Образовательная среда как средство нравственно-патриотического развития дошкольников

Разделы: Патриотическое воспитание


Морозова Ирина Юрьевна,
заведующий
Кляузовв Татьяна Александровна,
старший воспитатель
Ренц Светлана Викторовна,
педагог-организатор

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
Если на десять лет вперед - сажай лес,
Если же на сто лет - воспитывай детей.

Народная мудрость

В современном дошкольном образовании духовно-нравственное развитие занимает одну из ведущих ролей в воспитании подрастающего поколения. Актуальность данного направления отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, он выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В период дошкольного детства у ребенка происходит огромный скачок в познавательной, эмоциональной сфере, происходит закладка основ системы духовно-нравственных ценностей, которая в дальнейшем определяет отношение взрослого человека к миру и обществу. В настоящее время СМИ усиленно пропагандирует западный, чуждый нам уклад жизни, в связи с этим у детей наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей и, важно создать в дошкольном учреждении эффективно функционирующую систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и духовно здорового человека.

Цель формирование нравственно-патриотических качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, через активное освоение образовательной среды дошкольного учреждения.

Задачи:

  • построение развивающей среды, стимулирующей интерес ребёнка к духовным законам окружающего мира;
  • формирование представлений детей ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
  • ориентация семьи на нравственно-патриотическое воспитание детей.

Работа нашего дошкольного учреждения представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог - ребенок - семья». Используя разные формы работы, мы стараемся создать условия для погружения ребенка в историческую, эмоциональную среду событий, которые формируют их нравственный опыт и подключаем родителей к его формированию, через совместную подготовку мероприятий.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

  • проведение интерактивных игр;
  • совместное оформление мини-музеев: «Секреты бабушкиного сундучка», где представлена коллекция обрядовых кукол-оберегов, позволяющая детям окунуться в мир кукол русской старины, «Ремесла Красноярского края», который знакомит их со старинными и современными изделиями мастеров и «Народы Красноярского края» где воспроизведены народные костюмы;
  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;
  • цикл занятий под названием «Уроки доброты», «Уроки Победы», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
  • знакомство с календарными православными и народными праздниками, традиционное проведение некоторых из них (Святки, Масленица, Пасха);
  • знакомство детей с жизнью и подвигами защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказов с использованием видео (мульт)фильмов;
  • знакомство и проведение социально значимых праздников патриотической направленности (День Российской Армии, День Победы);
  • тематические выставки детского творчества;
  • экскурсии на природу, с целью показать красоту родных мест;
  • благотворительные ярмарки;
  • реализация педагогических практик «Час в музее»;
  • деятельность Пресс-центра ДОУ и др.

В течение трех лет в нашем дошкольном учреждении накануне 9 мая проходит интерактивная квест-игра «Военно-полевой лагерь». В этот день территория детского сада превращается в военно-полевой лагерь, где организованы площадки, на которых ребята ощущают на себе всю обстановку военной службы: «Военный штаб», «Передовая», «Медсанбат» и «Полевая кухня».

Дети легко перевоплощаются в разведчиков, минёров, санитаров, отдыхают и поют песни на привале, угощаются чаем с сушками на полевой кухне. В конце мероприятия совместно с воспитанниками обсуждаем, делимся впечатлениями, о прошедших «испытаниях», которые ребята смогли преодолеть.

Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении мы считаем педагогическую практику «Час в музее», которая позволяет погрузиться в изучение истории, культуры, традиций своего народа, города, края через выбор «Музея в чемодане» («Флора и фауна города Канска», «Никто ни забыт, ничто не забыто», «Давайте поиграем», «Истоки русского быта», «Народные промыслы») и игру с его экспонатами.

Попадая в музейную среду, ребенок имеет возможность «погрузиться» в прошлое, соприкоснуться с иной, отличающейся от современной среды.

Наши дети увлеченно играют с экспонатами, что позволит им осознать себя субъектом культуры, понять своё место в историко-культурном пространстве, быть сопричастным к истории страны, края, города. Введение практики «Час в музее» в нашем детском саду помогло использовать в педагогическом процессе новые идеи и технологии, способы организации образовательной среды. Данная практика вошла в Региональный образовательный атлас в 2020 году.

С 2021 года работает Пресс-центр, который освещает жизнь дошкольного учреждения. Деятельность студии «Яблонька TV» является частью системы взаимодействия с семьями воспитанников. Это отличный механизм сделать образовательный процесс детского сада более открытым. Знакомство с «репортажами» и программами о мероприятиях является эффективным средством, патриотического, духовно-нравственного воспитания малышей. Возможность просмотра телепрограмм от «Яблоньки TV» позволяет им включиться в обсуждение событий в коллективе сверстников и близких людей.

Газета «Новости от «Яблоньки», направлена на возрождение забытой традиции семейного чтения. Рассматривая иллюстрации к статьям, ребенок может рассказать свою версию прошедшего события или обсудить с родителями содержание статьи после совместного прочтения. Дошкольник учится оценивать разные ситуации, видеть «Что такое хорошо, и что такое плохо», что мотивирует его на добрые дела. Совместное чтение газеты позволяет родителям почувствовать значимость для ребенка описанных событий, сближает их с детьми, помогает наполнить радостью совместное общение.

Для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, организуются досуговые мероприятия, основанные на народных традициях: Рождественские Святки, Масленица, Пасха. Включаясь в подготовку и проведение праздников, дошкольники погружаются в атмосферу русской самобытной культуры: исполняют заклички, пестушки, играют в народные игры, водят хороводы, знакомятся историей народного костюма.

Доброй традицией в нашем дошкольном учреждении стало проведение театральных недель. Педагоги вместе с детьми подготовительной группы представляют интерактивные сказки, позволяющие воспитанникам познакомиться с бытом, культурой народов проживающих в Красноярском крае.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств у детей дошкольного возраста, переживаний и эмоциональных открытий. Наши юные зрители с восторгом погружались в музыкальную историю «Секретов красы от мадам Лисы», которая рассказывает о хвастовстве и скромности, а еще о настоящей дружбе. Сопереживали беззащитному зайцу из русской народной сказки «Заюшкина избушка», знакомились с самобытной культурой северных народов посредством серии музыкальных сказок «В том краю, где много снега» и другие.

Ярким эмоциональным событием для всех участников образовательного процесса становятся ярмарки посвященные праздникам «День защиты детей», «Пасхальный перезвон». В родительских клубах взрослые и дети изготавливают игрушки для особенных детей, детей из семей СВО, семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Такие благие дела приносят много незабываемых эмоций и впечатлений детям, родителям, а также самому коллективу ДОУ, делая нас лучше и духовно богаче.

В результате реализации мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности с использованием образовательной среды, воспитанники имеют представления:

  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к окружающему их миру;
  • об истории и культуре своего города, края, страны;
  • умеют беречь и поддерживать красоту родной природы;
  • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
  • стремятся к добру и неприятию зла.

Таким образом, созданная образовательная среда детского сада оказывает благоприятное воздействие на развитие детей, приобщает дошкольников к традициям нашей Отечественной культуры, расширяя возможности духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Библиографический список

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. - М. - УЦ Перспектива 2014.
  2. Даведьянова И.С. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность - сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель 2013.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриатическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - 2-е издание., М. АРКТИ - 2010.
  5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание детей в детском саду. М. Мозаика-Синтез 2015.
  6. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2009.