Урок литературного чтения в 4-м классе. Тема: "В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»"
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
- учить анализировать поступки героев, расширять знания о стрижах;
- прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
- Предметные: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение, характеризовать героев произведения;
- метапредметные:
- Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
- Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;
- Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
- Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Технологии: ТРКМ, фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа, рабочий лист.
Оборудование к уроку:
- Рабочие листы с заданиями.
- Портрет В.П.Астафьева.
- Презентация.
- Дополнительные материалы к уроку (приложение 1, приложение 2)
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
| Организационный момент | - Добрый день. Ребята, давайте поприветствуем
наших гостей. Я думаю, что вы порадуйте их своей работой. Я желаю
вам удачи, пожелайте успеха друг другу, хлопните по ладошке. - Эмоциональный настрой (улыбнулись учителю, друг другу); Садитесь. |
Читают загадку (Удивленно, радостно, с восхищением) и говорят ответ. |
|
Прочитайте загадки (с заданной интонацией) и скажите мне
отгадку. Очень трудная работа - |
||
| - Как вы думаете, почему я дала
вам загадку именно про это птицу? - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим работу с этим произведениями. (СЛАЙД) |
Потому что мы читаем произведение про стрижа. Мы продолжим работать с произведением В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Будем говорить о нём. |
|
| Проверка домашнего задания и актуализация знаний | Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете
текст. У вас на столе Рабочие
листы. Подпишите. Это ваш рабочий и оценочный лист
урока. Найдите задание № 1. «Верю - не верю» (СЛАЙД) Напротив каждого вопроса поставьте «+», если это ответ «да» и «-», если это ответ «нет». У каждого ученика рабочий лист, где в 1 задании он ставит «+» или «-». |
Выполняют карточку. Самооценка в соответствии с критериями. |
|
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. 2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу. 3. Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип. Он был у мама один. 4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. 5. У стрижонка Скрипа, как и у всех стрижат были мама и папа. 6. Когда раздавалось пронзительное «тиу», и все стрижи с криком «тиу» высыпали из норок и набрасывались на врага. (СЛАЙД) - Где вылупился стрижонок? |
1. Не в гнезде, а в норке. 3. Стрижонок был не один. 4. Норок очень много. 5. У стрижонка была только мама. 6. + |
|
|
|
Самооценивание Оценку своей работы производят по критериям (оценивание по цветам-приложение) |
|
| Введение в тему урока | - С каким произведением
познакомились? - Жанр? - Признаки? |
«Стрижонок Скрип» |
| - Ребята, кто у нас сегодня главный герой на уроке? | Стрижонок (КАРТИНКА) | |
| - Ребята, с каким стилем текста познакомились? | Художественный текст | |
|
Работа в паре |
- Очень часто в художественном тексте мы можем узнать много
познавательной информации. |
(Роют норки в яру, не строят гнезд, Самооценивание |
|
Использование дополнительной справочной литературы, индивидуальные задания |
- У ребят было задание узнать что-нибудь новое о стрижах. 1 ученик. К стрижам люди привыкли, не обращают
на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных
птиц. Стрижи - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более
узким крыльям, по быстроте. Они выкапывают норку длиной до 60 см в
жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся
только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость
полёта до 100 км/ ч . - Какие задачи по тексту мы уже выполнили на прошлом уроке?
Какие задачи поставим на сегодняшний урок? (- Чему нас хотел
научить автор?) |
Рассказ учеников с просмотром видео-отрывка. Слушают рассказ одноклассников. (прочитали, составили план, |
|
Физкультминутка |
- Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными,
поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках. |
|
|
Работа над текстом |
Мы сегодня проанализируем, какие уроки жизни получил главный
герой. (СЛАЙД) |
Дети предлагают варианты. Учитель отражает на доске. |
|
Работа в группах. Работая в группах, ребята находят эпизоды, соответствующие их заданию. Каждый урок записывают на лист (при защите прикрепляют к доске) |
Кто является первым учителем Скрипа? |
Мать стрижиха Читают эпизод. |
| Дети зачитывают эпизод с.83, «как мама кормит
своих птенцов». - Ребята, как вы думаете почему мать-стрижиха долбила клювом стрижонка Скрипа? - Чему важному хотела научить стрижонка мама? Какой вывод Вы сделали? |
Читают эпизод. Она его долбила, потому что он всё выхватывал. |
|
| Это первый урок. (карточка на доске) Нельзя отнимать еду у других. |
Что все равноправны, что надо кушать всем, а не только его одного должны кормить. | |
| Дети зачитывают эпизод с.84. - Почему за такие проделки стрижонку часто попадало от мамы? Какой урок она хотела ему преподать? |
Читают эпизод. | |
| Опасно вылезать из норки, риск
разбиться. У маленьких птиц есть враги. |
Нельзя выходить из норки, можно упасть и разбиться. | |
| - Согласитесь ли вы со мной, что стрижиха была
хорошей матерью? - Почему? - Какие черты характера были ей свойственны? - Что делала мать с утра до вечера, пока её дети были в норке? - Как мама готовила их к взрослой жизни? - Зачем она готовила их к взрослой жизни? |
Добрая, строгая, справедливая. Искала еду. Била стрижонка, когда он хотел вылезти, показав этим, что мир опасен. Чтобы они могли справиться сами потом без неё. Да. |
|
| Ребятам даны высказывания они выбирают необходимые (по их мнению) | - Какие уроки мы можем вынести из этого? | Карточка 2 Приложение |
|
2 учитель - стрижиный народ - Какие уроки мы можем вынести из этого? |
Читают эпизод Так как стрижи - дружный народ. Семьёй. Опасность должна сплачивать стаю. Приложение |
|
|
3 учитель - Самостоятельная жизнь стрижа |
Читают эпизод Читают. |
|
| - Как Скрип понял, что норка у него маленькая? - Что пережил Скрип? - Почему? |
(Страх) | |
| - Подумайте, какую мысль приводит в этой главе
Астафьев? Зачем он описал страх Скрипа? - Как вы относитесь к поступку мальчиков? - Какой урок преподала жизнь Скрипу? |
Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно. Сначала поступили плохо, затем хорошо. |
|
| Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя. | Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя. У Скрипа были хорошие учителя. Смелость, упорство помогли ему выжить. Самооценивание (оценивание своей работы в группе) |
|
| Рефлексия | - Вернемся к нашему кластеру. Доказали мы, что
именно мама, стрижиный народ и жизнь были учителями стрижонка
Скрипа? - Какие главные учителя были у стрижонка? - Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? - Какие уроки усвоил Скрип? (На доске) - Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (как выжить и что для этого нужно). |
Как выжить, что для этого нужно. Главная мысль: Жизнь сложная, нас подстерегает много опасностей. Только вместе, только прислушиваясь к тому, что нам говорят наши учителя, мы сможем всё постичь. |
|
- Какие пословицы подходят к рассказу? (СЛАЙД) Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду - пригодится в старости. Делу - время, потехе - час. - ЧТОБЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СТРИЖОНКУ? (СЛАЙД) |
Выбирают пословицу, объясняют своё мнение. | |
|
Оценивание работы Посмотрите на рабочий лист. Зеленый кружочек, то материал усвоен уже хорошо. |