Память - это основа нашего ума, основа нашего сознания и самосознания. Ее можно сравнить с волшебной шкатулкой, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая простая и сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти по крайне мере несколько секунд.
Не обладая памятью человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими люди, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры. Он не мог бы накапливать и собственный индивидуальный опыт, и не было бы возможным обучение и учение.
Существует определенный запас слов, сведений, понятий, ощущений, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь: это собственное имя, образы мамы и папы, родной язык, черты и особенности того места, где человек вырос, и т.д.
Все это долговременная память. Смолина В.В. отмечает, что процесс запоминания детей зависит от системы ранее усвоенных знаний, чем больше знаний, тем легче приобрести новые. Память может быть и кратковременной: не забыть купить билет на проезд в трамвае, не забыть купить газету и т.п. Но когда день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной. Но кратковременная память может превращаться в долговременную. Как правило, именно в этом виде и нужна человеку. Долговременная и кратковременная память способны хранить зрительные, слуховые, тактильные и другие образы. Это предопределено тем, что человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую виды памяти.
Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить память на слова (словесная, или вербальная память), на образы (образная), на движения (двигательная, моторная), на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д. Педагоги постоянно имеют дело с противостоянием ещё не упоминавшихся видов запоминания: произвольного и непроизвольного. О произвольной памяти говорят в тех случаях, когда цель запомнить материал отсутствует, но результат тем не менее имеется. Например, бывают ситуации, когда. Едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое когда-то, в ряду других, было показано нам на фотографии. Непроизвольное запоминание характеризуется наличием соответствующей цели, установки на запоминание, наличием волевого усилия. В этом случае мы говорим: человек управляет своей памятью. Деление памяти на виды, скорее всего, можно продолжить, однако это вряд ли поможет нам разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, чтобы развить память детей.
Чтобы приблизиться к постижению сущности памяти, необходимо прояснить ее строение, ее структуру. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию. Другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). Основа памяти - природная память. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может не развиваться. (В ряде случаев: при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка, при частых и сильных стрессах и т.п., эта способность ослабевает.) Однако Природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Эти приемы - своего рода надстройка над природными способностями.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».
У младших школьников более развита память наглядно-образная. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты. Цвета, события. Ребенку 7-8 лет (в большей степени это касается начала школьной жизни) гораздо легче заучить, «вызубрить» материал, нежели осмыслить его. Возникает ситуация, когда применения самого способа запоминания требует больше энергии, чем запоминание без него. Вследствие этого использование приема обработки материала вместо повышения эффективности запоминания может дать противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10 - 11 годам) ее продуктивность стабильно ниже продуктивности культурной памяти. В этом возрасте начинают проявляться различия в запоминании у мальчиков и девочек.
Девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставить себя запомнить, умеют настроиться на запоминание, поэтому результаты их произвольной механической памяти, как правило, выше, чем у мальчиков. Мальчики же более успешно овладевают приемами, создают(придумывают) способы запоминания, поэтому в ряде случаев их культурная память оказывается более эффективной (более гибкой), чем у девочек.
Матюхина выявила следующие приемы запоминания, используемые детьми:
- 1-2 класс. Многократное прочитывание всего материала.
- 2-3 класс. Прочитывание с воспроизведением.
- 3-4 класс. Деление запоминаемого текста на смысловые части.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Оценку индивидуальных особенностей памяти младшего школьника необходимо давать комплексно. Только анализ особенностей памяти со всех сторон ее проявления, выяснение сильных и слабых сторон дает основание для дальнейшего усовершенствования процессов памяти. Что же необходимо для дальнейшего усовершенствования процессов памяти?
Прежде всего, необходима систематическая тренировка тех самых процессов. Существуют приемы, позволяющие тренировать объем памяти. Один из них заключается в следующем. На стол выкладывается небольшое количество предметов (игрушки, карандаши и т.п.) и все это закрывается. Затем приглашают ребенка. На несколько секунд ему открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, которые он смог запомнить. Постепенно количество предметов увеличивается. Одним из важнейших факторов, влияющих на развития памяти, является мотивация. В реальной учебной жизни на школьников действуют разные мотивы: деловые, мотивы достижений, познавательные.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Развитие умственных способностей детей, решение тех или иных воспитательных задач предполагает выявление тех действий, которые должен научиться осуществлять ребенок.
Игра - это наиболее освоенная учащимися деятельность. В ней они черпают образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. Л.С.Выготский рассматривал значение игры в психическом развитии ребенка, отмечая, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но,
наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделяли внимание в своих педагогических трудах такие выдающиеся мыслители прошлого, как Пистолоцци И.Г., Коменский Я.А. Сейчас по этому вопросу разработано большое количество разнообразных материалов: книг, статьи в газетах, журналах, специальные пособия для учителей. Всю эту литературу объединяет взаимодействия игры с познавательной деятельности.
Игра - необходимое дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств. Дидактические игры служат для интеллектуального развития индивида, специально создаются педагогами. Существуют различные виды дидактических игр:
- предметные (дидактические материалы, игрушки);
- настольно-печатные
- логические
- словесные (игры-загадки, задачи, игры-путешествия).
Следует отличать дидактическую игру от дидактических упражнений, которые не имеют в своей структуре замысла и являются менее интересными для младших школьников. Большое внимание вопросам изучения учебного содержания игр уделял В.А.Сухомлинский. Он вел пропаганду внесения игрового начала во все направления школьной работы: «…без игры школа превращается в скучнейшее заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности- воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общество. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции не мыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Без постоянного обновления такого опыта его воспроизводства в подходящих условий живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Тема исследования остаётся актуальной и нуждается в дальнейшей разработке.
Список литературы
- Выготский Л.В. «Лекции по психологии», М., Союз, 1997.
- Эльконин Д.Б. «Пробелы возрастной и педагогической психологии», М., Международная педагогическая академия, 1995.
- Эльконин Д.Б. «Психология игры», М., ВЛАДОС, 1999.
- Гамезо М.В. «Возрастная и педагогическая психология», М., Просвещение, 1984.
- Блонский П.П. «Память и мышление», М., 1979.
- Грановская Р.М. «Восприятие и модели памяти», Л., 1974.
- Бочарова С.П. «Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе», психологический журнал №1. Т.5, 1984.
- Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Техника тренировки памяти», М.,1991.