Добрый день, коллеги!
Обучающиеся 2 «з», 3 «а» и 4 «д» классов МАОУ «СОШ «Петролеум+» г.Перми в 2022-2023 учебном году стали участниками реализации программы социальной активности школьников «Орлята России». Всероссийская программа социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» была создана по поручению Министра Просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году и разработана «Орленком» и Российским движением школьников.
Мы увидели, что программа «Орлята России» помогает в реализации Программы воспитания школы, так как создана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности. Воспитание и образование - взаимодействующие педагогические процессы. Поэтому акцент при реализации программы делается не на образование как знание, а на воспитательный блок, большое внимание уделяется воспитательной работе с детьми.
Тема нашего выступления: Организация детского движения «Орлята России» на базе класса как способ реализации программы воспитания.
Цель выступления познакомить вас с программой развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» и рассказать о своём опыте реализации программы и перспективах, пригласить вас и ваших учеников к участию в программе.
Программа «Орлята России» разработана для младших школьников и направлена на формирование у обучающихся ключевых базовых ценностей:
Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. В программе воспитания эти ценности прослеживаются.
Цель - развитие социальной активности, формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических ценностей, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи программы:
- приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке, природе, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса).
Участники программы: обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги общеобразовательной организации, старшеклассники (наставники в т.ч. активисты РДШ), советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Роль родителей в Программе «Орлята России».
- Совместное с учителем принятие решения об участии в программе;
- Поддержка и настрой своего ребенка на активное участие совместно с классом в программе;
- Участие в определенных делах треков (выход на природу, соревнования, экскурсии …);
- Взаимодействие с учителем в вопросах воспитания своего ребенка.
Программа включает в себя реализацию семи треков. На каждый трек отводится месяц. Трек имеет своё название, свой символ. Например. Трек «Орленок - Эрудит» - конверт - копилка эрудита, «Орленок - Мастер» - шкатулка мастера. Треки программы соответствуют базовым принципам рабочей программы воспитания школы и не требуют вносить изменения в действующую в школе программу.
Каждый трек имеет свою цель, ценности и значимые качества, исходя из базовых, заложенных Программой. Например: "Орленок-Хранитель".
Цель: Формирование познавательного интереса к изучению родного края, расширение кругозора, воспитание чувства любви и уважения к своей семье, малой родине, России.
Ценности и значимые качества: Родина, семья.
Для каждого трека предусмотрены задачи, которые педагог должен реализовать для получения ожидаемых результатов, соотносящиеся с целями трека. При этом можно выделить задачи, общие для всех треков.
Ожидаемыми результатами являются качественные изменения личностного роста и мировоззрения, обучающихся после проведения треков, в том числе:
- Активное участие каждого школьника в коллективной деятельности (этот результат просматривается очень хорошо т.к. дети, которые в начале реализации Программы «отсиживались» стали активнее принимать участие в работе);
- Получение навыков конструктивной коммуникации и командной работе. Развиваются навыки командной работы, приобретённые на уроках).
- Развитие метапредметных компетенций.
- Раскрытие личностного потенциала, развитие уверенности в своих возможностях. Дети становятся более активными, заинтересованными, ответственными. Например, трек «Орленок - Мастер». Через театральную деятельность у детей была возможность раскрыть имеющиеся таланты или попробовать себя в новой роли.
Формат проведения: Каждый трек состоит из серии внеурочных тематических занятий, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия, то есть занятия в неформальной обстановке отличной от классного занятия. Каждый трек состоит из 8 занятий. Итог трека - КТД с обучающимися. По итогам реализации трека сдается отчет в РДШ (Движение Первых) виде 5-10 фотографий с разных занятий.
Программа в нашей школе стартовала в октябре 2022 года. Нами были внесены изменения в основную программу, потому что разрешается уменьшить количество часов.
Программа сопровождается обязательным посвящением обучающихся в «Орлята России», проведенное в 3-й четверти с привлечением советника по воспитанию Пепеляевой К.А. и мэрией (ШДО). Обучающимся нужно было пройти испытания. После чего торжественно были вручены фирменные значки, предоставленные организаторами Программы, и повязаны галстуки от МАОУ «СОШ» «Петролеум+». По реализации трека каждому обучающемуся выдаётся свидетельство о прохождении трека. В кабинете обязательно оформляется стенд с символикой Программы, который обязательно содержит цель, задачи, речёвку, песню, название треков, и полностью освещает деятельность в рамках каждого трека.
Тематика каждого трека актуальна круглый год, от трека к треку открываем новые знания и закрепляем уже имеющиеся.
Что даёт программа.
Обучающемуся:
- пополнение портфолио (если вносят сертификат в «Прочие мероприятия», то вес малозначительный, поэтому необходимо внесения «Орлят России» в перечень мероприятий портфолио, в службу поддержки мы обратились, ждём ответа);
- развитие личностных компетенций: (развивать самостоятельность, самоконтроль, инициативность, стремление побеждать, воспитывать в себе лидерские качества, включаться в жизнь класса)
- развитие метапредметных компетенций: внимательность, наблюдательность, расширение своего кругозора, сообразительность, креативность, нестандартное мышление, целеполагание, умение планировать свою деятельность, умение работать в команде.
Учителю:
- сплочение детского коллектива
- профессиональный рост в коллективе единомышленников (коллеги, реализующие программу, группа коллег ВК);
- расширение своих профессиональных компетенций: освоение новых методик КТД, телемост с другими российскими школьниками (опыт получился не очень удачным из-за плохого качества связи);
- пополнение портфолио;
- монетизация (доп. плата за в/д)
Родителю:
- стать частью большой команды взрослых и детей (походы, совместное украшение кабинета к праздникам, совместное кормление птиц);
- быть примером.
Рассмотрим, что у нас получилось на примере 3-х треков.
Трек
|
Цель, ценности |
Что получилось |
Орлёнок - Спортсмен |
Формирование здорового образа жизни, привитие интереса к физической культуре и спорту.
|
- Увеличилось количество детей желающих самостоятельно найти и провести физминутки.
|
Орлёнок - Лидер |
Формирование лидерских качеств, умения работать в команде, брать ответственность за решения, формирование актива класса.
|
- Регулярно прокачивают навык работы в команде, в паре, в малой группе.
|
Орлёнок - Мастер |
Формирование экологического мышления и экологической культуры. Природа, Родина. |
- Провели субботник (2 «з»). С большим энтузиазмом взялись за эту работу.
|
Выводы: за период работы по программе нам удалось реализовать все 7 треков, работы было много, но она была интересная, продуктивная.
Считаем, что необходимо продолжить работу в следующем учебном году, т.к. получили, устные положительные и восторженные отзывы от детей и частично от родителей.
Но не зря авторами программа рассчитана на 2 часа, потому что 1 час это мало, мы не освоили программу, так как хотелось бы: например, слабо охвачена работа с родителями, не удалось привлечь наставников-старшеклассников, не удалось принять участие в общероссийских мероприятиях.
Риски:
- Регистрация родителей;
- Большая подготовка;
- Корректировка программы при условии реализации 1 час в неделю;
- Отказ от других внеурочных курсов;
- Преемственность.
Перспективы:
- реализация Программы будет продолжена нашими классами в 2023-2024 уч. году;
- принять участие в общероссийских мероприятиях и лагерных сменах (4 класс);
- расширить географию реализации Программы в рамках МАОУ «СОШ» «Петролеум+»;
- сотрудничество с другими школами и регионами;
- обязательно привлечь родителей и наставников-старшеклассников.