Организация детского движения «Орлята России» на базе класса как способ реализации программы воспитания. Обобщение опыта

Разделы: Внеклассная работа


Добрый день, коллеги!

Обучающиеся 2 «з», 3 «а» и 4 «д» классов МАОУ «СОШ «Петролеум+» г.Перми в 2022-2023 учебном году стали участниками реализации программы социальной активности школьников «Орлята России». Всероссийская программа социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» была создана по поручению Министра Просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана «Орленком» и Российским движением школьников.

Мы увидели, что программа «Орлята России» помогает в реализации Программы воспитания школы, так как создана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности. Воспитание и образование - взаимодействующие педагогические процессы. Поэтому акцент при реализации программы делается не на образование как знание, а на воспитательный блок, большое внимание уделяется воспитательной работе с детьми.

Тема нашего выступления: Организация детского движения «Орлята России» на базе класса как способ реализации программы воспитания.

Цель выступления познакомить вас с программой развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» и рассказать о своём опыте реализации программы и перспективах, пригласить вас и ваших учеников к участию в программе.

Программа «Орлята России» разработана для младших школьников и направлена на формирование у обучающихся ключевых базовых ценностей:
Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. В программе воспитания эти ценности прослеживаются.

Цель - развитие социальной активности, формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических ценностей, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.

Задачи программы:

  • приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке, природе, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса).

Участники программы: обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги общеобразовательной организации, старшеклассники (наставники в т.ч. активисты РДШ), советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Роль родителей в Программе «Орлята России».

  • Совместное с учителем принятие решения об участии в программе;
  • Поддержка и настрой своего ребенка на активное участие совместно с классом в программе;
  • Участие в определенных делах треков (выход на природу, соревнования, экскурсии …);
  • Взаимодействие с учителем в вопросах воспитания своего ребенка.

Программа включает в себя реализацию семи треков. На каждый трек отводится месяц. Трек имеет своё название, свой символ. Например. Трек «Орленок - Эрудит» - конверт - копилка эрудита, «Орленок - Мастер» - шкатулка мастера. Треки программы соответствуют базовым принципам рабочей программы воспитания школы и не требуют вносить изменения в действующую в школе программу.

Каждый трек имеет свою цель, ценности и значимые качества, исходя из базовых, заложенных Программой. Например: "Орленок-Хранитель".

Цель: Формирование познавательного интереса к изучению родного края, расширение кругозора, воспитание чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, России.

Ценности и значимые качества: Родина, семья.

Для каждого трека предусмотрены задачи, которые педагог должен реализовать для получения ожидаемых результатов, соотносящиеся с целями трека. При этом можно выделить задачи, общие для всех треков.

Ожидаемыми результатами являются качественные изменения личностного роста и мировоззрения, обучающихся после проведения треков, в том числе:

  • Активное участие каждого школьника в коллективной деятельности (этот результат просматривается очень хорошо т.к. дети, которые в начале реализации Программы «отсиживались» стали активнее принимать участие в работе);
  • Получение навыков конструктивной коммуникации и командной работе. Развиваются навыки командной работы, приобретённые на уроках).
  • Развитие метапредметных компетенций.
  • Раскрытие личностного потенциала, развитие уверенности в своих возможностях. Дети становятся более активными, заинтересованными, ответственными. Например, трек «Орленок - Мастер». Через театральную деятельность у детей была возможность раскрыть имеющиеся таланты или попробовать себя в новой роли.

Формат проведения: Каждый трек состоит из серии внеурочных тематических занятий, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия, то есть занятия в неформальной обстановке отличной от классного занятия. Каждый трек состоит из 8 занятий. Итог трека - КТД с обучающимися. По итогам реализации трека сдается отчет в РДШ (Движение Первых) виде 5-10 фотографий с разных занятий.

Программа в нашей школе стартовала в октябре 2022 года. Нами были внесены изменения в основную программу, потому что разрешается уменьшить количество часов.

Программа сопровождается обязательным посвящением обучающихся в «Орлята России», проведенное в 3-й четверти с привлечением советника по воспитанию Пепеляевой К.А. и мэрией (ШДО). Обучающимся нужно было пройти испытания. После чего торжественно были вручены фирменные значки, предоставленные организаторами Программы, и повязаны галстуки от МАОУ «СОШ» «Петролеум+». По реализации трека каждому обучающемуся выдаётся свидетельство о прохождении трека. В кабинете обязательно оформляется стенд с символикой Программы, который обязательно содержит цель, задачи, речёвку, песню, название треков, и полностью освещает деятельность в рамках каждого трека.

Тематика каждого трека актуальна круглый год, от трека к треку открываем новые знания и закрепляем уже имеющиеся.

Что даёт программа.

Обучающемуся:

  • пополнение портфолио (если вносят сертификат в «Прочие мероприятия», то вес малозначительный, поэтому необходимо внесения «Орлят России» в перечень мероприятий портфолио, в службу поддержки мы обратились, ждём ответа);
  • развитие личностных компетенций: (развивать самостоятельность, самоконтроль, инициативность, стремление побеждать, воспитывать в себе лидерские качества, включаться в жизнь класса)
  • развитие метапредметных компетенций: внимательность, наблюдательность, расширение своего кругозора, сообразительность, креативность, нестандартное мышление, целеполагание, умение планировать свою деятельность, умение работать в команде.

Учителю:

  • сплочение детского коллектива
  • профессиональный рост в коллективе единомышленников (коллеги, реализующие программу, группа коллег ВК);
  • расширение своих профессиональных компетенций: освоение новых методик КТД, телемост с другими российскими школьниками (опыт получился не очень удачным из-за плохого качества связи);
  • пополнение портфолио;
  • монетизация (доп. плата за в/д)

Родителю:

  • стать частью большой команды взрослых и детей (походы, совместное украшение кабинета к праздникам, совместное кормление птиц);
  • быть примером.

Рассмотрим, что у нас получилось на примере 3-х треков.

Трек

Цель, ценности

Что получилось

Орлёнок - Спортсмен

Формирование здорового образа жизни, привитие интереса к физической культуре и спорту.
Здоровье, спорт.

- Увеличилось количество детей желающих самостоятельно найти и провести физминутки.
- Частично получилось «вытянуть» детей, на переменах, из телефонов, т.к. стали больше проявлять интерес к подвижным играм.
- Научились составлять Чек-лист.
- Телемост с разминкой из «Артека».

Орлёнок - Лидер

Формирование лидерских качеств, умения работать в команде, брать ответственность за решения, формирование актива класса.
Команда, дружба.

- Регулярно прокачивают навык работы в команде, в паре, в малой группе.
- Более толерантное отношение друг к другу.
- Некоторые ребята стали более уверенные в себе, решительнее, научились отстаивать свою точку зрения.
- Стали дружнее.

Орлёнок - Мастер

Формирование экологического мышления и экологической культуры. Природа, Родина.

- Провели субботник (2 «з»). С большим энтузиазмом взялись за эту работу.
- Провели встречу с Эко активистом, руководителем проекта #АРТРЕМОНТ П.Баталовым, некоторые ребята включились в их активности (Экофестиваль 2-3 июня) - 4 Д.
- КТД между классами 2 и 4 «Экологическая викторина».
- Заметен значительный рост в сборе макулатуры (2 «з»).

Выводы: за период работы по программе нам удалось реализовать все 7 треков, работы было много, но она была интересная, продуктивная.

Считаем, что необходимо продолжить работу в следующем учебном году, т.к. получили, устные положительные и восторженные отзывы от детей и частично от родителей.

Но не зря авторами программа рассчитана на 2 часа, потому что 1 час это мало, мы не освоили программу, так как хотелось бы: например, слабо охвачена работа с родителями, не удалось привлечь наставников-старшеклассников, не удалось принять участие в общероссийских мероприятиях.

Риски:

  • Регистрация родителей;
  • Большая подготовка;
  • Корректировка программы при условии реализации 1 час в неделю;
  • Отказ от других внеурочных курсов;
  • Преемственность.

Перспективы:

  • реализация Программы будет продолжена нашими классами в 2023-2024 уч. году;
  • принять участие в общероссийских мероприятиях и лагерных сменах (4 класс);
  • расширить географию реализации Программы в рамках МАОУ «СОШ» «Петролеум+»;
  • сотрудничество с другими школами и регионами;
  • обязательно привлечь родителей и наставников-старшеклассников.