Класс: 8.
Место урока в курсе «Биология. 8 класс». Тема: «Высшая нервная деятельность».
Единица содержания: создание и представление резюме.
Цель: знание своих индивидуальных особенностей (личных черт, темперамента) и применение их к практической жизненной ситуации (прохождение собеседования).
Обучающий аспект:
- Знать тип своего темперамента, особенности ВНД;
- Уметь выделять свои личностные качества для составления резюме;
- Уметь работать с шаблонами.
Развивающий аспект:
- Развивать умения осуществлять планирование, контроль, рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников;
- Развивать свои коммуникативные навыки, проходя собеседование, представляя резюме;
- Развивать умение анализировать представленную информацию и делать выводы.
Воспитывающий аспект:
- Задуматься о своей будущей профессиональной направленности, обдумать свои личностные качества.
Тип урока: урок игра (комплексного применения знаний).
Этапы урока:
- Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Деловая игра.
- Итог на рефлексивной основе.
Оборудование для урока:
- Презентация к уроку (приложение 1).
- Карточки по профориентации с перечнем необходимых профессиональных характеристик для конкретных профессий по 5 направлениям: человек-человек; человек-знаковая система; человек-техника; человек-природа; человек-художественный образ (ссылка на описания профессий, если нет карточек https://azps.ru/porientation/indexpg.html)
- Бланки для резюме (приложение 2).
- Бланки Критериев оценивания (приложение 3).
Ход урока
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (3 мин) | |
Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
При подготовке к уроку учащиеся проходят тест на тип темперамента и приносят результаты. |
|
Приветствие класса. Представление ведущих урок. Учитель предлагает выбрать наиболее понравившуюся фразу. Объяснить причину выбора. Подводит учащихся к определению тему урока и его цели. Фразы:
Тема «Деловая игра. Прием на работу» Учитель сообщает о том, что сегодня урок особенный - это деловая игра. Цель игры: Осознание своих индивидуальных особенностей и применение их в практической жизненной ситуации - создание резюме при поступлении на работу. |
Учащиеся знакомятся с изречениями, предполагают тему урока, формулируют цель |
Применение знаний и способов действий (32 мин) |
|
Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Психолог предлагает определить, кто подбирает соискателей и помогает им устроиться на работу. (Предполагаемый ответ - кадровое агентство). Объявляет, что он с учителем его представляют в игре.
Правила игры:
Этапы игры:
Затем объявляются критерии оценивания участия в игре - создание и представление резюме (оценка производится и учителем и психологом во время «приема на работу» и учащимися):
Критерии оценивания соискателей на должность:
|
Знакомятся с правилами игры, принимают их.
Знакомятся с критериями оценивания соискателей на должность, получают бланки для заполнения |
1 этап игры. Учитель напоминает, что на предыдущем уроке были изучены понятие темперамент, его типы и характеристики. Предлагает их повторение для дальнейшей работы по написанию резюме. |
Повторение понятия темперамент, типы темперамента, основные характеристики. |
2 этап. Психолог представляет схему составления резюме с опорой на слайды презентации. Дает краткие комментарии.
Этапы создания резюме:
|
Знакомятся с правилами составления резюме. Получают шаблон резюме для составления. |
3 этап. Психолог представляет профессиональные направления через демонстрацию схемы: человек-человек; человек-знаковая система; человек-техника; человек-природа; человек-художественный образ. Учитель представляет четыре организаций: «Центр международных отношений», «Министерство культуры», «Исследовательский и медицинский центр», «Сколково - центр технологий» для поступления на работу. Учащиеся выбирают одну из организаций. На отдельных столах выбирают профессиональные направления и одну-две профессии. Знакомятся с информацией о профессии, требованиями и видам деятельности на карточке.
В соответствии с полученной информацией и опираясь на знание своих сильных и слабых сторон, достижения в учебе, спорте, творчестве, начинают составлять свое резюме.
|
Индивидуальная работа 9-10 минут, написание резюме.
|
4 этап «Собеседование соискателей. Экспертная оценка».
Учащийся с заполненным резюме с опорой на свои текущие оценки по предметам, которые связаны с выбранной профессией (например, Министерство культуры, профессия журналиста, текущие отметки по русскому языку литературе и истории) проходит собеседование с учителем и психологом, отвечая на вопросы по существу резюме.
|
Собеседование с учителем и психологом. Класс слушает собеседующихся, заполняет критерии оценивания соискателей на должность. |
Итог на рефлексивной основе (10 мин) |
|
Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей, выражение степени удовлетворенности индивидуальной и совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Общее обсуждение выставленных баллов по критериям оценивания соискателей на должность (соответствие резюме выбранной профессии).
|
Сравнивают выставленные баллы. Комментируют свой выбор при необходимости. |
Обсуждение результатов игры по вопросам:
|
Учащиеся отвечают на вопросы, резюмируют опыт прохождения «собеседования».
|
Завершение урока. Благодарности. Пожелания. |