Плюсы в работе по УМК "Начальная школа 21 века"

Разделы: Начальная школа


Учебно-методический комплект (УМК) «Начальная Школа XXI века» разработан коллективом авторов Центра начального образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, автора интегрированного курса «Окружающий мир» Натальи Федоровной Виноградовой. Пять авторов УМК «Начальная Школа XXI века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.

Ведущей идеей УМК «Начальная Школа XXI века» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Авторским коллективом были созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования).

В нашей школе реализуется работа по УМК «Начальная Школа XXI века». Начиная свою работу по УМК я боялась, что будет сложно выдать весь объемный материал, что есть в учебнике. Но авторами в концепцию заложен объёмный материал по принципу «мини-макси», т.е. дать детям максимум, а они возьмут тот минимум, который они сами смогут освоить. Я, как учитель, стремлюсь видеть и понимать индивидуальность ребёнка, его особенности , и возможности, учитываю индивидуальный темп его работы, наблюдаю за его ростом и развитием, сравниваю результаты работы ребёнка с его собственными продвижениями, а не с успехами других детей, уровнем класса. Важно видеть и ценить в каждом ребёнке единственную и неповторимую личность, не маленького ребёнка, а самоценную свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами. УМК «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет мне учесть индивидуальный темп успешности обучения каждого ребёнка, а также уровень его общего развития.

В данном УМК большим плюсом я считаю то, что в нем заложены идеи развивающего обучения, уместно сочетающееся с традиционными принципами.

Конечно, приоритетные цели начального обучения остаются те же: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире. Но при использовании УМК «Начальная школа XXI века» процесс обучения ориентирован на развитие воображения и мышления ребёнка, что принципиально изменяет позицию ученика. Он активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Так же я считаю большим плюсом то, что изменилась сущность дифференциации обучения от принципа «больше - меньше» к принципу «труднее - легче». В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. Предлагаемые задания устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности. Система упражнений обеспечивает возможности для уровней дифференциации процесса обучения. И в учебниках, и в тетрадях выделены три уровня:

  • базовый;
  • материал, не включенный в образовательный стандарт;
  • материал повышенной трудности.

Еще одним преимуществом УМК является использование приёма опережения в подаче программного материала, что даёт возможность сильному ученику повысить свой потенциал, а слабому - принять материал в ознакомительном виде.

Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения.

Данный УМК мне очень нравится, т.к. работая по нему, мы получаем нового ученика, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптированную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества.