему вниманию примеры адаптации заданий по русскому языку для обучающихся 1 класса с ЗПР (вариант 7.1). На каждой карточке для сравнения представлены задания как для обучающегося по основной программе, так и для обучающегося с ЗПР.
Мы предлагаем использовать следующие способы адаптации заданий для самостоятельной работы - упрощение инструкции к заданию, сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности, упрощение содержания задания, дополнительную визуализацию.
Инструкции для обучающихся с ЗПР разбиты на короткие шаги. Задание для детей с ЗПР содержит визуальную инструкцию в виде пиктограммам, на которых схематически показано, что нужно делать, так как часто эти дети испытывают сложности при овладении навыком чтения, а также с пониманием прочитанного.
Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
Карточка 1
Прочитай, подчеркни орфограмму. Проверь.
Кочка, конечно, скучный, почта, птенчик.
(для детей с ЗПР)
1. Прочитай. | 2. Реши задачу. | 3. Проверь. |
|
|
|
1. Прочитай. 2. Подчеркни орфограммы. 3. Проверь.
Кочка, конечно, скучный, почта, птенчик.
Карточка 2
Прочитай. Измени слова так, чтобы в них появилось буквосочетание ЧК. Запиши слова. Проверь.
Образец: дочь - дочка.
Река - ______________________
Ночь - ______________________
Рука -______________________
(для детей с ЗПР)
1. Прочитай.
2. Измени слова так, чтобы в них появилось ЧК.
3. Запиши слова.
4. Проверь.
Образец: дочь - дочка.
Река - ______________________
Ночь - ______________________
Рука - ______________________
Тема: «Буквосочетания ЖИ-ШИ»
Карточка 3
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Проверь.
Верш..на, душ..стый, друж..ть, уш.., прохож..й, ж..дкий, уж..н.
(для детей с ЗПР)
1. Прочитай.
2. Вставь пропущенные буквы.
3. Спиши.
4. Подчеркни орфограммы.
5. Проверь.
Верш..на, душ..стый, друж..ть, уш.., прохож..й, ж..дкий, уж..н.
Карточка 4
Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши». Проверь.
Тиш..на в лесу. У Иры лыж.. Лыж.. хорошо едут. Вокруг леж..т пуш..стый снег. Падают снеж..нки.
(для детей с ЗПР)
1. Прочитай.
2. Спиши.
3. Подчеркни орфограммы «жи-ши».
5. Проверь.
Тиш..на в лесу. У Иры лыж.. Лыж.. хорошо едут. Вокруг леж..т пуш..стый снег. Падают снеж..нки.