Литературная викторина «Басня – поэзия рассудка»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: басня, литературная викторина, Басни Эзопа, Басни И.А.Крылова


Предмет: внеклассное мероприятие.

Класс: 2

обучающий аспект

  • обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре;
  • обогащение словарного запаса учащихся

развивающий аспект

  • развивать устную речь учащихся;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать умение работать в парах, группах сменного состава

воспитывающий аспект

  • воспитывать культуру общения и взаимодействия со сверстниками;
  • воспитывать отзывчивость, способность сопереживать;
  • воспитание внимательного читателя

Этапы занятия:

  • подготовка к активной учебно - познавательной деятельности (Пг);
  • применение знаний и способов действий (Пр);
  • итог на рефлексивной основе (Ит).

Конспект занятия

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Проверка готовности учащихся к занятию.
- Здравствуйте, дети. Я вас рада видеть.
- Сегодня на нашем открытом занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Подготовка к активной учебно - познавательной деятельности (Пг)

А начнём занятие с выполнения задания, которое нам обозначит тему.

- Посмотрите на слайд.


Ворона и Лисица

Стрекоза и Муравей

Мартышка и Очки

Отгадайте ребусы.

- К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (басня)
- Вы правы, тема нашего занятия «Что скрывает басня?»
- Найдите и прочитайте определение басни в толковом словаре Ефремовой.
- На экране появляется определение:
Басня - это короткий - обычно стихотворный - нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п.

- Найдите и прочитайте определение басни в энциклопедическом словаре

Басня (энциклопедический словарь) - короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу.
- Чем похожи эти определения? Чем отличаются? (сюжеты восходят к Эзопу)
- Что вы знаете об Эзопе? Кто он?

Эзоп - биографический очерк (видеоролик)https://yandex.ru/efir?stream_id=vM9moVdJ0Pg0&from_block=player_share_button_yavideo

Посмотрите видео и ответьте на вопрос: Кто такой Эзоп?

Итак, Легендарный Эзоп - баснописец, предположительно живший в 6 веке до нашей эры. До сих пор неизвестно существовал он на самом деле или образ - собирательный. Наиболее убедительная версия говорит о том, что Эзоп был рабом, отпущенным на волю и убитым дельфийцами (жителями древнегреческого города).

- А чьё имя вы вспоминаете, когда слышите слово «басня»? (И.Крылов)

- Пролетали годы и века, и басни Эзопа становились "музами" для таких известных писателей и баснописцев, как Жан Лафонтен, Лев Толстой и даже Иван Крылов. Переводили эзоповские басни и другие авторы: Гаспаров, Смирнов, Алексеев. Однако именно басни Крылова благодаря своей складности, высокой литературной ценности, стали эталоном современного басенного жанра.

Применение знаний и способов действий (Пр)

Вспомните признаки басни:
Особенности басенного жанра
- Простой сюжет о животных
- У басни есть мораль
- Цель басни - показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их

Анализ басни.

Сравнение басен Эзопа «Ворона и Лисица» и Крылова «Ворона и Лисица» (работа в группах)

https://deti-online.com/basni/basni-ezopa/voron-i-lisica/

Эзоп

1. Сухое краткое изложение сюжета.
2. Прозаическое произведение.
3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

И.А.Крылов

1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков.
2. Стихотворное произведение.
3. Очень выразительна и жива разговорная интонация.
4. Описание лисы живописнее, сочнее, красочнее.

Задание «Аллегории» создано в Google формах

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScu4-d7nP_XcsCcwDL_vzuhoRSPww7AcqbTCd-YSfDuVhy7lg/viewform?usp=sf_link
Аллегория - это литературный приём, используемый писателями, с помощью которого они пытаются объяснить читателю своё отношение к некоторым явлениям жизни на примерах, понятных всем.
Например, когда людей превращают в тех животных на которых они похожи? За образом Лисы скрывается хитрый человек,
Журавль - символизирует порядочного, справедливого человека…
Попробуйте определить, что скрывается под аллегорией героев басен.


Лиса

ум, хитрость

Муравей

трудолюбие,

Слон

сила, величественность

Стрекоза

беспечность, легкомысленность

Моська

хвастовство, трусость

Ворона

глупость

«Кто сказал?» (назвать героя) - Genial.ly

https://view.genial.ly/6015db4f1bd3060d78c62da3/game-igra-copy

Вам необходимо прочитать фразу и выбрать героя, кому она принадлежит.

1. «Голубушка, как хороша…» (ворона и лисица)
2. «И до вешних только дней
Прокорми и обогрей» (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

3. "Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".…. (Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. "Спой, светик, не стыдись!"

5. «Кумушка, мне странно это
Да работала ль ты в лето? (Муравей, «Стрекоза и муравей»)

6. До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -

7. "Соседка, перестань срамиться, - слон и моська

8. Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. - слон и моська

9. "Тьфу пропасть! - говорит она, - мартышка

10. "Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!" - слон и моська

«Путаница» (Что перепутал художник?)
Художник перепутал картинки. Ваша задача восстановить последовательность сюжета сказки.

https://learningapps.org/display?v=p2w74x7xt23


К какой басне подойдет пословица.
Что посеешь то и пожнешь. - …………………………...
Не пеняй на зеркало, коли рожа крива. - ………………
Терпение и труд все перетрут. - ………………………..
Труд кормит, а лень портит . - ………………………….

Физминутка

Итог на рефлексивной основе (Ит)

Памятник И.А.Крылову открыт 17 сентября 1976 года в сквере у Патриарших прудов на Малой Бронной. Авторы памятника создали оригинальный по замыслу скульптурный ансамбль. Центром ансамбля является установленная на очень низком и широком гранитном постаменте с памятной надписью «Иван Андреевич Крылов», сидящая на скамейке фигура поэта, в которой передано портретное и характерное сходство с образом баснописца.

Справа от памятника располагаются скульптуры в виде раскрытых книг. На страницах книг изображены сцены из басен: Мартышка и очки, Слон и Моська, Волк и Ягненок, Ворона и Лисица и многие другие.

Какая басня вам больше всего понравилась?

Выберите одну басню и запишите в программе Mentimeter.