Предметная область: филология.
Срок реализации программы: 1 год для 8 класса.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 19.
Место предмета в учебном плане: факультативный курс школьной части по выбору учебного плана.
Предметная область: филология.
Уровень подготовки учащихся: базовый.
Программа составлена на основе рабочей тетради «Комплексный анализ текста» для 8 класса А.Б.Матюкина. Курс рекомендован для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В школьной практике всё чаще используется комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором: синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим. Актуальность темы курса состоит в том, что компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка
Программа курса предусматривает более глубокое овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.
Она включает в себе уроки повторения и систематизации знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, анализу лирических миниатюр, творческие работы и практические и контрольные работы. Итогом работы элективного курса будет комплексный анализ текста.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, орфографической зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся. умение делать комплексный анализ текстов разных стилей и типов, освещение важнейших аспектов теории и практики комплексного анализа текста.
Задачи курса:
- при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.
Комплексный анализ предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа рассчитана на выработку следующих основных умений:
- систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие «пробелы»;
- самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом;
- наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Общая характеристика курса
Факультативный курс для 8 класса «Комплексный анализ текста» даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Занятия сопровождаются дидактическими материалами - текстами из произведений русской литературы. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также углубление материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает навыки создания своих текстов. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и осознанного чтения текстов разных стилей, но и научиться находить авторскую позицию и комментировать ее. Поскольку предлагаемая программа ориентирована в основном на работу с текстом, задания для учащихся будут носить комплексный характер, т.е. наряду с освоением материала очередной темы учащиеся смогут анализировать стилевые особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно - выразительные средства, пунктуацию и её роль в данном тексте и т.д. Во всех темах программы предусмотрен материал, который позволит учащимся, во-первых, лучше осознать ранее изученное, во-вторых, углубить их представление об изученном, в-третьих, расширить знания о тексте и его особенностях. Всё это поможет развить интерес школьников к русскому языку как учебному предмету.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Учебный план школы предусматривает на изучение курса 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса. Основной формой обучения является урок. .Выбор форм зависит от уровня подготовленности учащихся, от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии обучения: Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала. Информационно-коммуникационные технологии, тест-технологии; Здоровьесберегающие технологии: использование различных наглядных средств, Технология уровневой дифференциации. Технология обучения в сотрудничестве. Проектная технология.
Формы и методы контроля: Формой оценки достижения результатов освоения программы промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения учебного года.
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ, видов разбора, устных сообщений учащегося, письменных работ.
Итоговый контроль - итоговая контрольная работа в формате ОГЭ с системой заданий, зачетная тестовая работа
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат словесные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике: пользоваться разными видами словарей;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
- по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
- по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
- по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
Содержание учебного курса
I. Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
II. Работа над текстом
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.
Работа с основной мыслью текста. Тема и микротемы. Абзац «абзацное членение», его значения в смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения в тексте. Средства связи смысловых частей текста. Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Приемы сжатия текста. Сжатое изложение. Композиция текста
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка, оформляющих функциональные стили речи.
III. Виды грамматического разбора
Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов, морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
IV. Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.
Тематическое планирование курса
№
|
Тема |
Кол-во часов из них: |
Из них: |
|||
Теория |
Практика |
Контр. работа |
Самостоятельная работа |
|||
1 |
Введение |
2 |
2 |
0 |
|
|
2 |
Работа с текстом |
26 |
9 |
17 |
3 |
15 |
4 |
Целостное рассмотрение текста |
7 |
1 |
6 |
1 |
5 |
5 |
Итого |
35 |
12 |
23 |
3 |
20 |
Календарно-тематическое планирование курса
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом Программы воспитания МБОУ г. Иркутска СОШ № 19. Воспитательный потенциал факультативного курса «комплексный анализ текста» обеспечивает реализацию целевых приоритетов воспитания обучающихся.
№ |
Тема урока |
Всего час. |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Введение. Текст и его строение. Признаки текста. |
1 |
1н. |
|
1 четверть |
2 |
Введение. Текст и его строение. Признаки текста. |
1 |
2 н. |
|
|
3 |
Текст как речевое произведение. Грамматическая связь между частями текста |
1 |
3 н. |
|
|
4 |
Абзац. Микротема. Анализ текста. |
1 |
4 н. |
|
|
5 |
Тема текста и его микротемы. Тренировочные упражнения. |
1 |
5 н. |
|
|
6 |
Работа с основной мыслью текста |
1 |
6 н. |
|
|
7 |
Основные средства связи предложений в тексте (теория) |
1 |
7 н. |
|
|
8 |
Основные средства связи предложений в тексте Лексические средства связи. (практика) |
1 |
8 н. |
|
|
9 |
Местоимения и союзы в связующей функции.
|
1 |
9 н. |
|
2 четверть |
10 |
Парцеллированные конструкции. |
1 |
10 н. |
|
|
11 |
Смысловые и грамматические связи предложений. Контрольная работа. |
1 |
11 н. |
|
кр |
12 |
Типы речи.
|
1 |
12 н. |
|
|
13 |
Описание. Анализ текста. |
1 |
13 н. |
|
|
14 |
Рассуждение. Анализ текста. |
1 |
14 н. |
|
|
15 |
Практикум «Анализ текстов разных типов речи». |
1 |
15 н. |
|
|
16 |
Основные приемы компрессии (сжатия) текста. |
1 |
16 н. |
|
|
17 |
Практикум «Работа над сжатием текста». |
1 |
17 н. |
|
3 четверть |
18 |
Написание сжатого изложения по предложенному тексту. |
1 |
18 н. |
|
|
19 |
Практикум «Упражнения на восстановление текста». |
1 |
19 н. |
|
|
20 |
Практикум «Тестовые задания к тексту и алгоритм их решения». |
1 |
20 н. |
|
|
21 |
Практикум «Тестовые задания к тексту и алгоритм их решения». |
1 |
21 н. |
|
|
22 |
Анализ текста с заданиями, аналогичными заданиям ОГЭ. |
1 |
22 н. |
|
|
23 |
Практическое занятие. Комплексный анализ текста |
1 |
23 н. |
|
|
24 |
Практическое занятие. Комплексный анализ текста |
1 |
24 н. |
|
|
25 |
Контрольная работа. |
1 |
25 н. |
|
кр |
26 |
Анализ композиции текста. |
1 |
26 н. |
|
|
27 |
Анализ композиции текста. Тренировочные упражнения. |
1 |
27 н. |
|
|
28 |
Изобразительно-выразительные средства языка. |
1 |
28 н. |
|
4 четверть |
29 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Тренировочные упражнения. |
1 |
29 н. |
|
|
30 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Поисковая работа. |
1 |
30 н. |
|
|
31 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Самостоятельная работа. |
1 |
31 н. |
|
|
32 |
Урок - практикум «Комплексный анализ текста» |
1 |
32 н. |
|
|
33 |
Многоаспектный лингвистический анализ текста |
1 |
33 н. |
|
|
34 |
Промежуточная аттестация Комплексный анализ текста. |
1 |
34н. |
|
Кр |
35 |
Итоговый урок |
1 |
35н. |
|
|
|
ИТОГО: 35 часов |
|
|
|
|
Список используемой литературы
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. - М. : Айрис-пресс, 2004.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1983.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Айрис-пресс, 1999.
- Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004
Перечень учебно-методического обеспечения
- Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2019 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
- Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. - М.: Астрель, 2010
- Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
- С.В.Драбкина, Д.И.Субботин Русский язык 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся е ГИА (учебное пособие) - М: Интеллект-центр,2015
- Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
- Зайцева О.Н.Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 8 класс, ФГОС 4-е изд., перераб. и доп. - М: Изд-во «Экзамен», 2018.
- Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс-М: ЦТ Сфера, 2019.
- Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. - М., 2005.