На протяжении нескольких лет основные проблемы, возникающие при выполнении девятиклассниками экзаменационной работы, не меняются и отражают несформированность метапредметных навыков, наряду с умениями и навыками математических действий:
- несформированность вычислительных навыков;
- недостаточно развитые умения смыслового чтения, что не позволяет по условию задания построить правильную математическую модель;
- неумение понять суть вопроса, содержание задания, что приводит к построению неверного хода решения;
- неспособность грамотно сформулировать и оформить решение в письменном виде; недостаточные геометрические знания, слабая графическая культура.
Подготовку к экзамену начинаем на первом уроке математики в 9-м классе, каждый учащийся получает справочные материалы, которые будут у ребят на реальном экзамене. Работаем с материалами на каждом уроке: изучая новую тему или повторяя на уроках пройденное, в справочном материале делаем пометки по соответствующей теме. Изучаем содержание справочных материалов: ищем, какая информация есть по данной теме, и дополняем её, записываем на своем экземпляре значимую для конкретного ученика информацию. В конце года у учащихся на справочном материале пометки по всем темам, на которые им нужно будет обратить внимание при финальной подготовке к экзамену. Хорошо видно, какая информация будет на экзамене в помощь ученику и что нужно выучить. Например, в рубрику «Свойства арифметического квадратного корня» добавляем определение корня, тождество извлечения корня из квадратного выражения и тождество возведения корня в квадрат, в рубрику «Свойства степени» - значение нулевой степени, правило возведения дроби в отрицательную степень; в рубрику «Прямоугольный треугольник» - формулу площади прямоугольного треугольника, свойство медианы, проведенной из вершины прямого угла, радиус описанной окружности и т.д.
Сопровождаем каждый урок примерами из КИМ ОГЭ и даём домашнее задание на основе открытого банка ОГЭ, а также даём задание найти, выписать и решить аналогичные задания с официального сайта ФИПИ.
Если есть возможность дополнительных занятий, то начинаем эти занятия с повторения и восстановления навыков счета с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами, десятичными дробями. Затем приступаем к заданиям ОГЭ по номерам, начиная с 6 задания. Задания № 1-5 выделяем в отдельные занятия или на уроке выделяем 7-10 мин на эту работу.
При подготовке обучающихся к итоговой аттестации основное внимание уделяем подготовке именно к выполнению первой части экзаменационной работы. Это позволяет повторить значительно больший объем материала, сосредоточить внимание обучающихся на обсуждении подходов к решению тех или иных задач, выбору способов их решения, сопоставлению этих способов и выбору наиболее рационального, проверке полученных ответов на правдоподобие и т.п.
До апреля решаем задания ОГЭ в рабочих тетрадях, записывая краткое решение, чтобы при проверке можно было проанализировать ошибки и спланировать работу по коррекции знаний. Настаиваем на выполнении чертежа в тетради и нанесения всех известных элементов на чертеж и выделении неизвестного элемента. К тестовой форме контроля приступаем в апреле-мае, используя бланки ОГЭ.
С первого урока ориентируем учащихся на необходимый минимум для получения положительной оценки за экзамен. На основе статистики прошлого года знакомим учащихся с заданиями с наиболее высоким процентом выполнения, для определения круга заданий с высокой степенью получения желанного балла за задание. Например, по данным 2022 года из первых пяти заданий наибольший процент имеют задания № 1 и № 2; из заданий № 6-14 рейтинг следующий: № 7, № 6, № 10, № 8 и № 9; из заданий № 15-19 - № 18, № 16, № 17. К апрелю каждый учащийся устанавливает для себя порядок решения заданий ОГЭ от простых для него заданий по нарастанию сложности.
При решении каждого задания ориентируемся на прохождение всех этапов:
- Внимательно прочитать условие, выделить в тексте ключевые моменты;
- Выполнить вычисления (рассуждения). Обычно нужно сделать 1-2 шага;
- Зафиксировать полученный ответ;
- Проверить правильность ответа, решив обратную задачу, или подставив корни в уравнение, или оценив полученный ответ оценкой (прикидкой) ожидаемого результата, а при решении задачи можно проверить реалистичность полученного ответа;
- Прочитать ещё раз вопрос в задании и убедиться, что ответ получен именно на него;
- Записать ответ в бланк ответов № 1
Все необходимые материалы распечатываем каждому ученику.
Помогают в работе следующие ресурсы:
Название сайта |
Материалы сайта |
Электронный адрес |
"Распечатай и реши" |
ОГЭ-2023 |
https://www.time4math.ru/ege |
Федеральный институт педагогических измерений |
Открытый банк заданий ОГЭ |
https://fipi.ru/ |
Первое сентября (личный кабинет) |
ШЦВ |
https://my.1sept.ru/ |
В течение года, работая с КИМ ОГЭ, обучающиеся обязательно их подписывают, работают на них, делают необходимые пометки; если решение требует дополнительного места, то прикрепляем к работе чистый лист, на котором продолжаем работать. В конце урока или занятия работы сдаются, для того чтобы их сохранил учитель, и в середине мая каждый ученик получает папку со своими работами, выполненными в течение года, которые перед экзаменом может просмотреть, вспомнить способы решения, рассмотреть свои пометки, задать вопросы на консультации перед экзаменом по решенным материалам.
Своевременно информируем родителей учащихся о текущей подготовке, вклеиваем в дневник следующие материалы:
1. О всех пробных ОГЭ по предмету без выставления оценок, с указанием набранных баллов по каждой части
№ |
Фамилия |
Алгебра минимум
|
алгебра
|
алгебра
|
Геометрия минимум
|
геометрия
|
геометрия (декабрь) |
подпись родителей |
1 |
хххх |
|
3 |
6 |
|
4 |
2 |
|
№ |
Фамилия |
Алгебра минимум
|
алгебра
|
алгебра
|
Геометрия минимум
|
геометрия
|
геометрия (декабрь) |
подпись родителей |
2 |
хххх |
|
8 |
11 |
|
4 |
4 |
|
2. Об итоговом пробном ОГЭ с оценкой и набранными баллами
№ |
Фамилия |
Алгебра минимум 6 заданий |
алгебра
|
Геометрия минимум 2 задания |
геометрия
|
оценка |
подпись родителей |
1 |
ххххххх |
|
6 |
|
3 |
3 |
|
№ |
Фамилия |
Алгебра минимум 6 заданий |
алгебра
|
Геометрия минимум 2 задания |
геометрия
|
|
подпись родителей |
2 |
ххххххх |
|
12 |
|
3 |
4 |
|
3. О результатах повторения и восстановления навыков счета
Фамилия |
обыкн. дроби |
полож. и отрицат. числа |
десятич. дроби
|
десятич. дроби (умножение и деление) |
Совместные
|
степень |
корень |
хххххх |
3 |
отс |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Фамилия |
обыкнов. дроби |
положит. и отрицат. числа |
десятич. дроби
|
десятич. дроби (умножение и деление) |
Совместные
|
степень |
корень |
хххххх |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Работу со справочным материалом по данной системе используем последние три года, а другие приемы подготовки - в течение 10-12 лет.
Такая система работы помогает, делая упор на практику, вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями, которые они, во-первых, могут легко найти в справочном материале, во-вторых, повторить и применить на экзамене.