Методическая разработка открытого урока "Секреты здоровья. Негативное влияние вредных привычек на организм". 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8

Ключевые слова: ЗОЖ


Предмет: Профориентация по спецкурсу профориентационной направленности «Первые шаги в медицину».

Цели образовательные:

  • рассмотреть понятие здоровья, здоровый образ жизни;
  • узнать о вреде наркотических препаратов, табачных изделий; и алкоголя
  • понятие о ВИЧ/СПИД инфекции
  • проанализировать негативное влияние вредных привычек на человека;
  • сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление;
  • развивать умения работать в коллективе, в парах, индивидуально.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип занятия: комбинированный урок.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Методы обучения объяснение, рассказ с элементами беседы, упражнения.

Оборудование: моноблок, презентация, конспект, рабочие тетради для учащихся, видеосюжеты, раздаточный материал.

Провести предварительную работу по пропаганде здорового образа жизни.

Подобрать совместно с учащимися материал о вредных привычках,

Количество часов на тему: 1 час.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Мотивация.

(кратко о правилах поведения на уроке и за пределами УПЦ, (правила дорожного поведения) приготовиться к уроку: рабочая тетрадь, портфолио)

Актуализация базовых знаний

Опрос учащихся. Кто такой медицинский работник? (Это человек, имеющий медицинское образование и работающий в медицинских учреждениях).

Профессия «медработник» не точное понятие, перечень того, чем занимается данный специалист, достаточно обширный. диагностика и профилактика заболеваний человека; проведение биохимических анализов, лечение)

Что учащиеся знают о медицине? (наука и практическая деятельность по предупреждению и лечению болезней).

Какие специальности медицинские вы знаете? Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена.

Медработники высшего звена - врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сёстры.

Изучение нового материала. Объяснение темы и цели урока.

Введение в тему

Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет это делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Есть такая пословица: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются.

Привычка - это, то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы.

Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, это - вредные привычки. Среди вредных привычек являющихся одними из самых губительных для здоровья являются - употребление алкогольных напитков, наркотических препаратов и табакокурение.

Сформировавшись, вредная привычка обязательно отрицательно повлияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажется на работе, семье и на отношениях с окружающими.

Объяснение нового материала

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Структура здоровья:

  • 50% - Образ жизни.
  • 25% - Экология (окружающая среда).
  • 15% - Наследственность.
  • 10%- Медицинское обеспечение населения.

Образ жизни - образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье и снизить риск неинфекционных заболеваний (НИЗ) путём контроля над поведенческими факторами риска.

Что входит в здоровый образ жизни (ЗОЖ): режим дня, рациональное и сбалансированное питание, двигательная активность, благоприятная психологическая обстановка, благоприятная психологическая обстановка.

Итак, рассмотрим вредную привычку - табакокурение.

Никотин - один из сильнейших ядов и основная составная часть табачного дыма.

В сигаретном дыму содержится более 4000 различных химических веществ, 43 из них являются доказанными канцерогенами, т.е. являются причиной возникновения опухолей. В состав табачного дыма входит окись углерода (которая содержится в выхлопных газах автомобилей), ацетон (используемый в растворителях красок), цианид водорода (используемых в газовых камерах), аммиак (используемый в минеральных удобрениях и средствах для чистки сантехники), ртуть, свинец, бензол, кадмий.

Курение влияет:

  • на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту;
  • на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких;
  • на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.

Пассивный курильщик - это человек, находящийся в одном пространстве с курильщиком.

Алкоголь - сильное психотропное вещество, воздействующее на психику и поведение человека. В малых дозах алкоголь вызывает возбуждение, проявляющееся в повышении настроения, ощущении радости, .угнетению головного мозга.

Большинство людей умерших от внешних причин, травм и отравлений, в момент смерти находились в состоянии алкогольного опьянения.

Алкоголизм - пристрастие человека к алкоголю вызывает заболевание алкоголизм.

Алкоголь, попавший в организм человека: растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительные действия на все ткани и органы

Наркотические препараты - относятся к природным и синтетическим морфиноподобным соединениям. К ним очень быстро развивается психическая и физическая зависимость, в связи с этим, лечение таких пациентов проходит часто не эффективно.

К наркотикам относят вещества, которые вызывают эйфорию (приподнятое настроение); вызывают зависимость психическую и физическую; наносят существенный вред здоровью; опасны для широкого распространения среди населения.

Какой вред наносит употребление наркотиков здоровью человека: повреждают нервную систему, иммунную систему, печень.

Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.

Из каких источников вы знаете о ВИЧ/СПИД инфекции?

Интернет, телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры.

Информация медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранительных органов.

Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком.

Индивидуальное задание.

Презентация на тему «Пивной алкоголизм и его негативные последствия на организм» подготовила учащаяся кл. 8Б, ТСШ №14 Коколан Эмилия.

Практическая работа «Негативное влияние вредных привычек на организм»

Цель:

  • продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью;
  • формирование знаний и представлений обучающихся о вредных привычках.

Вопрос

Варианты ответа

1

Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:

Радиоактивные вещества
Никотин
Эфирные масла
Цианистый водород

2

Алкоголь, попавший в организм человека:

1) Растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительные действия на все ткани и органы.
2) Быстро выводится вместе с мочой.
3) Не выводится из организма до самой смерти.
4) Оказывает благоприятное воздействие на внутренние органы человека

3

Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния, - это:

Заболевания сердца
Табакокурение и алкоголизм
Пищевое отравление
Наркомания и токсикомания

4

К наркотикам относят вещества, которые:

1) вызывают эйфорию (приподнятое настроение);
2) вызывают зависимость (психическую и физическую)
3) наносят существенный вред здоровью
4) опасны для широкого распространения среди населения

5

В табачном дыме содержатся:

а) тяжелые металлы;
б) никотин;
в) витамины;
г) аммиак;
д) минеральные вещества;
е) полиненасыщенные жирные кислоты;
ж) незаменимые аминокислоты.

6

Пассивный курильщик - это человек:

1) Выкуривающий до двух сигарет в день
2) Находящийся в одном помещении с курильщиком
3) Выкуривающий одну сигарету натощак
4) Нюхающий табак

7

Мотивами потребления наркотиков чаще всего являются:

1) удовлетворение любопытства, желание испытать новые ощущения;
2) желание отвлечься от будничных трудностей;
3) необходимость признания «своим» в группе;
4) желание повысить настроение.

Выводы.

Работа в группах

Задание 1.

Цель: Задание поможет расширить и актуализировать знания подростков о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье.

Педагог: Каждой команде по очереди задаётся вопрос, если команда неправильно отвечает на вопрос, то он переходит другой команде. За каждый верный ответ - 1 балл.

  1. Что объединяет алкоголизм, наркоманию и игроманию? (зависимость)
  2. С какого возраста в нашей стране разрешена продажа сигарет и алкогольных напитков? (с 18 лет)
  3. Из каких источников можно получить информацию о ВИЧ-инфекции? (телевидение, газеты, журналы, лекции, брошюры, информация медработников, учителей, соседей, друзей, родителей, представителей правоохранительных органов)
  4. Расшифруйте аббревиатуры ВИЧ и СПИД. (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита)
  5. Перечислите пути передачи ВИЧ-инфекции. (Сексуальный контакт, переливание крови, применение нестерильных препаратов, вскармливание материнским молоком)
  6. Наркомания - вредная привычка, преступление или болезнь? (Болезнь)
  7. Что такое психоактивные вещества? (Это природные и синтетические химические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, некоторые лекарства)
  8. Что такое наркотики? (Наркотики - химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния. Их применение приводит к зависимости)
  9. Почему алкогольной, наркотической зависимости наиболее подвержены подростки? (Подростковый возраст является переходным, психика подростка очень неустойчива, поэтому в наибольшей степени подвержена влиянию извне)
  10. На что влияет курение? (Курение влияет:
      на сердце, сужая кровеносные сосуды, затрудняя его работу по перекачиванию крови, приводит к инсульту и инфаркту;
    1. на легкие: затрудняет нормальное дыхание, около половины вдыхаемого дыма остается в легких после выдоха, и частички, которые задерживаются, прикрепляются к легким, их количество нарастает, повышается риск заболевания раком легких;
    2. на внешность: курение оставляет желтизну на зубах и пальцах, приводит к появлению преждевременных морщин; одежда, волосы и дыхание приобретают неприятный запах табака.)

Работа в парах

Задание 2. Педагог раздаёт карточки с заданием. Из трёх вариантов необходимо выбрать один верный. За правильный ответ - 2 балла.

1. Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИД инфекцией отмечают?
А) 1 декабря
Б) 1 июня
В) 19 ноября

2. Международный День защиты детей отмечают?
А) 1 июня
Б) 3 июля
В) 10 октября

3. Назовите международный день отказа от курения:
А) 26 июня
Б) 19 ноября
В) 1 сентября

4. Назовите международный день борьбы с наркотиками:
А) 1 декабря
Б) 10 октября
В) 26 июня

Ответы

  1. 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом);
  2. 1 июня (День защиты детей);
  3. 26 июня (Международный день борьбы с наркотиками);
  4. 1 сентября (День знаний);
  5. 10 октября (Всемирный день психического здоровья); 19 ноября (Международный день отказа от курения).

Задание 3.

Цель: Задание направлено на формирование осознанного негативного отношения к наркотикам, пропаганде здорового образа жизни, воспитание интереса к спорту.

Педагог: Ребята, по перечисленным признакам необходимо определить, чья личность зашифрована в карточках. (Наркоман и спортсмен). За верный ответ команда получает 5 баллов.

  • 1 карточка всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды и обстановки, следы уколов, маленькие красные точки по ходу вен, невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя, странные «посторонние» запахи от волос и одежды, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью.
  • 2 карточка принципы здоровое питание, отказ от курения и алкоголя, режим дня, держит тело в тонусе, регулярные тренировки.

Подведение итогов занятия

Обобщение и систематизация полученных знаний, выставление оценок.

Рефлексия:

Д/ з: подготовить реферативные сообщения по теме «Вредные привычки. Их негативное влияние на организм.

Решить кроссворд, см. Приложение 1.

Список использованной литературы

  1. Ланц, Карл. Избавляемся от вредных привычек / Карл Ланц. - Москва: Огни, 2019. - 951 c.
  2. Киянова, И.В. Божья аптека. Против вредных привычек. Алкоголизм, наркомания, курение, игромания, компьютерная зависимость / И.В.Киянова. - М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2019. - 196 c.
  3. Саламатов, В. Вредные привычки и зависимости. Нервно-психическое здоровье / В.Саламатов. - М.: Амфора, 2019. - 768 c.
  4. Полян, В. Защитим будущее. Ключ к свободе от вредных привычек / В.Полян. - М.: Манускрипт, 2019. - 914 c.
  5. https://www.oum.ru/literature/zdorovje/vrednye-privychki/