Компьютерные технологии в организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Русский язык


Мои ученики будут узнавать
новое не от меня, они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь
им раскрыться, развить
собственные идеи.

Г.Песталоцци

Современные тенденции стремительного развития и широкого внедрения компьютерной техники, информационных технологий в сфере образования требуют новых обоснованных подходов к организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Сегодняшний урок трудно представить без использования технических средств. Они становятся незаменимыми помощниками в урочной и внеурочной деятельности и учителя, и учащихся, требующей от них вдумчивого и творческого подхода к работе. С.Рубинштейн писал, что «творчество - это деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства». Особую роль в развитии творческих способностей играет сегодня, конечно, компьютер и связанные с ним компьютерные технологии.

За последние годы компьютер и компьютерные информационные технологии активно вошли в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и потому запоминающимся. Этому способствуют компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).

Особенно убедительно такая работа помогает при изучении малоизвестных литературных произведений. Например, в 6-м классе при чтении стихотворения М.Волошина «Владимирская богоматерь» презентация помогает учащимся выделить основополагающую мысль: икона с изображением Владимирской богоматери не просто культовое произведение, а настоящий шедевр древнерусского искусства, произведение, занимающее достойное место в системе мировых ценностей. Как это понимание достигается? Поисковая деятельность учащихся проявилась в том, что они, пользуясь Интернетом, нашли историю создания иконы, обратились к словарю церковно-славянской лексики, чтобы при чтении текста стихотворения и рассматривании живописного полотна, не возникало затруднений в понимании терминов или устаревших слов.

Одна из форм научно-исследовательской деятельности - заочная экскурсия по литературным местам. В процессе проведения заочного путешествия необходимо объединение таких элементов работы, как речь, зрительный ряд, музыкальное оформление. Демонстрация слайдов при помощи программы «Презентация» позволяет по-новому организовать работу. Заочная экскурсия по Михайловскому, месту ссылки Пушкина, при помощи компьютера позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу третьего десятилетия ХIХ века, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности школьника: почему так дороги поэту и опальный домик, и старая мельница, и скамья Онегина, и аллея Керн?! Они словно оживают и предстают перед учащимися под аккомпанемент чарующей музыки Глинки (имеется в виду романс «Я помню чудное мгновенье»).

Каждая заочная экскурсия снабжена инструкцией по использованию презентации, что позволяет ученику и после урока поработать с ней. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд для этого урока, снабженный волнующим музыкальным сопровождением, создающим атмосферу той эпохи.

Интерес к научному поиску школьники объясняют практической направленностью работы: это возможность применения умений и навыков по смежным дисциплинам (литература - информатика) и формирование собственной информационной компетенции.

Примером может служить создание учащимися совместно с учителем для уроков литературы методических наглядных материалов в контрольно-игровой форме. Завершая изучение повести Пушкина «Капитанская дочка», уместно провести занятие «Незнакомое в знакомом»…Презентация содержит вопросы и задания, проверяющие усвоения содержания данного произведения: узнать героя по портрету; определить его по речевой характеристике; объяснить значение слов, соотнеся их с изображением на иллюстрации; вспомнить исторические события, упоминаемые на страницах повести. Работа эта - результат нескольких предварительных этапов: анализ литературы, подбор фотографий, рисунков, иллюстраций; определение набора терминов и слов для тематических разделов словаря, написание статей по каждому словарному слову, составление презентации в программе Мiсrоsоft PowerPoint 2010. Неоценимую помощь в этой работе оказывает не только Интернет, но и «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (с приложением видеоархива).

Изменения, происходящие в современном обществе, показывают, что потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания, неуклонно возрастает. Поэтому уже со школьной скамьи необходимо приучать учащихся к самостоятельной поисковой деятельности. В старших классах они должны уметь использовать обобщенный алгоритм исследовательской деятельности в такой последовательности:

  • выбор темы и формулировка проблемы;
  • постановка цели;
  • сбор материала;
  • классификация по разным основаниям;
  • решение проблемных ситуаций при создании объекта с новыми признаками;
  • рефлексия (осознание того, что, как и зачем делалось).

Именно с использованием этого алгоритма была организована научно-исследовательская работа по теме «Богатство лексики в рассказах А.П.Чехова». Ученик, выбравший эту тему, предварительно зайдя на сайты www.wikipedia, www.eiteras.ru, www.abc-people.com и другие, ознакомился с биографией А.П.Чехова и поставил следующие научно-исследовательские задачи:

  • проследить эволюцию чеховской прозы;
  • выявить связь между темами чеховских рассказов и их лексикой;
  • проанализировать принцип создания Чеховым новых слов.

Для их решения использовались следующие формы работы:

  • систематизация прочитанных чеховских рассказов, показывающих его становление как писателя;
  • наблюдение за эволюцией содержания прозы А.Чехова;
  • анализ лексических пластов рассказов А.Чехова;
  • изучение художественно-выразительных средств лексики в чеховских рассказах, их новаторство.

Электронная библиотека Брокгауза и Эфрона помогла подобрать библиографию, необходимую для подбора материала; составить диаграмму эволюции тематики рассказов А.Чехова.

В ходе исследования были выявлены интересные изменения в употреблении писателем различных лексических пластов. Оказалось, что в ранних рассказах преобладала лексика московских студентов и мелкой чиновничьей братии, в дальнейшем она заменялась философской, научной (медицинской); встречалась даже просторечная лексика с использованием русского фольклора, а к последним годам стала преобладать общественно-публицистическая.

Большая исследовательская работа была оформлена в виде презентации в программе Мiсrоsоft PowerPoint 2010 и используется учителем как пособие для учащихся по развитию и обогащению их речи, для пробуждения потребности чтения и изучения чеховских рассказов.

Что же дают школе компьютерные технологии? Они повышают и стимулируют интерес учащихся к знаниям, активизируют мыслительную деятельность и усиливают эффективность усвоения материала.

Они же предоставляют учащимся возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Intеrnеt для подготовки к урокам, оказывают помощь в поисках ответов на проблемные вопросы; многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации.

Сегодняшних школьников, не расстающихся с телефоном, снимающих ролики и публикующих их в ТikTokе, трудно чем-то удивить, но вот использовать это стремление снять удивительное, самим прокомментировать какое-то событие я использовала для внеклассной работе по литературе. Несколько лет я с учащимися снимаю информационно- литературную передачу «Доброе утро на 1-м лицейском». Наши выпуски посвящены истории Царскосельского лицея и нашего, когда корреспонденты находили выпускников-лицеистов и брали у них интервью; на своём канале они рассказывают о проведении месячника, посвящённого Дню защитника Отечества; снимают репортажи о праздновании Дня Победы. В такой работе без компьютерных технологий не обойтись, но самое главное для меня, как учителя литературы, заключается в том, чтобы привить любовь к литературе, правильной литературной речи, без которой невозможен ни один урок, ни одна передача, ни современная жизнь.

Разнообразные формы работы с компьютером подвигают и учителя, и ученика на творчество, заставляют придумывать то новое, чего в их работе еще не было, обращают мысль к чему-то очень глубокому, живому, пробуждают потребность заниматься научно-исследовательской работой и овладевать необходимыми практическими навыками.