Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
- учить анализировать поступки героев, расширять знания о стрижах;
- прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
- Предметные: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение, характеризовать героев произведения;
- метапредметные:
- Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
- Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;
- Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;
- Личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Технологии: ТРКМ, фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа, рабочий лист.
Оборудование к уроку:
- Рабочие листы с заданиями.
- Портрет В.П.Астафьева.
- Презентация.
- Дополнительные материалы к уроку (приложение 1, приложение 2)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Добрый день. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Я думаю, что вы порадуйте их своей работой. Я желаю вам удачи, пожелайте успеха друг другу, хлопните по ладошке.
- Эмоциональный настрой (улыбнулись учителю, друг другу); Садитесь. |
Читают загадку (Удивленно, радостно, с восхищением) и говорят ответ. |
Прочитайте загадки (с заданной интонацией) и скажите мне отгадку.
Очень трудная работа -
|
||
- Как вы думаете, почему я дала вам загадку именно про это птицу?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим работу с этим произведениями. (СЛАЙД) |
Потому что мы читаем произведение про стрижа.
Мы продолжим работать с произведением В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Будем говорить о нём. |
|
Проверка домашнего задания и актуализация знаний |
Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете текст. У вас на столе Рабочие листы. Подпишите. Это ваш рабочий и оценочный лист урока.
Найдите задание № 1. «Верю - не верю» (СЛАЙД) Напротив каждого вопроса поставьте «+», если это ответ «да» и «-», если это ответ «нет». У каждого ученика рабочий лист, где в 1 задании он ставит «+» или «-». |
Выполняют карточку.
Самооценка в соответствии с критериями. |
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. 2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу. 3. Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип. Он был у мама один. 4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало. 5. У стрижонка Скрипа, как и у всех стрижат были мама и папа. 6. Когда раздавалось пронзительное «тиу», и все стрижи с криком «тиу» высыпали из норок и набрасывались на врага. (СЛАЙД)
- Где вылупился стрижонок?
|
1. Не в гнезде, а в норке.
3. Стрижонок был не один. 4. Норок очень много. 5. У стрижонка была только мама. 6. + |
|
|
Самооценивание Оценку своей работы производят по критериям (оценивание по цветам-приложение) |
|
Введение в тему урока |
- С каким произведением познакомились?
- Жанр? - Признаки? |
«Стрижонок Скрип»
|
- Ребята, кто у нас сегодня главный герой на уроке? | Стрижонок (КАРТИНКА) | |
- Ребята, с каким стилем текста познакомились? | Художественный текст | |
Работа в паре |
- Очень часто в художественном тексте мы можем узнать много познавательной информации.
|
(Роют норки в яру, не строят гнезд,
Самооценивание |
Использование дополнительной справочной литературы, индивидуальные задания |
- У ребят было задание узнать что-нибудь новое о стрижах.
1 ученик. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по быстроте. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч .
- Какие задачи по тексту мы уже выполнили на прошлом уроке? Какие задачи поставим на сегодняшний урок? (- Чему нас хотел научить автор?)
|
Рассказ учеников с просмотром видео-отрывка.
Слушают рассказ одноклассников.
(прочитали, составили план,
|
Физкультминутка |
- Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках.
|
|
Работа над текстом |
Мы сегодня проанализируем, какие уроки жизни получил главный герой. (СЛАЙД)
|
Дети предлагают варианты. Учитель отражает на доске. |
Работа в группах. Работая в группах, ребята находят эпизоды, соответствующие их заданию. Каждый урок записывают на лист (при защите прикрепляют к доске) |
Кто является первым учителем Скрипа?
|
Мать стрижиха Читают эпизод. |
Дети зачитывают эпизод с.83, «как мама кормит своих птенцов».
- Ребята, как вы думаете почему мать-стрижиха долбила клювом стрижонка Скрипа? - Чему важному хотела научить стрижонка мама? Какой вывод Вы сделали? |
Читают эпизод. Она его долбила, потому что он всё выхватывал. |
|
Это первый урок. (карточка на доске)
Нельзя отнимать еду у других. |
Что все равноправны, что надо кушать всем, а не только его одного должны кормить. | |
Дети зачитывают эпизод с.84.
- Почему за такие проделки стрижонку часто попадало от мамы? Какой урок она хотела ему преподать? |
Читают эпизод. | |
Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
У маленьких птиц есть враги. |
Нельзя выходить из норки, можно упасть и разбиться. | |
- Согласитесь ли вы со мной, что стрижиха была хорошей матерью?
- Почему? - Какие черты характера были ей свойственны? - Что делала мать с утра до вечера, пока её дети были в норке? - Как мама готовила их к взрослой жизни? - Зачем она готовила их к взрослой жизни? |
Добрая, строгая, справедливая.
Искала еду. Била стрижонка, когда он хотел вылезти, показав этим, что мир опасен. Чтобы они могли справиться сами потом без неё. Да. |
|
Ребятам даны высказывания они выбирают необходимые (по их мнению) | - Какие уроки мы можем вынести из этого? |
Карточка 2
Приложение |
2 учитель - стрижиный народ
- Какие уроки мы можем вынести из этого? |
Читают эпизод Так как стрижи - дружный народ. Семьёй.
Опасность должна сплачивать стаю.
Приложение |
|
3 учитель - Самостоятельная жизнь стрижа
|
Читают эпизод
Читают.
|
|
- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?
- Что пережил Скрип? - Почему? |
(Страх) | |
- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев? Зачем он описал страх Скрипа?
- Как вы относитесь к поступку мальчиков? - Какой урок преподала жизнь Скрипу? |
Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно. Сначала поступили плохо, затем хорошо. |
|
Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя. |
Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
У Скрипа были хорошие учителя. Смелость, упорство помогли ему выжить. Самооценивание (оценивание своей работы в группе) |
|
Рефлексия |
- Вернемся к нашему кластеру. Доказали мы, что именно мама, стрижиный народ и жизнь были учителями стрижонка Скрипа?
- Какие главные учителя были у стрижонка? - Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? - Какие уроки усвоил Скрип? (На доске) - Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (как выжить и что для этого нужно). |
Как выжить, что для этого нужно. Главная мысль: Жизнь сложная, нас подстерегает много опасностей. Только вместе, только прислушиваясь к тому, что нам говорят наши учителя, мы сможем всё постичь. |
- Какие пословицы подходят к рассказу? (СЛАЙД) Один за всех, все за одного. Мир не без добрых людей. Учись смолоду - пригодится в старости. Делу - время, потехе - час. - ЧТОБЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СТРИЖОНКУ? (СЛАЙД) |
Выбирают пословицу, объясняют своё мнение. | |
Оценивание работы
Посмотрите на рабочий лист.
Зеленый кружочек, то материал усвоен уже хорошо.
|