Урок изучения нового материала по теме "Единицы времени. Год, месяц"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Единицы времени. Год, месяц.

Тип: изучение нового материала.

Задачи: Формировать у детей представление о единицах времени (год, месяц); совершенствовать умение решать задачи; развивать вычислительные навыки, логическое мышление; прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; способствовать развитию интереса к математике.

Планируемые результаты

Предметные:
Знать единицы времени: год, месяц, неделя, день.
Уметь пользоваться календарём.
Решать задачи изученных видов, уравнения.
Пользоваться таблицей умножения и деления.
Знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок

Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя.
Делать выводы из опыта, наблюдений.
Дополнять имеющиеся знания по теме сведениями из учебника.
Выслушивать разные мнения и приходить к общему мнению.

Личностные:
Проявлять интерес к математике.
Самоопределение в учебной деятельности предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их организации.

Межпредметные связи: технология, литературное чтение, русский язык, тема «Работа над лексическим значением слова».

Ресурсы урока: учебник, 1 часть, стр. 98-99.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
Настраиваются на урок.

- Как вы понимаете ломать голову?

Объясняют значение выражения.

Актуализация необходимых знаний

Стр. 98
- Какое сегодня число?
- Найдите его в календаре.
- Какое число и месяц будет через … дней?
- Что за событие произойдёт в стране? (Новый год)
- Что ещё можем узнать, рассматривая календарь?
- Как называется период времени с января по декабрь? (Год)
- Сколько сезонов или времен года? Назовите месяцы каждого сезона.
- А сейчас какое время года?
- Сколько всего месяцев в году?
- Количество дней в месяцах одинаково?
- Назовите месяцы, в которых 31 день, а в которых 30 дней.
- Назовите самый короткий месяц в году. (1 раз в 4 года в феврале бывает 29 дней, тогда год называют високосным и в нём 366 дней. В обычном году 365 дней)
Слушают учителя. Работают с календарём. Отвечают на вопросы. Дополняют, поправляют друг друга.

- Сформулируйте тему урока.

Формулируют тему урока.

Организация познавательной деятельности

- Как распределяются дни в месяце? (по неделям)
- Сколько дней в неделе? Назовите их.
См. приложение 1
Работают по предложенному учителем плану.

- Ребята, прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. «Неделей» (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после «недели» был назван «понедельником», второй - «вторником», четвёртый - «четвергом», пятый - «пятницей». Середина недели стала «средой». «Суббота» происходит от древнееврейского «шабат» - покой. Согласно библии этот день был «днём отдыха бога». Воскресный день назван в честь воскресения Христа. Приложение 2

Вопросы:
- Какие дни недели названы по названию чисел?
- Откуда произошло название «среда»? А - суббота?
- Что узнали о воскресенье?
- Можем ли мы в табеле-календаре определить день недели? Как?
- Как записаны числа в календаре? Почему одни цифры красные, а другие чёрные?
- Назовите число, месяц, день недели вашего дня рождения.
- Сколько дней в этом месяце?
- В каком месяце ещё столько же дней?
Приложение 3

Читают задание. Отвечают на вопросы учителя.
Решение задач
- Папа поедет в командировку 11 января. Командировка продлится 9 дней. Какого числа и в какой день недели папа вернётся домой, если на дорогу он потратит 2 дня? (22 января,…)
- Отпуск мамы начинается 26 сентября, а заканчивается 10 октября. Сколько дней отдыхает мама? (14 дней). В какой день недели мама выйдет на работу?
Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым. Составляют план решения. Выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.

Стр. 99,


Ответ: 4 метра.

№ 5
1нед. - 3 пак.
? нед. - 27 пак.
27 : 3 = 9 нед.
Ответ: 9 недель.

Читают задание. Планируют действия по выполнению. Предоставляют результат. Высказывают своё мнение, обосновывают его.

Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым. Составляют план решения. Выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.

Подведение итогов

- О чём сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- Какие единицы измерения времени вы знаете?

Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течёт
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют ваши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки,
И очень краткие часы.

- Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение? (Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)

Обобщают полученные сведения. Актуализируют учебный материал.

Д/з: стр. 99, № 7