Духовная культура общества (элитарная и массовая культура)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Урок: обществознание.

Класс: 10.

Цель урока: определить особенности народной, элитарной и массовой культуры и выявить значение влияния, которое оказывают различные виды культуры на духовное развитие общества в целом.

Задачи урока:

Образовательные:

  • охарактеризовать особенности различных видов культуры, как вида человеческой деятельности на конкретных примерах творческой деятельности выдающихся деятелей культуры,
  • закрепить навыки работы с дополнительной литературой и другими источниками информации.

Развивающие:

  • сформировать понимание взаимосвязи в современной жизни различных видов культуры,
  • уметь ставить проблему и искать пути ее решения.

Воспитательные:

  • оказывать влияние на формирование эстетической культуры учащихся,
  • углублять духовное воспитание учащихся.

Тип урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок-лекция с элементами практического исследования.

Методы и формы обучения:

  • Методы: наглядный, поисковый.
  • Приемы: проблемные вопросы.
  • Формы: индивидуальная, фронтальная

Формируемые компетенции

  • Ценностно-смысловые компетенции: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.
  • Общекультурные компетенции: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
  • Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий, структуру понятия «культура», типологию видов культуры, уметь задавать вопросы к изучаемым фактам.
  • Информационные: владеть навыками работы информацией; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.
  • Коммуникативные: следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Структура и ход урока

Название этапа урока (время)

Цель этапа

Деятельность учителя и деятельность обучающихся

Примечание

1

Организационный момент.

Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность, проверка готовности к уроку.

Приветствие учащихся, вступительное слово учителя, в котором делается акцент на нетрадиционность урока, как интегрированного урока, включающего в себя получение знаний по нескольким школьным дисциплинам (обществознание и музыка).

2

Целеполагание, осуществляемое на основее ранее
изученного
материала.

Обобщить знания о понятии «культура», выйти на целеполагание данного урока через понимание проблемы культурного многообразия.

На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. - Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества.
История возникновения понятия «культура». Акцент на сложность данного понятия, которое отражает многогранность человеческой деятельности.
Виды: народная, элитарная, массовая.
Задание: найти общие и различные черты.

Слайд 1.
Культура (в пер. с лат. возделывание, уход, развитие, почитание) - это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.
Слайд 2.
Культура - человеческая деятельность, направленная на изменение окружающего мира.
Культура- определенный уровень развития общества.

3

Изучение нового материала.

Народная культура.

Вопросы для обсуждения.
1.Какие черты присущи именно народной культуре?
2.Назовите формы народного творчества?
3.Каково главное назначение народной культуры?

Слайд 3.
Народная культура.
Включает ценности не только потребляемые, но и создаваемые народом.

Элитарная культура.

Распространялась в городах, среди образованной части публики, привилегированной частью общества, создавалась профессиональными художниками, музыкантами, писателями. Субъектом элитарной, высокой культуры является свободный творческий человек. Поэтому творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие вне зависимости широты их аудитории.
- Каково главное назначение элитарной культуры?

Слайд 4.
Особенности элитарной культуры:
1. Требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства.
2. Характерна закрытость, трудна для понимания,
3. Противостоит культуре большинства.
4. Отсутствует коммерческая выгода.

Массовая культура.

Объяснение материала учителем.
Продукты массовой культуры:
Литература-беллетристика,
Музыка - поп музыка,
Изобразительное искусство - плакаты,
Кинематограф - триллеры, блокбастеры
?? Позитивные и негативные черты массовой культуры

Слайд 5.
Особенности массовой культуры:
1.Общедоступность.
2.Занимательность.
3.Серийность, тиражируемость.
4.Пассивность восприятия.
5.Коммерческий характер.

4

Закрепление пройденного материала.

Можем ли мы говорить о превосходстве какой-либо из культур? (Ответы обучающихся)
На фоне музыки звучит рассказ учителя.
Январь 2007 года. Человек встал на станции метро в Вашингтоне и начал играть на скрипке. Он сыграл шесть пьес Баха около 45 минут. За это время, так как это был час пик, мы подсчитали, что 1100 человек прошли через станцию, большинство из них по пути на работу. Три минуты прошло, и мужчина средних лет заметил музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько секунд, а затем поспешил по своим делам. Минуту спустя скрипач получил свой первый доллар: женщина бросила деньги в кейс и не останавливаясь ушла. Через несколько минут, кто-то прислонился к стене, чтобы послушать его, но посмотрев на часы убежал. Скорее всего, что он опаздывал на работу. Тот, кто обратил больше всего внимания - было 3-летний мальчик. Но его мать утащила его за собой, Так же себя повели и несколько других детей. Но все родители, без исключения, заставляли их двигаться дальше. За 45 минут пока музыкант играл, только 6 человек остановились и остались на некоторое время. Около 20 дали ему денег, Он собрал 32 доллара, но все продолжали идти своим обычным шагом.
Когда музыкант закончил играть, никто не заметил. Никто не аплодировал, не было никакого признания. Никто не знал что скрипачом был Джошуа Белл, один из самых талантливых музыкантов в мире. Он только что сыграл одну из самых сложных частей из когда-либо написанных, на скрипке стоимостью 3,5 миллиона долларов. За два дня до игры Джошуа Белл в метро все билеты на его концерты были распроданы в театре Бостона, где стоимость одного места составляла в среднем $ 100.
Вопросы для обсуждения.
1. В обычной среде, в неподходящий час можем ли мы воспринимать красоту. Почему?
2.Как мы реагируем, и что делаем чтобы понять это?
3.Признаем ли мы талант в неожиданной обстановке?

Звучит музыка Баха в исполнении Джошуа Белла.

Практическая
работа.

Составить диаманту.

Массовая культура
……… ……….
……… ………. ……….
………. ………. ……… ………
……… ………. ………
…….. ……….
Элитарная культура

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)

5

Рефлексия.

Обобщить полученные знания подвести итоги урока.

Итак, урок подходит к концу. Оцените свою активность, заинтересованность, знания.

  1. b17.ru›article/violinistinthesubway/
  2. habr.com›ru/articles/55717/