«Наша Родина» (конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе)

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, г.Озерск


Интегрированные задачи:

1. Создать условия для формирования лексического запаса по данной теме;
2. Способствовать:

  • развитию связной речи и мыслительных процессов,
  • навыков свободного общения;
  • закреплению понятий «край», «страна», «область», «город»;
  • расширению знаний о памятных местах Озерска.

3. Воспитывать любовь к родному краю и его природе; умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Оборудование: глобус, карта, фото с интересными местами Озерска, изображение и разрезные картинки герба и флага РФ, гербов городов Челябинской области.

Словарная работа: халат, сарафан, жилет, триколор, карта, Родина, малая Родина.

Предварительная работа: заучивание стихотворения, рассматривание иллюстраций памятными местами Озерска, беседы о городе, крае, городах Челябинской области и России.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, Послушайте стихотворение В.Орлова:

Утром солнышко встаёт,
всех на улицу зовет.
Выхожу и дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Отвечаю солнцу я,
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я:
«Здравствуй, Родина моя!»

Как вы думаете, о чём мы сегодня на занятии будем говорить? (выслушиваю ответы детей)

Воспитатель: Верно, мы сегодня будем говорить про Родину. А как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей: семья, родители, наш город, страна, детский сад и т.д.)

- Как называется наш детский сад? («Теремок»)

- А как называется улица, на которой он находится? (улица Матросова)

- А как называется наш город? (Озёрск) Почему он так называется? (со всех сторон окружён озёрами)

- Ребята, Миша выучил стихотворение про наш любимый город. Давайте послушаем.

Ребенок читает стихотворение:

Озерск - любимый город, малая родина моя,
Красив и очень молод! В нем живу не только я.
Здесь мой дом, моя семья, садик, где играю я
и любимые друзья, с кем гуляю в парке я!
Никогда я не уеду, а уеду, так приеду!
В городе родном мне жить, людям пользу приносить!

- Какие достопримечательности /интересный места есть в нашем городе? (выставляю на доску фото памятников, зданий и т.д. Дети их называют и рассказывают про них )

Воспитатель: Сколько интересного вы знаете про наш город. Здорово! Скажите, ребята, наш город КАКОЙ? (подбираем прилагательные красивый, чистый, зеленый, современный, удивительный, гостеприимный, прекрасный, замечательный и т.д.) Вот какой замечательный наш город! Давайте прогуляемся по нашему замечательному Озёрску.

Физминутка «Мой город»

Люблю по городу шагать, шагают по кругу
Люблю смотреть, изобразить бинокль из кулачков
Люблю считать. шевелят пальчиками
Площадь - раз, загибают пальчики по одному, начиная с большого
А «Дом одежды» - два,
Три - фонтан- удалец,
Четыре - Ледовый наш дворец.
Пять - по парку я гуляю, шагают
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть - на стадион хожу, «катаются» на коньках
Там с коньками я дружу.
Семь - конечно, детский сад, шагают
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь - детская площадка, подпрыгивают («лошадка»)
Здесь качели и лошадка.
Девять - Хлебный магазин, разводят руки в стороны («много»)
Много разных там витрин.
Десять - это школа, дети!
Узнаешь там все на свете!
Очень любим мы наш город большой пальчик вверх
Он, красив, хотя и молод! хлопки

Воспитатель: Ребята, как называется наш край? (Урал)

А как одним словом назвать всех жителей Урала? (Уральцы) А вы знаете, какие народы живут на Урале? (башкиры, татары, русские, буряты, грузины, армяне, белорусы и т.д.) Да, верно.

На Урале дружно живут люди разных национальностей. И у каждого народа есть свои очень интересные песни, сказки, национальные обычаи и костюмы. Давайте рассмотрим русский, татарский и башкирский костюмы. ФОТО 1 (выставляются картинки людей в национальных костюмах. Дети рассматривают картинки, находят сходства и различия: на девушке - башкирке надет халат, у русской - сарафан, а у татарки - платье с жилетом. Разные головные уборы, разные сапоги, разные рубашки, разный орнамент, разные цвета костюмов и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Очень внимательные! Я думаю, вы согласитесь со мной, что у каждого народа - очень своеобразные, интересные и красивые костюмы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём на Урале. А как называется наша область? (Челябинская область) А как называется наша страна? (Россия)

Ребята, Россия - это Родина всех жителей нашей страны, но у каждого россиянина есть своя МАЛАЯ Родина - место, где человек родился и вырос, где он живёт и работает, где его дом… И наша с вами МАЛАЯ родина - это…. (город Озёрск) Мы уже поговорили про наш замечательный город. Давайте теперь найдем его на карте! ФОТО 2

Воспитатель обращает внимание детей на карту. Рассмотреть карту, показать границы России и других стран, сделать акцент на том, что наша страна - самая большая в мире. Показать границу Челябинской области. Показать точку - город Озёрск.)

Воспитатель:У каждой страны есть свои символы. Какие это символы? (гимн, флаг, герб)

Что такое гимн? (главная песня страны)

Где мы можем слышать гимн? (на соревнованиях, когда наши спортсмены побеждают; на праздниках (день защитника отечества, День Победы, день народного единства и т.д.)

Предлагаю вам послушать гимн нашей страны (Звучит Гимн России. Дети и взрослые слушают его стоя)

Воспитатель: Следующий символ страны - это Флаг. Какие цвета присутствуют на флаге России? Что они обозначают? (беседа о флаге) Почему наш флаг иногда называют «триколором»? (выслушать ответы детей. Пояснить, что «триколор» - это «три цвета»)

Воспитатель: И последний символ страны - это Герб (выставить изображение Герба России. Беседа о том, что изображено, что обозначают изображения)

Ребята, герб есть не только у всей страны, но и у каждой области и даже у каждого города. Посмотрите, на доске изображения гербов Челябинской области и города Челябинска. Почему на этих гербах изображён верблюд? (Верблюд, тюками с товарами нагруженный - в память о былых временах и в благодарность к верблюдам, с которых торговля пошла, и Челябинск из маленькой крепости в большой город вырос. Раньше товары на верблюдах возили из дальних стран через степи да пустыни. А верблюды едят сухую и жёсткую траву, пить не хотят по несколько дней, поэтому пустыню пройдут, как ни в чем не бывало…)

Посмотрите на изображения гербов некоторых городов Челябинской области (выставить изображения гербов Озёрска, г.Касли, Златоуста и др.) На гербе каждого города изображается его главная, отличительная особенность. ( рассмотреть гербы, дать пояснения.) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Собери герб». ФОТО 3

(дети делятся на 3 команды, выбирают конверт с разрезными картинками и в командах собирают гербы России, Челябинской области, г. Озёрска. Можно предложить бóльшее количество конвертов, чтобы у детей был выбор)

Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо знаете символы России, гербы и отлично справились с заданием. А знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине? (дети либо называют пословицы, либо проводится игра «Закончи пословицу» - на выбор воспитателя)

Воспитатель: вы отлично справились и с этим заданием! А наше занятие подошло к концу.

О чём мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Что было трудным?

Литература

  1. Калашников Г.В. «Гербы и символы: история российского герба», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  2. Калашников Г.В. «Челябинск и Челябинская область», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  3. Трякин П.И. «Памятные места города Озёрска», г. Озёрск, Челябинская область, 2002.