Урок литературного чтения в 4-м классе. Тема: "В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: В.П.Астафьев, В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»


Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

  • учить анализировать поступки героев, расширять знания о стрижах;
  • прививать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

  • Предметные: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение, характеризовать героев произведения;
  • метапредметные:
    • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
    • Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;
    • Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
  • Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Технологии: ТРКМ, фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа, рабочий лист.

Оборудование к уроку:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент - Добрый день. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Я думаю, что вы порадуйте их своей работой. Я желаю вам удачи, пожелайте успеха друг другу, хлопните по ладошке.
- Эмоциональный настрой (улыбнулись учителю, друг другу);
Садитесь.

Читают загадку (Удивленно, радостно, с восхищением) и говорят ответ.

Презентация

Прочитайте загадки (с заданной интонацией) и скажите мне отгадку.
Карточка № 1 (приложение)
Я мошек для пищи
Ловлю на лету.
Летаю как пуля -
Ходить не могу. (радостно, удивленно)

Очень трудная работа -
О семье весной забота -
Строить в доме этажи!
Кто строители? (выразительно) Стрижи (СЛАЙД)

- Как вы думаете, почему я дала вам загадку именно про это птицу?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим работу с этим произведениями.
(СЛАЙД)
Потому что мы читаем произведение про стрижа.

Мы продолжим работать с произведением В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Будем говорить о нём.
Проверка домашнего задания и актуализация знаний Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете текст. У вас на столе Рабочие листы. Подпишите. Это ваш рабочий и оценочный лист урока.
Найдите задание № 1. «Верю - не верю» (СЛАЙД)
Напротив каждого вопроса поставьте «+», если это ответ «да» и «-», если это ответ «нет».
У каждого ученика рабочий лист, где в 1 задании он ставит «+» или «-».
Выполняют карточку.
Самооценка в соответствии с критериями.

1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу.

3. Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип. Он был у мама один.

4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

5. У стрижонка Скрипа, как и у всех стрижат были мама и папа.

6. Когда раздавалось пронзительное «тиу», и все стрижи с криком «тиу» высыпали из норок и набрасывались на врага.

(СЛАЙД)

- Где вылупился стрижонок?
- Почему у стрижонка осталась одна мама?

1. Не в гнезде, а в норке.

2. +

3. Стрижонок был не один.

4. Норок очень много.

5. У стрижонка была только мама.

6. +


Если вам было легко выполнять это задание, было всё понятно, тогда раскрасьте кружок зелёным цветом. Если у вас были трудности, раскрасьте жёлтым цветом. Если было очень трудно, раскрасьте красным.

Самооценивание

Оценку своей работы производят по критериям (оценивание по цветам-приложение)

Введение в тему урока - С каким произведением познакомились?
- Жанр?
- Признаки?

«Стрижонок Скрип»
Рассказ
(- короткий, мало действующих лиц…)

- Ребята, кто у нас сегодня главный герой на уроке? Стрижонок (КАРТИНКА)
- Ребята, с каким стилем текста познакомились? Художественный текст

Работа в паре

- Очень часто в художественном тексте мы можем узнать много познавательной информации.
- Что вы узнали о жизни стрижей из текста?
(номер 2 в рабочих листах) (СЛАЙД)

Пение стрижей

(Роют норки в яру, не строят гнезд,
В случае опасности объединяются, перелетные птицы)

Самооценивание

Использование дополнительной справочной литературы, индивидуальные задания

- У ребят было задание узнать что-нибудь новое о стрижах.
Два ученика подготовили дополнительную информацию об этих птицах. Давайте мы с вами послушаем. (СЛАЙД)

1 ученик. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по быстроте. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч .

2 ученик. Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. В сутки стрижи летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются. Есть еще одна интересная особенность у стрижей - они могут спать в воздухе. Причем не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.

- Какие задачи по тексту мы уже выполнили на прошлом уроке? Какие задачи поставим на сегодняшний урок? (- Чему нас хотел научить автор?)
- Можем ли мы научиться чему-то вместе со стрижонком?

Рассказ учеников с просмотром видео-отрывка.

Слушают рассказ одноклассников.
Рассказы сопровождаются аудио (пение стрижей) + видео

(прочитали, составили план,
анализ произведения, поступков главного героя, главная мысль рассказа

Физкультминутка

- Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках.
- Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать, (нажимать на центр ладони пальцами рук)
- Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем)
- А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)
- Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы)
- Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.

Работа над текстом

Мы сегодня проанализируем, какие уроки жизни получил главный герой. (СЛАЙД)
- Кто были учителями стрижонка?
«Мозговой штурм» Составление кластера.
Учитель - мама
- стрижи
- жизнь

Ребята делятся на группы.
Задание для групп: Доказать с помощью текста каждое из высказываний.

Дети предлагают варианты. Учитель отражает на доске.

Работа в группах. Работая в группах, ребята находят эпизоды, соответствующие их заданию. Каждый урок записывают на лист (при защите прикрепляют к доске)

Кто является первым учителем Скрипа?
1 учитель - мать
Отчет 1 (и 4 группы)
Дети зачитывают отрывки на с. 83 «как мама даёт каплю воды стрижонку Скрипу и его братьям».

Мать стрижиха

Читают эпизод.

Дети зачитывают эпизод с.83, «как мама кормит своих птенцов».
- Ребята, как вы думаете почему мать-стрижиха долбила клювом стрижонка Скрипа?
- Чему важному хотела научить стрижонка мама? Какой вывод Вы сделали?

Читают эпизод.

Она его долбила, потому что он всё выхватывал.

Это первый урок. (карточка на доске)
Нельзя отнимать еду у других.
Что все равноправны, что надо кушать всем, а не только его одного должны кормить.
Дети зачитывают эпизод с.84.
- Почему за такие проделки стрижонку часто попадало от мамы? Какой урок она хотела ему преподать?
Читают эпизод.
Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
У маленьких птиц есть враги.
Нельзя выходить из норки, можно упасть и разбиться.
- Согласитесь ли вы со мной, что стрижиха была хорошей матерью?
- Почему?
- Какие черты характера были ей свойственны?
- Что делала мать с утра до вечера, пока её дети были в норке?
- Как мама готовила их к взрослой жизни?
- Зачем она готовила их к взрослой жизни?
Добрая, строгая, справедливая.
Искала еду.
Била стрижонка, когда он хотел вылезти, показав этим, что мир опасен.
Чтобы они могли справиться сами потом без неё.
Да.
Ребятам даны высказывания они выбирают необходимые (по их мнению) - Какие уроки мы можем вынести из этого? Карточка 2
Приложение

2 учитель - стрижиный народ
Отчет 2 (и 5 группы)
- Дети зачитывают эпизод, где всё стрижиное племя помогает птенцам (с.105)
- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? Кто им помог?
- Кем стали для Скрипа стрижи?
- Какой урок стрижи преподали Скрипу? Что они своим поведением ему показали?
Опасность должна сплачивать стаю.

- Какие уроки мы можем вынести из этого?

Читают эпизод

Так как стрижи - дружный народ.

Семьёй.

Опасность должна сплачивать стаю.
Не бросают в беде.

Приложение

3 учитель - Самостоятельная жизнь стрижа
Отчет 3 (и 6 группы)
Дети зачитывают эпизод, когда стрижонок Скрип попадает в руки мальчиков. (с.107)

Читают эпизод

Читают.

- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?
- Что пережил Скрип?
- Почему?
(Страх)
- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев? Зачем он описал страх Скрипа?

- Как вы относитесь к поступку мальчиков?
- Какой урок преподала жизнь Скрипу?

Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно.

Сначала поступили плохо, затем хорошо.

Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
У Скрипа были хорошие учителя. Смелость, упорство помогли ему выжить.

Самооценивание
(оценивание своей работы в группе)
Рефлексия - Вернемся к нашему кластеру. Доказали мы, что именно мама, стрижиный народ и жизнь были учителями стрижонка Скрипа?
- Какие главные учителя были у стрижонка?
- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу?
- Какие уроки усвоил Скрип? (На доске)
- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (как выжить и что для этого нужно).

Как выжить, что для этого нужно.

Главная мысль: Жизнь сложная, нас подстерегает много опасностей. Только вместе, только прислушиваясь к тому, что нам говорят наши учителя, мы сможем всё постичь.

- Какие пословицы подходят к рассказу? (СЛАЙД)

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду - пригодится в старости.

Делу - время, потехе - час.

- ЧТОБЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СТРИЖОНКУ? (СЛАЙД)

Выбирают пословицу, объясняют своё мнение.

Оценивание работы
Урок подошёл к концу. Каждый этап вы оценивали. Давайте подведём итог.
Оцените себя.

Посмотрите на рабочий лист.

Зеленый кружочек, то материал усвоен уже хорошо.
Желтый - что-то упустил, красный - надо внимательно перечитать произведение.
Рефлексия.
Слайд на доске. Продолжи предложение… (СЛАЙД)
Мне Вы тоже помогли сделать много открытий на уроке.
Спасибо за урок.

Самооценивание