Образовательное мероприятие для обучающихся старших классов «Профессии будущего»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 8

Ключевые слова: профориентация, профессии


Форма проведения: игра-тренинг.

Участники игры: обучающиеся 8-х классов, родители.

Время проведения игры: 1 час (40 минут).

Цель: содействие учащимся старших классов в профессиональном самоопределении; ориентирование молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии; мотивация к обучению современным информационным технологиям и совершенствованию технических умений и навыков как основе новых возможностей, а также приобретению учащимися дополнительных компетенций для реализации собственного потенциала в учебе.

Задачи:

  • Знакомство учащихся и их родителей с миром ИТ-профессий и новыми информационными технологиями для повышения престижности ИТ-сферы и ИТ-специальностей.
  • Знакомство с возможностями и ресурсами проекта «Твой курс: ИТ для молодежи».

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, презентация; бумага, маркеры.

Участники разделены по группам.

Задумайтесь на секунду о том, кем бы вы хотели на самом деле стать в будущем, каким специалистом стать. Ваш выбор сделан?
А можете ли вы с уверенностью сказать, каким будет мир через 5-10 лет, когда вы закончите ВУЗ? Какими технологиями вам придется пользоваться, какие новые профессии появятся, а какие исчезнут? Тогда из чего выбирать, к чему готовиться? Как стать специалистом будущего и чему нужно учиться?

Презентация

Сценарный план мероприятия

Содержание

Комментарии

1. Организационный момент
(1 мин)

- Добрый день!
- Сегодня мы поговорим о профессиях будущего, о нашем будущем. Но, будущего не бывает без прошлого.

2. Кем и почему мечтают стать маленькие дети

Работа в группах (3 минуты).
Фронтальная работа (5 минут)

Давайте вернемся на 5-6 лет назад и вспомним, кем вы мечтали стать в детстве. Вопросы для обсуждения:
-Почему в детстве выбирают для себя такие профессии?
-У кого сохранилось желание выбрать ту же профессию?
Демонстрация фрагмента мультфильма «Кем стать? - Навигатум - Калейдоскоп Профессий.

Слайд 2
Время работы группы 3 мин: Записывают на листах А3 маркерами, вывешивают на доску.
Фронтальная работа.
Обобщить какие профессии нравятся детям и почему
причины выбора: игрушки, сказки, профессия родителей, кинофильмы, компьютерные игры и т.д. Слайд 3

Что влияет сейчас на выбор профессии старшеклассником, какие факторы для вас определяющие.
Фронтальная работа (5 минут)

Что влияет сейчас на выбор профессии Возможные ответы школьников:
деньги, склонности, родители, престижность, интересы, успехи в школе, способности, связи, давление сверстников, СМИ, семейные традиции, перспективы и т.д.

Обсуждение:
- Как бы вы ранжировали этот список?
- Что для вас на первом месте? Почему?

Слайд 4
Продолжение фронтальной работы.
На слайде факторы, влияющие на выбор профессии.
Предложить им ранжировать список и определить 3-5 чаще всего встречающихся фактора.
Прийти к выводу, что нельзя игнорировать, прежде всего, интересы, способности, перспективность профессии. Предложить обсудить один из названных факторов - престижность.
Слайд 5. Каждая группа представляет свое ранжирование и обосновывает выбор.
Ранжированные списки вывешиваются для обсуждения.

Какие профессии считаются самыми престижными среди выпускников школы? (15 минут)
- мозговой штурм (групповая работа) обсуждение в группе - почему так считают;
- выбор пяти предпочитаемых школьниками профессий;
- знакомство со списками престижных и перспективных профессий.
- информация о результатах тестирования

Демьянцева М. представит результаты анкетирования по теме «Моя будущая профессия».

Какие профессии, по вашему мнению, считаются самыми престижными. Составьте список.

В Интернете можно найти несколько вариантов со списком самых престижных профессий. Приведем два:
1. Самые престижные и доходные сегодня профессии
2. Самые востребованные в перспективе профессии (слайд)

Задача мозгового штурма: составить список наиболее престижных профессий с точки зрения участников игры и выбрать 3-5 наиболее престижных.
Попросить каждую группу объяснить, почему они считают наиболее престижными именно эти профессии.
В заключение познакомить школьников со списком наиболее престижных профессий.
Что общего и что различного в списках участников игры и в материалах социологов.

Вопрос для обсуждения:
Какие профессии сохранят престижность и востребованность в ближайшие 5-10 лет? Почему?
Видеосюжет «Профессии будущего»

Слайды 6-8

Слайд 10

Профессии, связанные с компьютерными технологиями
(3 минуты)

Как вы, наверное, уже догадались, мы займемся одним из самых престижных и востребованных направлений - профессиями, связанными с информационными технологиями.

Слайд 11

Какие профессии включает в себя группа «IT специалисты» Фронтальная работа (хотя возможна и групповая - какая группа вспомнит больше профессий)
- актуализация знаний (называют все, что смогут вспомнить) (13 минут)

Игра «эстафета»: Вспомните профессии включающие в себя группу «IT специалистов» и не повторяясь перечислить то, что удалось вспомнить Специальности, которые называют участники, записывают на доске или флип-чарте. После того, как все, что знают школьники будет названо, вывести на экран основной список
1) Программист;
2) Системный архитектор;
3) Специалист по информационным системам;
4) Системный аналитик;
5) Специалист по системному администрированию;
6) Менеджер информационных технологий;
7) Менеджер по продажам решений и сложных технических систем;
8) Специалист по информационным ресурсам;
9) Администратор баз данных.
Перечень самых востребованных ИТ-специальностей (перечислены ниже в порядке убывания востребованности) ныне по оценкам SuperJob выглядит так:
1. Программист 1С
2. Системный администратор
3. Специалист технической поддержки
4. Программист Java
5. Программист PHP
6. Тестировщик
7. Программист C++
8. Консультант SAP
9. Консультант по внедрению и сопровождению 1С
10. Web-дизайнер
11. Программист .NET
12. SEO - оптимизатор
13. Верстальщик
14. Программист C#
15. Сервисный инженер
16. Системный аналитик
17. Программист SQL
18. Разработчик Oracle
19. Администратор СУБД Oracle

Слайд 12
Перечень IT-специальностей гораздо обширнее, чем можно предположить. Более того, что означают эти специальности, знают только люди непосредственно с IT связанные. Познакомиться с ними можно в «Атласе профессий XXI века».
Вывод, к которому следует прийти: IT-специальности очень разнообразны. Все, кто интересуется техникой, управлением, дизайном, творчеством, кто склонен фантазировать, придумывать, все могут найти применение своим склонностям и интересам.
После этого можно перейти к преимуществам IT специальностей.

Преимущества IT-специальностей (5 минут)

В России профессия компьютерщика сейчас престижна и хорошо оплачивается. На специалистов в этой области существует постоянный спрос. Поэтому многие студенты устраиваются подрабатывать уже на втором-третьем курсе, никаких проблем с поиском места у них обычно не возникает. Специалисты говорят о больших возможностях так называемого оффшорного программирования, когда зарубежные компании размещают заказы на разработку программного обеспечения в России.

Итак, налицо пять преимуществ IT-специализации:
- работа интересная, много возможностей для самореализации.
- можно много зарабатывать.
- безработица не грозит.
- можно работать практически в любой стране. - Вы будете по-настоящему нужным человеком, будете помогать людям, а для многих из нас осознание этого действительно важно.

Слайд 13

Каково будущее IT? (9 минут)

Вопросы для обсуждения:
Какие открытия уже на подходе? Чем бы вы хотели пользоваться в будущем, о чем можно мечтать?

Показать ролик из серии «Концепция офиса будущего»
Обсудить вопросы о будущем и настоящем IT,
http://youtu.be/a6cNdhOKwi0
- Важно! не превращать презентацию в рекламу или в описание о том, какие у продукта характеристики.
- Демонстрировать только интересную возможность, которая может пригодиться в учебе на работе + знакомство с новым типом интерфейса, который отвечает основным тенденциям и трендам развития ITтехнологий, например интерактивные плитки, принцип облачной работы с документами, возможность совместной работы и т.д.
Плюсом будет, если учащиеся будут вовлечены в процесс и у них будет свободный доступ к технологии, компьютеру или гаджету с новым ПО.

Мостиком к следующему блоку тренинга может быть высказывание о динамичности IT. Упомянуть о том, что именно сидящие в этой комнате, возможно, и станут разработчиками нового поколения техники и технологий.

Тенденция: технологии становятся сложнее, но должны быть легче в разработке и проще в освоении.

Как вы пользуетесь компьютером.
Фронтальная работа (5 минут)

Вопросы для разговора:
- у кого есть компьютер, ноутбук, планшетник и т.д.
- для чего вам компьютер?
- что вы умеете делать хорошо?
- чему бы вы хотели научиться?
- считаете себя пользователем, профессионалом, хакером, зависимым?

Тренеру следует обратить особое внимание на то, что умеют и чему хотят научиться школьники. Это может пригодиться при локализации и адаптации следующих модулей применительно к конкретной группе школьников.

О возможностях для учащихся
От корпорации Microsoft (5 минут), знакомство с проектом Твой курс: ИТ для молодежи и порталом (YouthSparkи IT4 youth)

Познакомить участников игры с инициативой MicrosoftYouthSpark (Твой яркий старт) и проектом «Твой курс: ИТ для молодежи»
- полезные материалы и ресурсы для старшеклассников, которые помогут им развиваться и стать конкурентно способными в будущем

Слайд 14,15

Завершение занятия (11 минут)
- рефлексия: что понравилось, что заинтересовало, что показалось скучным;
- Заполнение анкет обратной связи

После проведения рефлексии подведем итог игры-тренинга.
- Мы живем в удивительное время - время уникальных возможностей, открытий и быстро меняющихся технологий! Давайте попробуем угнаться за прогрессом вместе! И более того, сделать так, чтобы этот прогресс зависел от нас.
Станьте специалистами будущего!
Все в ваших руках!

Слайд 16
Правила рефлексии: говорят только те, кто хочет что-то сказать. Высказывания не прерываются, не обсуждаются и не оцениваются.

Слайд 17,18

Источники информации:

Тренинг разработан на основе статьи «Полезные материалы для проведения тренинга или встречи с учащимися 8-11 классов» представленных на сайте http://www.it4youth.ru/konkurs_it_2015/

Приложения:

  1. Презентация для тренинга.
  2. Видеоролик «Какие профессии исчезнут к 2030 году». (https://yadi.sk/i/s1w8lZB6gYByc)
  3. Фрагмент мультфильма «Кем стать» ( https://yadi.sk/i/GmJyZnl3gYBvs) мультсериала "Навигатум: Калейдоскоп Профессий" (http://www.navigatum.ru/kp.html)
  4. Фидеофрагмент «Профессии будущего» (https://yadi.sk/i/C-N8DDRsgYBzb).