Социальная адаптация - главная цель обучения детей с ОВЗ. При обучении детей с ОВЗ необходимы новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности. У детей с ОВЗ различных нозологий на первом месте - это проблема в нарушении связи с миром, ограничено общение со сверстниками и взрослыми. Часто эти детки одиноки, но они такие же талантливые, как и обычные дети.
Я наблюдала за одним своим учеником. Он не хотел ничего делать на уроках изобразительного искусства или трудового обучении, но я понимала, что этот мальчик очень любит своих родных и предложила сделать поделку для мамы, потом для брата, отца. Ученик делал с большим удовольствием и огромной любовью. Сколько радости было в его глазах! «Это - для мамы!». То есть, не для себя, а для мамы! Когда ребёнок держит в своих маленьких руках то, что он сделал ради любимых. Не для себя, для них… Это очень трогательно.
Поэтому необходимо помочь им проявить себя и оказать поддержку. Педагогу необходимо помочь детям проявить себя, нужно увидеть в ребёнке сильные стороны и помочь развить скрытые способности учеников. На любом этапе обучения и воспитания оказать поддержку и подбодрить ребёнка.
Перед педагогами встаёт вопрос: как, и с помощью каких технологий, методов, средств помочь детям познать себя, раскрыться и войти во взрослый мир, полноценно в нём жить? Необходимо рассмотреть в ребёнке его потенциал, стимулировать, заложенную в каждом ученике творческую активность. По возможности совершенствовать её, развивать необходимые качества. Я работаю на дому с детьми с ОВЗ различной тяжести заболевания. Это дети с интеллектуальными нарушениями, аутисты, ТМНР. Часто, готовясь к урокам, передо мной встаёт вопрос: как увлечь ребёнка, какие новые дидактические игры принести на урок, какие методы и технологии применить на том или ином уроке. Я подбираю задания индивидуально для каждого ученика. Очень много делаю и придумываю новых дидактических игр, стихотворений, подбираю карточки, игрушки, делаю сама презентации по нужной мне теме, смотрим учебные фильмы. Цели для каждого ребёнка разные, но главная-создать условия для успешного обучения обучающегося, его социализации и развитие функциональной грамотности.
Понаблюдав за учениками, я заметила, что ученики реагируют на темп, тембр голоса учителя, эмоциональность учителя. На занятиях я использую материал, затрагивающий интересы и потребности детей, которые связаны с детским бытом, его повседневной жизни и это - русский фольклор и его атрибуты. Фольклор дает возможность находиться с ребёнком на одной ступени и познакомить его с обычаями и традициями русского народа.
Когда я использую фольклор на уроке, дети говорят: «У нас сегодня праздник!».
Действительно, атрибуты фольклора создают атмосферу праздника, повышенного настроения, интереса и восторга! Повышается работоспособность, развивается память, речь, пополняется словарный запас. Что ж такое фольклор и какие атрибуты фольклора я использую на занятиях?
Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Но, вдумываясь в перевод - «народная мудрость», соприкасаешься с глубинным смыслом этого всеобъемлющего понятия, так как мудрость веками рождала мир образов народного искусства, сохраняя прошлое в настоящем для будущего. Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.
Атрибуты фольклора на моих занятиях:
- ложки (счёт на уроках математики, раскрашиваем на уроках труда, как наглядный материал использую при чтении сказок. Например, «Три медведя». Желательно иметь три разные деревянные ложки: большую, среднюю и маленькую)
- трещотки (ритм, переход от одного задания к другому)
- бубен (посчитай сколько раз ударила в бубен, покажи эту цифру, выбирай те слова, которые состоят из двух логов, трёх и т.д., а учитель простукивает нужное количество раз).
- носовые платочки (игры, физминутки)
- цветные ленточки
- матрёшки
- книги со сказками и легендами (дети берут пример с героев произведений, стараются походить на них в жизни)
- загадки
- потешки
- пословицы и поговорки
- использование русских народных костюмов с кокошниками (для участия в конкурсах)
На каких уроках и праздниках я использую фольклор?
- Урок-ярмарка (математика, трудовое обучение и чтение)
- Рождество Христово
- Проводы зимы
- Праздник «Встреча весны»
- Пасха Господня
- Дети слушают легенды, былины и предания о героях Отечества.
- Паузы на уроках (физминутки).
На моих занятиях присутствуют родители, они не только присутствуют. Но и активно помогают детям с помощью подсказок учителя. На занятиях происходит общение с учителем, и родители могут получить консультацию на мучившие их вопросы. Так как у меня несколько детей, обучающихся на дому, мы организуем экскурсии вместе с родителями. Например, были в «Усадьбе Измайлово». Это помогает ребятам не чувствовать себя одинокими. Участия в конкурсах благотворно влияют на детей, позволяют им объединиться для совместных выступлений, пообщаться, попробовать принимать другую точку зрения, происходит обмен знаниями и мнениями. Это очень ценно при формировании личностных качеств детей и их социализации.
Мы примеряем русские народные костюмы, дети вживаются в образ, более понимают культуру русского народа. Эмоционально окрашенные занятия и наполненные простыми, доступными такой категории детей, стихами, потешками, песенками, былинами способствуют развитию положительного отношения друг к другу, повышения интереса к учёбе и её мотивации. Игровые технологии на уроках помогают быстрее запомнить буквы и цифры, научиться писать и читать, повышают собственную активность. Я стараюсь, чтобы мой тон был спокойным, много и часто хвалю ребёнка, всегда можно найти причину для похвалы и создать ученикам ситуацию успеха. Я с большим интересом использую элементы фольклора и его атрибуты на уроках. От практической деятельности дети получают результат - это важно, поэтому детям мною создаются условия для того, чтобы дети доводили работу до конца и преодолевали определённые трудности. Использование фольклора помогает приобщить детей к активной умственной деятельности, развивает наблюдательность, даёт колоссальный результат в обучении и социализации детей. С ОВЗ.
Используемая литература
- Зайцева И.В. Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ/ И.В.Зайцева - Текст: непосредственный//Молодой учёный-2017. - №1 (135). - С.453-454.