Адаптированные задания по русскому языку для обучающихся с ЗПР 1-го класса

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, ЗПР


Обучающиеся, имеющие задержку психического развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя, педагогов - специалистов и родителей. Следует помнить, что программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР помимо получения базовых знаний по предмету, предполагает предупреждение появления специфических ошибок. Учитель учитывает актуальные задачи коррекционной работы, создаёт на уроках условия для эффективной учебной деятельности обучающихся.

Детям с ЗПР следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному, поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы.

Предлагаем вашему вниманию примеры адаптации заданий по русскому языку для обучающихся 1 класса с ЗПР (вариант 7.1). На каждой карточке для сравнения представлены задания как для обучающегося по основной программе, так и для обучающегося с ЗПР.

Мы предлагаем использовать следующие способы адаптации заданий для самостоятельной работы - упрощение инструкции к заданию, сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности, упрощение содержания задания, дополнительную визуализацию.

Инструкции для обучающихся с ЗПР разбиты на короткие шаги. Задание для детей с ЗПР содержит визуальную инструкцию в виде пиктограммам, на которых схематически показано, что нужно делать, так как часто эти дети испытывают сложности при овладении навыком чтения, а также с пониманием прочитанного.

Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Карточка 1

Прочитай, подчеркни орфограмму. Проверь.

Кочка, конечно, скучный, почта, птенчик.

(для детей с ЗПР)

1. Прочитай. 2. Реши задачу. 3. Проверь.

1. Прочитай. 2. Подчеркни орфограммы. 3. Проверь.

Кочка, конечно, скучный, почта, птенчик.

Карточка 2

Прочитай. Измени слова так, чтобы в них появилось буквосочетание ЧК. Запиши слова. Проверь.

Образец: дочь - дочка.

Река - ______________________

Ночь - ______________________

Рука -______________________

(для детей с ЗПР)

1. Прочитай.

2. Измени слова так, чтобы в них появилось ЧК.

3. Запиши слова.

4. Проверь.

Образец: дочь - дочка.

Река - ______________________

Ночь - ______________________

Рука - ______________________

Тема: «Буквосочетания ЖИ-ШИ»

Карточка 3

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Проверь.

Верш..на, душ..стый, друж..ть, уш.., прохож..й, ж..дкий, уж..н.

(для детей с ЗПР)

1. Прочитай.

2. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши.

4. Подчеркни орфограммы.

5. Проверь.

Верш..на, душ..стый, друж..ть, уш.., прохож..й, ж..дкий, уж..н.

Карточка 4

Спиши, подчеркни орфограммы «жи-ши». Проверь.

Тиш..на в лесу. У Иры лыж.. Лыж.. хорошо едут. Вокруг леж..т пуш..стый снег. Падают снеж..нки.

(для детей с ЗПР)

1. Прочитай.

2. Спиши.

3. Подчеркни орфограммы «жи-ши».

5. Проверь.

Тиш..на в лесу. У Иры лыж.. Лыж.. хорошо едут. Вокруг леж..т пуш..стый снег. Падают снеж..нки.