Одной из основных задач нравственного и познавательного развития дошкольного воспитания является формирование у детей представления о ценности хлеба.
С дошкольного возраста надо учить детей ценить хлеб и другие продукты, а также ценить чужой труд. Особый разговор надо вести с детьми о хлебе. Рассказать детям, что были времена, когда каждая крошка была на счету (хлеб блокадного Ленинграда).
В самый трудный период блокады Ленинграда была установлена минимальная норма выдачи хлеба на человека в день весом 125 граммов, и именно такой кусочек хлеба стал ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб», которая приходила 29 января 2024г. Ленинградцы стояли в огромной очереди, чтобы получить блокадный кусочек хлеба на весь день. Кусочек, который они получали в булочной, прятали, по чуть-чуть его резали на маленькие кусочки, делили его на весь день. Этим кусочком хлеба распоряжались так, чтобы дожить до завтра, чтобы голод не так чувствовался, хотя голод был постоянный. Для получения хлеба выдавалась специальная карточка. Потерять ее было горем - повторно карточки не выдавались, потому что не хватало хлеба.
125 граммов хлеба стали символом блокадного Ленинграда, символом жизни для тысячи людей, переживших то тяжелое время.
В нашем детском саду рекомендуем родителям, рассказывать детям о труде хлебороба, знакомить с профессиями людей и видами работ, которые выполняются в разные времена года, прежде чем у нас на столе появится хлеб.
Весной и осенью трактора работают в поле, сеют пшеницу, готовят технику для уборки урожая, возят зерно на элеваторе, где его хранят и сушат, а потом везут на мелькомбинат, из зерна мелят муку, а затем из муки день и ночь на хлебозаводах пекари пекут хлеб, а оттуда хлеб попадает в магазины и на наш стол. Обращать внимание детей на то, что труд многих людей нужен, чтобы у нас на столе появился хлеб, который, как говорят в народе, всему голова. Вспомнить лозунги советских времён: «Хлеба к обеду в меру бери - хлеб драгоценность, им не сори», «Хлеб всему голова».
В ходе беседы, детям объяснить, что урожай зависит и от погоды. Что нужно колосьям? (дождь, солнце, тепло). Раньше люди обращались к силам природы с закличками, прося у них помощи: «Дождик, дождик гуще - будут всходы гуще!».
Каждый раз после обеда детям надо напоминать, что не надо выкидывать остатки хлеба. Дома не все родители акцентируют на это внимание. Есть семьи, в которых не принято говорить, что хлеб нельзя выбрасывать. По итогам анкетирования, во многих семьях не принято выбрасывать хлеб. Покупаем и съедаем столько, сколько можем, говорят родители.
В доме, где выбрасывают хлеб, где легко сбрасываются с тарелок в мусорные пакеты недоеденные кушанья, живут настоящие расточители. Надо воспитывать в детях привычку брать хлеба на тарелку ровно столько, сколько можешь съесть. Лучше попросить отрезать хлеба, чем после себя оставить несъеденные куски. Зачерствел хлеб, посушите сухари и пусть они стоят на столе. Съедят их незаметно, за обедом, с супом.
Такие элементарные правила приучат детей относиться к хлебу бережно и с любовью.
Учите детей беречь хлеб, так как хлеб - это жизнь!