Технология организации работы с домашними заданиями в обучении математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Ключевые слова: домашнее задание


«Существует большое количество эмпирических данных, которые показывают, что учащиеся, которые более саморегулируются, более эффективны в обучении, более настойчивы, изобретательны, уверены в себе и достигают более высоких результатов".
Motivation in education theory, research, 1995 год
от Dale H.Schunk, Paul R.Pintrich и Judith R.Meece

Цель: описание методики организации работы с домашними заданиями из опыта работы.

С годами каждый учитель вырабатывает свой стиль, свою тактику работы в достижении лучших результатов в обучении по предмету. И опыт не должен быть синонимом усталости или как принято говорить «выгорания» учителя. Опытный учитель за годы работы имеет возможность опробовать различные практики, наблюдать эффективность приёмов во времени и просто обязан отбирать, и использовать в работе лучшее.

Для меня одним из выводов за годы работы (27 лет работаю учителем) является важность организации работы с домашними заданиями. Считаю, что если учитель формально относится к домашним заданиям, то он заведомо теряет в мастерстве, а учеников лишает качественного обучения предмету. Я преподаю предмет Математика и задание на дом - это ежедневная процедура. И относится формально к этому этапу в обучении нельзя. Нельзя недооценивать процессы: задание на дом, проверка домашних работ и анализ проверенной работы учителем на следующем уроке. Это самый эффективный приём в получении обратной связи от учащихся, это «двигатель» в обучении. Потому что, зная успехи и неудачи прошлого урока мы можем «выстроить» работу на следующем уроке, можем вовремя «отреагировать» на ошибки не дать им «прижиться», вовремя провести коррекцию знаний. И в конце концов это самый простой способ видеть результат своего труда. Конечно ежедневная (это обязательное условие) проверка домашних работ - это трудоемкая работа, требующая времени и внимания. И результат повышения качества обучения виден не сразу, но мой опыт показывает, что систематическая работа с домашними заданиями всегда даёт результат. Своевременное реагирование на недопонимание материала, на правильность оформления решения, на рациональные методы решения, демонстрация различных способов разными учениками всё это способствует качественному усвоению материала.

Итак, организация работы с домашними заданиями для меня-учителя состоит из четырёх этапов. Первый это задание на дом в конце урока, второй - анализ/ разбор/ самопроверка домашней работы в начале следующего урока, третий собираем и проверяем домашние работы и четвёртый раздаём тетради и даём обратную связь в виде похвалы или замечаний.

Задание на дом

Я давно отказалась от домашних работ по учебнику по которому дети проходят обучение. Не потому что в учебнике нет «достойных» заданий, напротив авторы продумывают систему упражнений к каждой теме и внимательно относятся к разработке дидактического материала. Например, дублируют однотипные упражнения парами для того чтобы одно выполнить в классной работе, а другое по образцу в домашней или отводят рубрику в учебнике «задания на дом», но на всё есть ГДЗ. Я понимаю занятость и усталость родителей часто приводит к тому что им легче и удобнее согласиться на бездумное списывание ребёнком готовой домашней работы. Но потом эти же родители с нас спросят о причинах неуспешности детей по математике. Поэтому в поисках способов борьбы с ГДЗ я пришла к отказу от домашних работ по учебнику. К каждому уроку подбираю задания, учитывая тему и уровень подготовки учащихся. В задании на дом обязательно указываю страницы учебника где расположен теоретический материал по теме и прикрепляю листочек с практическими заданиями.

Если это только первые уроки по теме, то прикрепляю образцы решений и задаю решить аналогичные.

Если идёт первичное или обобщающее закрепление, то в домашнюю работу включаю задания на отработку навыков, приёмов по изучаемой теме. Если есть необходимость, включаю задания на ранее изученные темы. И обязательно в домашней работе должна быть задача, требующая от ученика нестандартного решения или задача для решения которой не хватает знаний, но ученик самостоятельно может найти способ решения или вывести новое знание. У меня в домашних заданиях почти нет упражнений где нужно просто перемножить или выполнить какое-то другое действие, обязательно требуется сообразительность и рассуждения. Условно домашняя работа делится на базовый (не значит примитивный) и углубленный уровень. Ежедневно. Пусть ученик не всегда сможет выполнить полностью домашнюю работу, но важно чтобы он задумался попробовал «пропустил задачу через себя». Здесь важно: в журнал оценкой не наказываем за не полностью выполненную домашнюю работу. Итак, на следующий урок приходя в класс после приветствия от учителя дети слышат: «Открываем тетради, проверяем домашнюю работу».

Анализ/ разбор/ самопроверка домашней работы

Открываю слайд, на котором первое задание домашней работы и начинаю рассказывать, как решала бы я если бы была ученицей. Зачем? Во-первых, чтобы ученик сравнил свои рассуждения с моими, во-вторых я оформляю решение на доске и обращаю попутно внимание на важность некоторых моментов в оформлении или наоборот недопустимость каких-то записей. А у ребёнка открыта тетрадь, и он продолжает сравнивать и анализировать. Обязательно кто-то задаст вопрос или по способу представленного мною решения или по оформлению. Кто-то может предложить свой способ решения, обязательно предлагаю сравнить какой способ рациональнее. В ходе этой работы на этом этапе я ещё и проговариваю критерии оценивания, в ходе такого разбора дети понимают за что им могут снизить оценку или сделать замечание. А это в том числе и подготовка к итоговой аттестации. Пятиклассники (или другие классы) у которых я первый год преподаю обычно на этом этапе недоумевают «тетради ещё не собрали на проверку, а учитель уже демонстрирует готовые решения». Находятся те, кто начинает исправлять или «приписывать» что-то… ничего страшного это быстро проходит. Правда бывает находятся «хитрецы», которые зная, что я в начале урока буду разбирать домашнюю работу, приходят в класс с невыполненной работой и пытаются украдкой во время разбора срисовать, бездумно. С этим обязательно надо бороться. Это не сложно. Как правило таких учеников видно и вовремя разбора потому что они не участвуют в обсуждении- им некогда, и такие работы тоже видно. Если однажды я замечаю такую привычку у ученика, то после фразы: «Открыли тетради, проверяем домашнюю работу» я адресно подхожу и проверяю по факту выполнена работа дома или нет. Заканчивается этот этап самопроверкой. Я предлагаю детям оценить себя, сравнивая свою работу дома с образцом рассуждений представленным в классе. Каждый пишет в тетради «Самопроверка» и ставит оценку. Затем я собираю тетради на проверку.

Проверка домашних работ

Это трудоёмкая и затратная по времени процедура. Но только ежедневная проверка даст результат. В ходе проверки выделяю часто встречаемые ошибки, иногда выясняется, что учащиеся при выполнении заданий не пользуются новыми знаниями или наоборот используют формулы или алгоритмы, которые ещё не изучали, возможно сказалась помощь родителей. На все выявленные промахи нужно реагировать. А иногда кто-то находит нестандартный способ решения, но по каким-то причинам в классе при разборе работы своё решение не продемонстрировал. Такие работы также заслуживают внимания на следующем уроке. Кто-то решит, что у меня мало учеников и мало тетрадей, поэтому я настаиваю на ежедневной проверке. Это не так. В среднем в день на проверке 80 тетрадей, а если контрольная или самостоятельная работа количество увеличивается в полтора-два раза. Я тоже иногда не успеваю с проверкой и от этого зависит пройдёт ли вовремя четвёртый этап. Если не успеваю с проверкой работ, то задаю цифровую домашнюю работу в ЭЖД или на образовательной платформе, например, ЯКласс.

Раздаём тетради

Итак, тетради проверены. Завтра урок, на котором Вам предстоит раздать тетради. С одной стороны, у вас есть причины включить в содержание следующего урока задания по темам, на которые больше всего допущены ошибки, с другой стороны есть повод провести анализ работ. Иногда, когда допущены серьёзные ошибки я включаю фрагменты сканов домашней работы в презентацию не озвучивая фамилию ученика. Спрашиваю класс «Что в оформлении или в решении неверно?».

Такая организация работы на мой взгляд позволяет и детям, и учителю получать ежедневно обратную связь. Существует множество исследований, доказывающих положительное влияние обратной связи от преподавателя на учебный процесс и мотивацию школьников. Чтобы это действительно работало, оценивание работ должно быть своевременным, актуальным и ориентированным не на фиксацию ошибок, а на действия - то есть на способы эти ошибки исправить. На самом деле исправлять ошибки - это задача самих учеников. А роль учителя скорее состоит в том, чтобы задать им верную траекторию для движения. Еще эффективнее научить их самостоятельно выявлять ошибки, используя наши подсказки.

На мой взгляд описанная выше организация работы с домашними заданиями наиболее полно даёт обратную связь и ученику, и учителю.

  1. Дети вовлечены в процесс оценивания. Ведут диалог с учителем, задают вопросы и более глубоко погружаются в изучение темы.
  2. Сравнение своей работы с образцом - полезная практика, которая пригодится в будущем. Возможность сравнивать свою оценку домашней работы с оценкой учителя.
  3. Своевременная коррекция знаний.
  4. Критерии оценивания и требования к оформлению озвучиваются по каждой работе. Ученики получают рекомендации по улучшению качества работ.
  5. Выявление уровней понимания, возможность для учителя строить учебный план в соответствии с потребностями.

Практика обратной связи важна не только для улучшения результата обучающихся. Для того чтобы обеспечить детей актуальной информацией, преподаватель должен быть в курсе интересующих их тем и потребностей.