Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие для учащихся старших классов детской школы искусств. Оно проводилось в виде соревнования двух команд, подготовленных двумя преподавателями теоретических дисциплин. Музыкально-интеллектуальная игра состоялась между учащимися выпускных классов отделений «Фортепиано» (учащиеся 8-го класса 8-летнего срока обучения) и «Народные инструменты» (учащиеся 5-го класса 5-летнего срока обучения). Такое мероприятие является одной из возможных форм обобщающего занятия по жизненному пути и творческому наследию композитора Михаила Ивановича Глинки в курсе предмета «Музыкальная литература».
Цель мероприятия: повышение мотивации к интеллектуальной активности учащихся через игровые формы работы.
Задачи мероприятия:
- Образовательные: систематизация и закрепление знаний учащихся по жизни и творчеству М.И.Глинки, закрепление знания музыкальной терминологии.
- Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие музыкального слуха, памяти, расширение кругозора, повышение уровня эмоциональной активности, развитие коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в команде.
- Воспитательные: осознание исторической роли и культурной ценности творческого наследия композитора, воспитание чувства патриотизма обучающихся: любви к Родине и гордости за её культурное достояние.
Характеристика участников мероприятия: Учащиеся, участвующие в музыкально-интеллектуальной игре, принимали участие в Открытой областной олимпиаде по музыкальной литературе, посвящённой 220-летию со дня рождения М.И.Глинки. Они зарекомендовали себя как ответственные, заинтересованные ученики, сумевшие показать высокие индивидуальные результаты в конкурсной борьбе.
Планируемые результаты: закрепление и углубление знаний по темам «Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки»; возможность демонстрации своих знания в условиях командного взаимодействия (осознание ответственности и роли личного вклада в совместную работу, выработка навыков обмена информацией, сотрудничества для достижения общей цели).
Наглядные пособия и ТСО: компьютер, экран, проектор, звуковые колонки, презентация из 35 слайдов, включающая аудиозаписи для вопросов и музыкальной викторины, иллюстративный материал по жизни и творчеству М.И.Глинки, кроссворд, игру «Крестики-нолики», нотный материал.
Раздаточный материал: карточки для музыкальной викторины, карточки с цифрами, кроссворд, поле для игры «Крестики-нолики», нотный текст произведений композитора (фрагменты), маркеры, карандаши.
План и ход мероприятия
Организационный момент. Приветствие. Эмоциональная настройка, активизация внимания. Информация о теме и задачах мероприятия: игра посвящена жизни и творчеству Михаила Ивановича Глинки в связи с 220-летием со дня его рождения. Участие в игре продемонстрирует уровень знаний учащихся по данной теме, поможет выяснить стали ли её участники знатоками жизни и творчества композитора. Знакомство с условиями игры. Выбор учащимися названий команд и капитанов. Обеспечение участников игры раздаточным материалом.
Блиц-опрос капитанов. Разминка команд. Приложение №1.
1 тур - конкурс капитанов «Верно-неверно». Услышать в высказываниях о жизни и творчестве М.И.Глинки неточности. Прервать ошибочные утверждения словом «неверно» и исправить ошибки. Правильные утверждения подтвердить словом «верно». Команда, набравшая больше правильных ответов, побеждает в первом туре. Приложение №2.
2 тур - игра «Крестики-нолики». Вспомнить знакомую игру и правила игры в неё. При правильном ответе на вопросы команды получают возможность поставить крестики (первая) и нолики (вторая) в игровое поле. При неправильном ответе происходит переход хода к команде соперников. Команда, закончившая игру первой, побеждает во втором туре. Приложение №3.
3 тур - «Музыкальная викторина». Командам предлагается аудио-викторина из 12 произведений М.И.Глинки. У каждой команды 12 карточек с названиями его музыкальных произведений. Команды одновременно поднимают карточки с вариантом ответа. В третьем туре выигрывает команда, угадавшая больше музыкальных номеров. Приложение №4.
4 тур - «Разгадай кроссворд». Командам предлагается решить кроссворд. Следует заполнить клетки кроссворда по горизонтали и вертикали, отвечая на вопросы. Команда, правильно решившая кроссворд, побеждает в четвёртом туре. Приложение №5.
5 тур - «Угадай по изображению». Командам предлагаются вопросы с вариантами изображений, среди которых нужно найти верное, являющееся ответом на поставленный вопрос. Команды поднимают карточки с цифрами, соответствующими номеру ответа. В пятом туре выигрывает команда, сумевшая набрать больше правильных ответов. Приложение №6.
6 тур - «Узнай произведение по нотам». Командам предлагаются нотные фрагменты произведений М.И.Глинки. Необходимо правильно назвать эти музыкальные произведения. Команда, угадавшая по нотному тексту больше музыкальных фрагментов, побеждает в шестом туре. Приложение №7.
Подведение итогов игры: подсчёт суммы набранных командами баллов, определение победителей и награждение участников игры.
Приложение 1. Блиц-опрос.
Вопросы капитанам:
- Объясните значение слова «либретто». Назовите автора либретто оперы Глинки «Жизнь за царя»?
Ответ: Либретто - текст музыкально-сценического произведения: оперы, балета, оперетты. Автором либретто оперы «Жизнь за царя» стал барон Егор Фёдорович Розен. - Музыкальный вопрос: Послушайте фрагмент музыкального произведения (звучит вступление из «Камаринской» Глинки). Об этом произведении Пётр Ильич Чайковский сказал: «Вся русская симфоническая музыка заключена в … Глинки, подобно тому, как весь дуб в жёлуде»?
Ответ: Симфоническая фантазия «Камаринская». - Травести - амплуа актрис, исполняющих мужские роли. Назовите такие роли в операх М.И.Глинки.
Ответ: Ваня в опере «Иван Сусанин», Ратмир в опере «Руслан и Людмила». - Музыкальный вопрос: Послушайте ещё один фрагмент из произведения композитора (звучит ария Руслана «О поле, поле…»). Назовите это произведение, имя персонажа и действие, в котором исполняется прозвучавший номер.
Ответ: опера «Руслан и Людмила», ария Руслана из 2 действия.
Вопросы командам для разминки:
- Какая дата считается днём рождения русской классической оперы. Прокомментируйте свой ответ.
Ответ: 27 ноября (9 декабря) 1836г. в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» - первой русской оперы, основанной на непрерывном музыкальном развитии. - Кто является автором стихов романса Глинки «Я помню чудное мгновенье»?
Ответ: Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» был написан в 1840 году на стихи А.С. Пушкина. - Назовите сказочно - фантастическую оперу Глинки.
Ответ: Опера «Руслан и Людмила». - Продолжите высказывание М.И.Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, …». Объясните значение слова «аранжировка».
Ответ: …только её аранжируем». Аранжировка - переложение музыкального произведения для другого состава исполнителей. - Какое музыкальное произведение Михаил Глинка сочинил как небольшую пьесу для фортепиано, потом оркестровал, переработал, и превратил в симфоническую фантазию? Что такое оркестровка произведения?
Ответ: «Вальс-фантазия» был написан летом 1839 года как фортепианная пьеса. В 1845 году появилась первая оркестровая версия, сделанная Глинкой. В 1856 году - последняя редакция «Вальса-фантазии», написанная композитором. Оркестровка - изложение музыкального произведения в партитуре для оркестра. - Кто исполняет партию Головы в опере «Руслан и Людмила»?
Ответ: Партию Головы в опере «Руслан и Людмила» исполняет невидимый залу хор басов, поющий в унисон. - Сколько лет было Михаилу Глинке, когда началась Отечественная война 1812 года?
Ответ: Отечественная война 1812 года началась 24 июня. На тот момент Михаилу Глинке исполнилось 8 лет. - Сколько симфоний сочинил М.И.Глинка?
Ответ: У Глинки нет ни одной симфонии.
Приложение 2. Конкурс капитанов «Верно-неверно».
Вопросы капитанам:
- Первым исполнителем партии Ивана Сусанина был певец Придворной певческой капеллы Николай Кузьмич Иванов.
Ответ: Неверно, первым исполнителем партии Сусанина был Осип Афанасьевич Петров. - Через 6 лет после премьеры оперы «Жизнь за царя» состоялась премьера второй оперы Глинки «Руслан и Людмила». Назовите дату её премьеры.
Ответ:Это утверждение верно. Премьера второй оперы Глинки «Руслан и Людмила» состоялась ровно через 6 лет - 27 ноября (9 декабря)142 года. - Среди сочинений композитора есть два вокальных цикла. Один из них называется «Прощание с Петербургом».
Ответ: Неверно. Глинка написал один вокальный цикл - «Прощание с Петербургом». - Михаил Иванович родился в селе Новоспасское Смоленской губернии.
Ответ: Это утверждение верно. - На стихи А.С.Пушкина Глинка сочинил 10 романсов и оперу «Руслан и Людмила», но, к сожалению, встретиться лично им не довелось.
Ответ:Неверно. Глинка и Пушкин были знакомы. - Михаил Глинка получил хорошее музыкальное образование, окончив Петербургскую консерваторию.
Ответ:Неверно. Первая консерватория была открыта после смерти М.И.Глинки в 1862 году в Петербурге. Для обучения композиции он совершал путешествия за границу. - «Вальс-фантазия» М.И.Глинки был инструментован дирижёром Г. Германом и исполнялся на концертах в Павловском вокзале. Именно поэтому он получил название «Павловский вальс».
Ответ: Это утверждение верно. - Один из персонажей оперы Глинки «Руслан и Людмила» не имеет вокальной партии. Его музыкальной характеристикой является марш, исполняемый оркестром. Кто это?
Ответ:Это утверждение верно. Речь идёт о Черноморе.
Приложение 3. «Крестики-нолики»
Вопросы командам:
- Когда родился М.И.Глинка?
Ответ: 20 мая (по старому стилю) или 1 июня (по новому стилю) 1804 года. - Назовите 2 оркестровых произведения Глинки, в основе которых лежат испанские народные мелодии.
Ответ: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». - Назовите имена и фамилии женщин, которые стали музами для А.С.Пушкина и М.И.Глинки.
Ответ: Анна Петровна Керн - муза А.С.Пушкина, Екатерина Ермолаевна Керн (её дочь) - муза М.И.Глинки. - Какие народные песни легли в основу симфонической фантазии «Камаринская»? Назовите её форму.
Ответ: 1- свадебная «Из-за гор, гор высоких» и 2- плясовая «Камаринская». - Форма «Камаринской» - двойные вариации.
- Для какого голоса написана партия Собинина? Из какой оперы этот персонаж и кем он является?
Ответ: Партию Собинина исполняет тенор. Богдан Собинин - ополченец, жених дочери Сусанина - Антониды из оперы «Жизнь за царя». - На каких музыкальных инструментах Глинка учился играть в детстве?
Ответ: Михаил Глинка в детстве учился играть на фортепиано и скрипке. - Назовите пьесу Нестора Кукольника, к которой Глинка написал музыку.
Ответ: Трагедия Нестора Кукольника называется «Князь Холмский». - Музыкальный вопрос: Послушайте музыку (звучит персидский хор из действия оперы «Руслан и Людмила»). Назовите произведение, действие, номер. Какая народная мелодия лежит в основе?
Ответ: Звучал Персидский хор из 2 действия оперы «Руслан и Людмила». В его основе лежит персидская народная песня, которую Глинка услышал в Петербурге от секретаря министра иностранных дел Персии. - Какое произведение петербургские аристократы называли «кучерским»?
Ответ: «Кучерской» аристократическая публика называла музыку оперы «Жизнь за царя».
Приложение 4. «Музыкальная викторина» (узнать фрагменты музыкальных произведений М.И.Глинки)
- Опера «Жизнь за царя», I д. Интродукция: тема мужского хора
- Баллада «Ночной смотр»
- Полька d-moll
- Опера «Руслан и Людмила», I д. Баллада Финна
- «Патриотическая песня»
- Опера «Жизнь за царя», III д. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки»
- Романс «Победитель»
- «Арагонская хота»: побочная партия
- Опера «Руслан и Людмила», IV д. Ария Людмилы
- Опера «Жизнь за царя», II д. Краковяк
- «Вальс-фантазия»: основная тема
- Ноктюрн «Разлука» f-moll
Приложение 5. «Разгадай кроссворд»
Кроссворд «Михаил Иванович Глинка».
Приложение 6. «Угадай по изображению»
1. Кто является автором одного из куплетов канона, сочиненного в честь Глинки после премьеры оперы «Жизнь за царя»:
«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка!
Веселися, Русь! наш Глинка -
Уж не Глинка, а фарфор!
Рисунки к Приложению 6 №1
<Рисунки к вопросу 1>
Ответ: Автором четверостишия является Михаил Юрьевич Виельгорский - фото 4.
2. В какой европейской столице состоялся первый и единственный концерт из произведений М.И.Глинки?
Рисунки к Приложению 6 №1
<Рисунки к вопросу 2>
Ответ: 10 апреля 1845 года в Париже состоялся большой концерт из произведений М.И.Глинки - фото 1.
3. Эскизы костюмов каких персонажей вы видите на экране? Перечислите их. Из какого они произведения? Каким певческим голосам поручены их партии?
Рисунки к Приложению 6 №1
<Рисунки к вопросу 3>
Ответ: 1-эскиз костюма Людмилы (сопрано), 2-эскиз костюма Финна (тенор), 3-эскиз костюма Ратмира (контральто), 4-эскиз костюма Фарлафа (бас). На рисунках персонажи из оперы «Руслан и Людмила».
4. Назовите членов семьи М.И.Глинки. Кто их них занимался воспитанием будущего композитора в раннем детстве?
Рисунки к Приложению 6 №2
<Рисунки к вопросу 4>
Ответ: 1- младшая сестра Людмила (в замужестве Шестакова), 2- отец Иван Николаевич Глинка, 3- бабушка Фёкла Александровна Глинка, 4- мать Евгения Андреевна Глинка. До 6 лет мальчика воспитывала бабушка - фото 3.
5. В каком городе и когда был установлен первый памятник М.И.Глинке?
Рисунки к Приложению 6 №2
<Рисунки к вопросу 5>
Ответ: Первый памятник композитору был установлен в городе Смоленске в парке Блонье напротив филармонии - фото 1. Торжественное открытие памятника состоялось 20 мая 1885года.
6. Декорацию к какой опере композитора вы видите на экране? В каком действии оперы её можно увидеть? Какое название оно получило и почему?
Рисунки к Приложению 6 №2
<Рисунки к вопросу 6>
Ответ:Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя» - фото 2.«Польский акт»-так принято называть второй акт оперы. Его действие происходит во дворце польского короля Сигизмунда III, где польская знать празднует, предвкушая победу над русскими.
7 За сочинением какого произведения был запечатлен М.И.Глинка на картине художника Ильи Ефимовича Репина?
Рисунки к Приложению 6 №3
<Рисунки к вопросу 7>
Ответ: На картине Репина изображён Михаил Глинка в период работы над оперой «Руслан и Людмила» - фото обложки 3. Картина была написана в 1887году уже после смерти композитора.
8. Эта сцена была включена в оперу уже после премьеры и написана композитором специально для этого исполнителя. Назовите оперу, сцену и исполнителя.
Рисунки к Приложению 6 №4
<Рисунки к вопросу 8>
Ответ: Эскиз декорации 2 картины IV действия оперы «Жизнь за царя» - сцена у монастырских ворот, куда прибегает Ваня. Эта сцена была написана для первой исполнительницы роли Вани, певицы Анны Яковлевны Петровой-Воробьёвой - фото 3.
Приложение 7. «Узнай произведение по нотам»
№1.
Рисунок к Приложению 7 №1
Ответ: Ноты романса «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом» на стихи Нестора Кукольника.
№2.
Рисунки к Приложению 7 №2
Ответ: Ноты марша Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
№3.
Рисунки к Приложению 7 №2
Ответ: Ноты полонеза из II действия оперы «Жизнь за царя».
№4.
Рисунки к Приложению 7 №3
Ответ: Ноты главной партии увертюры из оперы «Руслан и Людмила».
№5.
Рисунки к Приложению 7 №3
Ответ: Ноты свадебного хора «Разгулялися, разливалися» из III действия оперы «Жизнь за царя».
№ 6.
Рисунок к Приложению 7
№4
Ответ: Ноты основной темы «Вальса-фантазии».
Список использованных источников
- Глинка М. Записки / сост. А.Розанов. - М.: Музыка, 1988. - 222 с.
- Козлова Н. Русская музыкальная литература: Учебник для 6 класса ДМШ. - М.: Музыка, 2007. - 224 с.
- М. И. Глинка: 210 лет. Открытая областная олимпиада. Материалы для подготовки. Электронное пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. Электрон. ресурс / сост. Т.Ю.Махнорилова, О.Н.Ромашкова, Е.А.Сорокина, Т.Б.Цихач [Электронные текстовые данные]. - Тамбов, ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, 2014. - 1 электрон. опт. диск (СDROM).
- М. И. Глинка: к 220-летию композитора. Открытая областная олимпиада. Материалы для подготовки. Электронное пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. Электрон. ресурс / сост. Т.Ю.Махнорилова, О.Н.Ромашкова, Е.А.Сорокина, Т.Б.Цихач [Электронные текстовые данные]. - Тамбов, ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, 2024. - 1 электрон. опт. диск (СDROM).
- Михаил Иванович Глинка: Альбом /сост. А.Розанов. - М.: Музыка, 1987. - 176 с.
- Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2022. - 284 с.