Упражнения и игры для автоматизации звука [Ж[ в словах и фразе на индивидуальных логопедических занятиях

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: звук [ж] буква Ж ж


«Кто под дождем?»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе, закрепление предлога под.

Материал:

  • Вариант 1.Картинка с изображением дождя, под дождём медвежонок, уж, ежевика, еж, жаба, художник, жук.
  • Вариант 2. Пульверизатор и набор игрушек жук, жаба, уж, медвежонок, еж.

Ход игры

Вариант 1

  • Спрашиваем, что нарисовано на картинке?
  • Кто находиться под дождём, что они делают?

Например:

Под дождем медвежонок ест ежевику.

Жук жужжит под дождём.

Вариант 2

Показываем ребенку пульверизатор, брызгаем, говорим, что похоже на дождь, подставь руки «под дождь», потом подставляем приготовленные игрушки по очереди и составляем предложения.

Усложнение: добавляем слово "бежит" и имитируем действие с двумя игрушками.

Например: Под дождем еж бежит за жабой.

«Бинокль»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе.

Материал: игрушечный бинокль, или сделанный из бумаги, игрушки или картинки медвежонок, уж, ежевика, еж, жаба, художник, жук, пижама, одежда, джем, Джин.

Ход игры: Представь, что ты моряк, и много дней мы на своём корабле плывем по морю, и тут нам встречается остров, и мы смотрим в бинокль и докладываем капитану, что там находиться. Я начну, а ты продолжай: «Я вижу одежду». Дальше ребенок может самостоятельно составлять предложения или по очереди с педагогом, картинки раскладываем на столе или крепим на доске, можем обозначить контуры острова.

«Однажды…». Закончи предложение

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе.

Материал: картинки, в названиях которых есть звук [Ж].

Ход игры: Давай придумаем предложение в нем должно быть название одной из этих картинок, а начинаться оно будет со слова однажды. Я начну, а ты продолжай: «Однажды, на меня сел жук». Ребенок может самостоятельно придумывать предложения или по очереди с педагогом.

«Отвечай»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе. Согласование прилагательного и существительного.

Материал: изображение бежевый жакет, бежевое жабо, кожаный пиджак, кожаная юбка, кожаные ботинки.

Ход игры: Раскладываем перед ребенком картинки. Задаем вопросы. Просим отвечать полным ответом.

Что бежевого цвета?

Что кожаное?

Если ребенок владеет звуком [Л] добавляем вопрос.

Что желтое? (желтый джем, желтый жетон).

«Доскажи словечко»

Цель: автоматизация звука [Ж] в словах.

Ход игры:

Что мы делаем не скажем, а что делаем … (покажем).
У ежа ежата, а у ужа … (ужата).
Тук-тук. Кто в домике …. (живет)?
И стали они жить-поживать и добра ….. (наживать).
Назови одним словом.
Еж, медведь, лиса - это ….. (животные)
Жакет, жилет, штаны - это … (одежда)

«Исправь ошибку»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе. Развитие фонематического слуха.

Ход игры: Исправь ошибку.

Вариант 1

Когда устал хочется жевать.

Когда ешь нужно зевать.

Вариант 2

Устал мишутка хочет спать, ему так хочется жевать.

Чтоб коню не голодать, ему траву дают зевать.

«Где игрушка?»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе. Закрепление употребления предлога между.

Материал: игрушки или картинки, в названиях которых есть звук [Ж].

Ход игры: Перед ребенком выставляются игрушки в ряд, задаётся вопрос.

Где стоит жук? Добиваемся ответа, например: «Между джемом и ужом».

Меняем игрушки несколько раз местами.

Усложнение: Ребенок закрывает глаза, взрослый меняет игрушки местами или убирает одну. Спрашивает: «Что изменилось?»

«Бумажный …»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе. Согласование прилагательного с существительным.

Материал: картинки, в названиях которых есть звук [Ж], вырезанные из бумаги.

Ход игры: Показываем ребенку картинки, уточняем из чего они сделаны. Составляем словосочетания: бумажная пижама, бумажная одежда, бумажный Джин …

«Посчитай слова в предложении….»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе. Продолжать учить определять количество слов в предложении, выделять слово из потока речи».

Уточните значение новых слов: жито, пижма.

Ход упражнения: «Я прочитаю предложение, а ты посчитай, сколько в нем слов».

Женя жуёт ежевику.
Женин папа художник.
Медвежонок жуёт жито.
У Жени живые ужи.
Ёжику нужен жук на ужин.
У Жанны кожаный жакет.
Женщина жуёт жвачку.
Жанна и Женя ужинают.
Ежата ждут ежиху.
У Жанны бумажная Жаба.
Жуки жужжат над пижмой.

«Придумай предложение с парой слов»

Цель: автоматизация звука [Ж] во фразе.

Ход упражнения: Придумай предложение, чтобы в нем было два этих слова.

Надежда-вижу

живот - мажу

джем - мажу

дождик - жду

утюжок - обжог

жетон - между

пижама - покажу

одежда - вижу

Например: Мама мажет живот мазью.