Предмет: Профориентация по спецкурсу профориентационной направленности «Первые шаги в медицину».
Цели образовательные:
- рассмотреть понятие здоровья, здоровый образ жизни;
- узнать о вреде наркотических препаратов, табачных изделий; и алкоголя
- понятие о ВИЧ/СПИД инфекции
- проанализировать негативное влияние вредных привычек на человека;
- сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать умения работать в коллективе, в парах, индивидуально.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип занятия: комбинированный урок.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Методы обучения объяснение, рассказ с элементами беседы, упражнения.
Оборудование: моноблок, презентация, конспект, рабочие тетради для учащихся, видеосюжеты, раздаточный материал.
Провести предварительную работу по пропаганде здорового образа жизни.
Подобрать совместно с учащимися материал о вредных привычках,
Количество часов на тему: 1 час.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Мотивация.
(кратко о правилах поведения на уроке и за пределами УПЦ, (правила дорожного поведения) приготовиться к уроку: рабочая тетрадь, портфолио)
Актуализация базовых знаний
Опрос учащихся. Кто такой медицинский работник? (Это человек, имеющий медицинское образование и работающий в медицинских учреждениях).
Профессия «медработник» не точное понятие, перечень того, чем занимается данный специалист, достаточно обширный. диагностика и профилактика заболеваний человека; проведение биохимических анализов, лечение)
Что учащиеся знают о медицине? (наука и практическая деятельность по предупреждению и лечению болезней).
Какие специальности медицинские вы знаете? Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена.
Медработники высшего звена - врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сёстры.
Изучение нового материала. Объяснение темы и цели урока.
Введение в тему
Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Есть такая пословица: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются.
Привычка - это, то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы.
Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, это - вредные привычки. Среди вредных привычек являющихся одними из самых губительных для здоровья являются - употребление алкогольных напитков, наркотических препаратов и табакокурение.
Сформировавшись, вредная привычка обязательно отрицательно повлияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажется на работе, семье и на отношениях с окружающими.
Объяснение нового материала
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Структура здоровья:
- 50% - Образ жизни.
- 25% - Экология (окружающая среда).
- 15% - Наследственность.
- 10%- Медицинское обеспечение населения.
Образ жизни - образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье и снизить риск неинфекционных заболеваний (НИЗ) путём контроля над поведенческими факторами риска.
Что входит в здоровый образ жизни (ЗОЖ): режим дня, рациональное и сбалансированное питание, двигательная активность, благоприятная психологическая обстановка, благоприятная психологическая обстановка.
Итак, рассмотрим вредную привычку - табакокурение.
Никотин - один из сильнейших ядов и основная составная часть табачного дыма.
В сигаретном дыму содержится более 4000 различных химических веществ, 43 из них являются доказанными канцерогенами, т.е. являются причиной возникновения опухолей. В состав табачного дыма входит окись углерода (которая содержится в выхлопных газах автомобилей), ацетон (используемый в растворителях красок), цианид водорода (используемых в газовых камерах), аммиак (используемый в минеральных удобрениях и средствах для чистки сантехники), ртуть, свинец, бензол, кадмий.
Курение влияет:
- на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту;
- на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких;
- на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.
Пассивный курильщик - это человек, находящийся в одном пространстве с курильщиком.
Алкоголь - сильное психотропное вещество, воздействующее на психику и поведение человека. В малых дозах алкоголь вызывает возбуждение, проявляющееся в повышении настроения, ощущении радости, .угнетению головного мозга.
Большинство людей умерших от внешних причин, травм и отравлений, в момент смерти находились в состоянии алкогольного опьянения.
Алкоголизм - пристрастие человека к алкоголю вызывает заболевание алкоголизм.
Алкоголь, попавший в организм человека: растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительные действия на все ткани и органы
Наркотические препараты - относятся к природным и синтетическим морфиноподобным соединениям. К ним очень быстро развивается психическая и физическая зависимость, в связи с этим, лечение таких пациентов проходит часто не эффективно.
К наркотикам относят вещества, которые вызывают эйфорию (приподнятое настроение); вызывают зависимость психическую и физическую; наносят существенный вред здоровью; опасны для широкого распространения среди населения.
Какой вред наносит употребление наркотиков здоровью человека: повреждают нервную систему, иммунную систему, печень.
Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД.
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.
Из каких источников вы знаете о ВИЧ/СПИД инфекции?
Интернет, телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры.
Информация медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранительных органов.
Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком.
Индивидуальное задание.
Презентация на тему «Пивной алкоголизм и его негативные последствия на организм» подготовила учащаяся кл. 8Б, ТСШ №14 Коколан Эмилия.
Практическая работа «Негативное влияние вредных привычек на организм»
Цель:
- продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью;
- формирование знаний и представлений обучающихся о вредных привычках.
№
|
Вопрос |
Варианты ответа |
1 |
Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают: |
Радиоактивные вещества
|
2 |
Алкоголь, попавший в организм человека: |
1) Растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительные действия на все ткани и органы.
|
3 |
Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния, - это: |
Заболевания сердца
|
4 |
К наркотикам относят вещества, которые: |
1) вызывают эйфорию (приподнятое настроение);
|
5 |
В табачном дыме содержатся: |
а) тяжелые металлы;
|
6 |
Пассивный курильщик - это человек: |
1) Выкуривающий до двух сигарет в день
|
7 |
Мотивами потребления наркотиков чаще всего являются: |
1) удовлетворение любопытства, желание испытать новые ощущения;
|
Выводы.
Работа в группах
Задание 1.
Цель: Задание поможет расширить и актуализировать знания подростков о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье.
Педагог: Каждой команде по очереди задаётся вопрос, если команда неправильно отвечает на вопрос, то он переходит другой команде. За каждый верный ответ - 1 балл.
- Что объединяет алкоголизм, наркоманию и игроманию? (зависимость)
- С какого возраста в нашей стране разрешена продажа сигарет и алкогольных напитков? (с 18 лет)
- Из каких источников можно получить информацию о ВИЧ-инфекции? (телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры, информация медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранительных органов)
- Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД. (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита)
- Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. (Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком)
- Наркомания - вредная привычка, преступление или болезнь? (Болезнь)
- Что такое психоактивные вещества? (Это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства)
- Что такое наркотики? (Наркотики - химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния. Их применение приводит к зависимости)
- Почему алкогольной, наркотической зависимости наиболее подвержены подростки? (Подростковый возраст является переходным, психика подростка очень неустойчива, поэтому в наибольшей степени подвержена влиянию извне)
- На что влияет курение? (Курение влияет:
-
на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту;
- на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких;
- на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.)
Работа в парах
Задание 2. Педагог раздаёт карточки с заданием. Из трёх вариантов необходимо выбрать один верный. За правильный ответ - 2 балла.
1. Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИД инфекцией отмечают?
А) 1 декабря
Б) 1 июня
В) 19 ноября
2. Международный День защиты детей отмечают?
А) 1 июня
Б) 3 июля
В) 10 октября
3. Назовите международный день отказа от курения:
А) 26 июня
Б) 19 ноября
В) 1 сентября
4. Назовите международный день борьбы с наркотиками:
А) 1 декабря
Б) 10 октября
В) 26 июня
Ответы
- 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом);
- 1 июня (День защиты детей);
- 26 июня (Международный день борьбы с наркотиками);
- 1 сентября (День знаний);
- 10 октября (Всемирный день психического здоровья); 19 ноября (Международный день отказа от курения).
Задание 3.
Цель: Задание направлено на формирование осознанного негативного отношения к наркотикам, пропаганде здорового образа жизни, воспитание интереса к спорту.
Педагог: Ребята, по перечисленным признакам необходимо определить, чья личность зашифрована в карточках. (Наркоман и спортсмен). За верный ответ команда получает 5 баллов.
- 1 карточка всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки, следы уколов, маленькие красные точки по ходу вен, невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя, странные «посторонние» запахи от волос и одежды, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью.
- 2 карточка принципы здоровое питание, отказ от курения и алкоголя, режим дня, держит тело в тонусе, регулярные тренировки.
Подведение итогов занятия
Обобщение и систематизация полученных знаний, выставление оценок.
Рефлексия:
Д/ з: подготовить реферативные сообщения по теме «Вредные привычки. Их негативное влияние на организм.
Решить кроссворд, см. Приложение 1.
Список использованной литературы
- Ланц, Карл. Избавляемся от вредных привычек / Карл Ланц. - Москва: Огни, 2019. - 951 c.
- Киянова, И.В. Божья аптека. Против вредных привычек. Алкоголизм, наркомания, курение, игромания, компьютерная зависимость / И.В.Киянова. - М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2019. - 196 c.
- Саламатов, В. Вредные привычки и зависимости. Нервно-психическое здоровье / В.Саламатов. - М.: Амфора, 2019. - 768 c.
- Полян, В. Защитим будущее. Ключ к свободе от вредных привычек / В.Полян. - М.: Манускрипт, 2019. - 914 c.
- https://www.oum.ru/literature/zdorovje/vrednye-privychki/