Рабочая программа «Прикладная физическая культура»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для педагогов, работающих со школьниками 10-11-х классов и 1, 2 курсов средних специальных учреждений. Программа занятий разделена на два учебных года (68 часов), 1 недельный час (34 часа в год). По прохождению курса учащиеся получают комплекс теоретических и практических знаний в области «прикладная физическая культура».

Прикладная физическая подготовка определяется в литературе, как «специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии». Прикладная физическая культура направлена на подготовку к значимой для каждой личности и общества в целом деятельности - профессиональному труду.

Актуальность. В современных условиях стоит вопрос о состоянии здоровья населения, в том числе, учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни и спортивный стиль жизнедеятельности должны стать надежной защитой, способной помочь молодежи адаптироваться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности. В настоящее время проблема укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности людей, приобщения их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики. Поэтому значимость сферы физической культуры в современных условиях существенно возрастает. Немаловажное значение в оптимизации физического состояния и здоровья, возрастание их интереса и потребности в физкультурно-спортивной деятельности играет прикладная физическая подготовка. Профессиональная направленность физического воспитания учащихся ориентирована на получение соответствующих знаний. Профилирование процесса физического воспитания имеет большое практическое значение для общества, так как оно является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров.

Новизна программы заключается в том, что методика преподавания прикладной физической культуры в общеобразовательной школе сочетается с программой по основам безопасности жизнедеятельности. Занятия по программе направлены на улучшение физического развития, физической подготовленности, функционального и психофизического состояния, ориентируют их на проявление большей физической активности и самостоятельности, увеличивают интерес и потребность в физкультурно-спортивной деятельности, а также на формирование ответственности за своё здоровье.

Технология преподавания предмета «Прикладная физическая культура» для учащихся 10-11 классов оборонно-спортивного профиля, предусматривает взаимосвязь следующих дидактических элементов.

  • Содержание: рукопашный бой, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, туризм, прикладное плавание.
  • Методы организации деятельности по прикладной ФК: круговая тренировка, игровые упражнения, соревновательный спарринг.

В программе курса отсутствуют традиционные нормативы, критериями оценивания успешности прохождение данного курса будет комфортное восприятие физических и психологических нагрузок для освоения традиционных форм движения, что может быть выявлено в процессе собеседований и отслеживания освоения знаний, умений и навыков.

На занятиях необходимо учитывать индивидуально-функциональные возможности, интересы обучающихся и в связи с этим предоставлять им разно уровневые по сложности и трудности усвоения программный материал.

Цель: Формирование специально-прикладных знаний, физических качеств и навыков, соответствующих объективной готовности учащихся к эффективной профессиональной деятельности и жизни в современных условиях.

Задачи:

  • содействие всестороннему развитию, направленному на формирование знаний умений и навыков в области «Прикладная физическая культура»;
  • адаптация обучаемых к процессу профессиональной подготовки, формирование у них основ профессионально-прикладного двигательного фонда;
  • оказание помощи и формирование основ подготовки обучающихся к воинской службе;
  • изучение теоретических и практических основ по следующим разделам: - рукопашный бой, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, туризм, прикладное плавание.
  • повышение мотивации выпускников средних учебных заведений к непрерывному физическому развитию;
  • развитие психофизических качеств: общей выносливости, быстроты движений, силы, выдержки, решительности, коммуникабельности, самообладания;
  • разностороннее и гармоничное развитие способностей;
  • воспитание личностных качеств, необходимых в жизни: дисциплинированности, организованности, волевых и нравственных качеств;
  • улучшение состояния здоровья, что является важным фактором эффективности процесса физического воспитания;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Рукопашный бой (приёмы самозащиты)

17

3

14

Зачёт (техника)

2

Стрельба из пневматической винтовки и пистолета

17

3

14

Соревнование

3

Туризм

17

8

9

Соревнование

4

Прикладное плавание

17

6

11

Зачёт (техника

ИТОГО

68

20

48

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. РАЗДЕЛ. Рукопашный бой (приёмы самозащиты) - 17 часов

Цели:

  • Раскрыть индивидуальные возможности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности.
  • Овладеть основными приёмами самозащиты.

Тематический план занятий

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Меры безопасности. История развития рукопашного боя

1

1

2

Разучивание и отработка подготовительных приёмов рукопашного боя

1

2

3

3

Выполнение подготовительных приёмов в комплексе

2

2

4

Разучивание и отработка приёмов защиты от ударов рукой, ногой

3

3

5

Освобождения от захватов противника

2

2

6

Разучивание и отработка приёмов защиты от ударов ножом сверху, снизу, сбоку

1

3

4

7

Обезоруживание противника

2

2

Итого

3

14

17

Требования к знаниям и умениям по разделу рукопашный бой.

Учащийся должен:

знать:

  • Требования техники безопасности во время занятий;
  • общие вопросы организации и проведения занятий;
  • основы психологии общения;
  • основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи.

уметь:

  • Выполнять подготовительные приёмы в комплексе.
  • уметь защищаться от ударов ногой, рукой, освобождаться от ударов противника;
  • защищаться от ударов ножом;
  • владеть приёмами обезоруживания противника;

2. РАЗДЕЛ. Стрельба из пневматической винтовки и пистолета - 17 часов

Цели:

  • Ознакомить учащихся с правилами проведения стрельб.
  • Научились обращаться с оружием.
  • Подготовка юношей к службе в рядах Российской армии.
  • Привлечение молодежи к занятиям стрелковым и военно-прикладными видами спорта.

Тематический план занятий

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Материальная часть оружия. Основы стрельбы.
Меры безопасности во время стрельбы

1

1

2

Основы техники стрельбы

1

1

3

Приёмы изготовки. Прицеливание. Спуск курка

1

2

3

4

Изучение и освоение приёмов изготовки.
Тренировка

4

4

5

Внесение поправок на прицельном приспособлении. Тренировка

2

2

6

Совершенствование техники стрельбы

3

3

7

Стрелковые соревнования

3

3

Итого

3

14

17

Требования к знаниям и умениям по разделу стрельба из пневматической винтовки и пистолета

Учащийся должен:

знать:

  • Меры обеспечения безопасности при проведении стрельб;
  • Знать материальную часть оружия и основ стрельбы;
  • Основы техники и тактики стрельбы;
  • Местоположение цента тяжести системы стрелок-оружие;
  • Варианты техники спуска курка;
  • тактику стрельбы.

уметь:

  • выполнить изготовку для стрельбы из положения стоя и с колена.
  • Стрелять с колена, стоя,
  • Само корректировать стрельбу;
  • Правильно дышать во время выполнения выстрела.

3. РАЗДЕЛ. Туризм - 17 часов

Цели:

  • Раскрыть индивидуальные психологические особенности учащихся.
  • Создать условие для качественного освоения каждым участником туристических навыков, для успешного развития навыков «выживания» в природе каждого участника.
  • Уметь применить полученные знания, умения и навыки в практической деятельности во время подготовки и проведения туристических походов.

Тематический план занятий

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Инструкция по технике безопасности. Общие сведения о подготовке и проведении походов

1

1

2

Понятие о туризме. Ориентирование

1

1

2

3

Материально-техническая база походов

1

1

2

4

Здоровье участников похода

0,5

0,5

1

5

Техника пешеходного туризма

0,5

1,5

2

6

Организация переправ

1

2

3

7

Опасности в туризме: мнимые и действительные

1

1

8

Разработка и подготовка походов. 1-дневный поход

1

4

5

Итого

8

9

17

Требования к знаниям и умениям по разделу туризм.

Учащийся должен:

знать:

  • требования техники безопасности в походе;
  • правила психологии общения в походе;
  • cпособы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
  • перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
  • правила приготовления пищи;
  • правила обустройства бивуака;
  • нормы личной и общественной гигиены, экологические требования.

уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
  • выполнять общие обязанности участника похода;
  • обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;
  • самостоятельно ориентироваться на местности;
  • свободно ориентироваться на природе.

4. РАЗДЕЛ. Прикладное плавание - 17 часов

Цели:

  • Оказание первой доврачебной помощь пострадавшему на воде.
  • Общее повышение работоспособности и непосредственно закаливание.
  • Уметь уверенно ориентироваться и двигаться в воде,

Тематический план занятий

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Меры безопасности. Общие сведения о прохождении раздела «Прикладное плавание»

1

1

2

Повторение и совершенствование техники плавания (различными способами)

1

2

3

3

Прыжки в воду, повороты

1

1

4

Плавание в сложных условиях.

1

2

3

5

Оказание первой помощи пострадавшему на воде.

1

2

3

6

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде.

1

2

3

7

Освобождение от захвата «тонущего», буксировка по дистанции.

1

2

3

Итого

6

11

17

Требования к знаниям и умениям по разделу прикладное плавание.

Учащийся должен:

знать:

  • требования техники безопасности во время занятий на воде;
  • общие вопросы организации и проведения занятий;
  • правила психологии общения в походе;
  • основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
  • теоретические основы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • владеть основами плавания в глубокой воде: уметь нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов;
  • плавать в усложнённых условиях: при появлении судорог, необходимости отдыха на воде;
  • оказать помощь пострадавшему на воде: подплывание, поиск под водой, освобождение от захвата, буксировка, выход с пострадавшим из воды;
  • оказать первую доврачебную помощь пострадавшему на воде путём проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.