Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логичная математика»

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Пояснительная записка

В современном информационном мире стремительно возрастает объём информации и знаний. Новая эпоха требует от современного человека развитых способностей управления своим вниманием, быстрого мышления и принятия оптимальных решений. Подрастающее поколение должно быть способным органично влиться во всемирное сообщество, суметь эффективно решать задачи, имеющие непосредственное отношение к будущему развитию личности и общества. На сегодняшний день государство, общество и семья определяют основную цель современного образования детей: не только обучение предметным знаниям, но и развитие потенциала обучающегося, создание благоприятных условий для реализации природных способностей подрастающего человека.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

Для решения таких задач, а также в силу становления информационного общества требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логичная математика» имеет естественнонаучную направленность.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09) 
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ").
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логичная математика» актуальная тем, что универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математические знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Цель программы: развитие логического мышления с использованием нестандартных математических задач.

Задачи:

  • развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, образного мышления, а также способность включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем;
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

Отличительные особенности программы

Ключевыми преимуществами занятий по «Логичной математике» является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощью развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.

Адресат программы: Программа предназначена для освоения обучающимися 9-11 лет. Основным видом деятельности детей 9-11 лет становится учение, но имеет место быть игровая деятельность, как переходная стадия. Воспитанники 9-11-лет любят учиться новому. Им нравится новая роль в новом микросоциуме. Обучающегося, может привлекать сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. В этот период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Физическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. В этом возрасте идёт активное развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей. Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Когнитивное развитие. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. Происходит переход от наглядно - образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы, цифры (например, 9 и 6), слова, не дочитывает задание, из-за чего происходит неверное понимание. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На занятии педагог привлекает внимание обучающихся к изучаемому материалу, удерживает его длительное время.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся в возрасте 9-11 лет. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью.

Эмоциональное развитие. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т.п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если чувство радости от учебного труда возникает у учащегося часто, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Кроме того, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Объем и срок освоения программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логичная математика» естественно – научной направленности рассчитана на 1 год (количество учебных часов в год – 45) для обучающихся 9-11 лет.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся возраста 9-11 лет. Рекомендуемый состав группы 10-12 человек, постоянный.

Режим занятий 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 1,5 академических часа (40 минут+10 минут перерыв+20 минут).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Знать:

  • свойства арифметических операций,
  • понятия истинных и ложных утверждений со словами «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»,
  • математические термины.

Уметь:

  • пользоваться пространственным, логическим и алгоритмическим мышлением,
  • работать с информацией в табличной и графической форме,
  • приводить примеры и контрпримеры,
  • опознавать истинные и ложные утверждения со словами «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»,
  • систематически перебирать варианты,
  • делать прикидку и оценку,
  • проверять результат на здравый смысл;
  • выполнять упражнения на развитие логического мышления.

Формы аттестации обучающихся

Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет - незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • практические задания,
  • тестовые задания,
  • опрос,
  • творческая работа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

  • журнал посещаемости;
  • аналитический материал.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: На каждом занятии проводится опрос в форме беседы по вопросам текущего и предыдущего занятий. В течение года проводятся практические работы по темам программы и итоговые проектные работы с целью промежуточной оценки знаний и умений, полученных обучающимися.

Материально-техническая оснащенность и информационное обеспечение

Для занятий по программе необходимо:

  • Кабинет в соответствии с направлением деятельности.
  • Мебель: столы, стулья.
  • Компьютеры, проектор, экран.
  • Расходные материалы: карандаши, листы бумаги формата А4 и др.

Информационное обеспечение: В программе MicrosoftWord разработаны конспекты занятий для педагога, а также, раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Дидактический материал: презентации и раздаточный материал с заданиями к каждому занятию находятся в общем доступе для всех педагогов, работающих по данной программе, на сервере Центра «Диалог»: fs\Методика\Объединения\Логичная математика.

Программная поддержка:

  • операционная система Microsoft Windows;
  • дистанционные образовательные ресурсы;
  • программа Paint.

Кадровое обеспечение

Реализовать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации творческой и проектной деятельности обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Литература для педагога

  1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей. М., БИОПРЕСС, 2009г.
  2. В.П.Новикова. Математика в начальной школе М., 2008г.
  3. В.П.Новикова. Математические игры в и начальной школе. Начальная подготовка. М., 2009г.
  4. Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи. М., 2002г.
  5. Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014— ISBN: N/A.
  6. Бенджамин А., Шермер М. «Магия чисел». Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013г.
  7. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2016 г.
  8. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2016г.
  9. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Начальная подготовка. М., 2009г

Для обучающихся и родителей

  1. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1,2; 2016 г.
  2. Ментальная арифметика «Абакус» Упражнения к урокам, 2016г.
  3. Ганиев Р., Багаутдинов Р. Ментальная арифметика. Знакомство. Траст, 2017г.
  4. Малсан Би. Ментальная арифметика. Для всех. Ridero, 2017г.

Электронные ресурсы

  1. www.abakus-center.ru
  2. www.advancecenter.kz
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
  4. Онлайн платформа Компании «AmaKids»