Для Северного Кавказа разнообразие исповедуемых форм религии всегда было характерным явлением. Основой данного феномена является этническое многообразие края, культурные и политические связи с народами Азии и Европы. Здесь проходит граница двух культурных миров - христианского и мусульманского, сталкиваются геополитические интересы претендовавших на господство в регионе держав и использовавших для укрепления своего влияния принятую данным государством религию. В разное время и в разных частях региона доминировала та или иная форма религии, со временем воспринимавшаяся населением как «национальная».
Целью статьи является исследование роли различных форм религии в истории и культуре одного из северокавказских народов - осетин.
Спецификой Осетии является то, что поликонфессиональность отражает не только этническое разнообразие ее населения; она характерна и для коренного народа - осетин. На протяжении длительного времени в Осетии сосуществуют христианские и мусульманские общины; при этом осетины, не взирая на конфессиональные различия, принимают совместное участие в обрядах, связанных с древними «языческими» верованиями. В настоящее время в Республике Северная Осетия-Алания действуют общины 16 конфессий. Во всех общинах (кроме молокан - Т.Д.) имеются верующие осетины.
Состояние религии в Осетии, ее формы, их степень влияния на население, взаимоотношения последователей различных конфессий постоянно привлекали внимание исследователей. Систематичное их изучение начинается с момента присоединения Осетии к России. Первыми исследователями религии осетин стали представители Русской православной церкви, занимавшиеся миссионерской деятельностью в Осетии, среди которых необходимо выделить главу миссионерской Осетинской духовной комиссии Иоана Болгарского и епископа владикавказского Иосифа, чьи материалы и сегодня не потеряли научного значения. Но фундаментальное научное исследование началось с трудов таких выдающихся российских ученых, как И.А.Гюльденштедт, А.М.Шёгрен, В.Ф.Миллер, М.М.Ковалевский. Капитальный научный труд В.Ф.Миллера «Осетинские этюды» [9] лег в основу нового направления в российской этнографии - научного осетиноведения, значительное место в котором уделялось религиоведению. Последователями созданной ученым школы считали все поколения.
Многие осетины придерживаются основных канонов православия, но вместе с тем в их верованиях присутствуют особые черты. Они обусловлены историческими обстоятельствами, при которых жители Осетии знакомились с разными мировыми религиями.
Христианство знакомо осетинам с незапамятных времен. В 2014 г. торжественно отмечалось 1100-летие Крещения Алании (современной Северной Осетии). Сохранились сведения о том, что аланский народ принял христианскую веру от руки константинопольского епископа Петра, который крестил его.
По официальной версии, христианство пришло в Осетию из Грузии в XI-XIII столетиях. Однако на самом деле жители горного государства познакомились с ним гораздо раньше - еще в IV веке нашей эры:
- в этот период население южной части страны приняло христианство от западных грузин;
- после того как древнее государство Лазик стало сближаться с персами, учение Христа на время замедлило свое распространение;
- во времена правления Юстиана, жившего в VI веке, стали возводиться православные церкви, в Осетию прибыли византийские священнослужители, население страны стало приобщаться к христианской морали и новым обрядам.
Параллельно сохранялись отголоски язычества, поскольку осетины приносили жертвы не только духам, но и великим христианским святым - Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу, Николаю Угоднику и другим.
Язычество и связанные с ним обряды по-прежнему существуют на территории современной Осетии. Сегодня язычниками считают себя около 28 % жителей этой страны, которые хранят и соблюдают основные традиции древней народной религиисетинских этнографов.
На сегодняшний день православными христианами считают себя более половины населения, живущего в современной Осетии. Согласно статистике, это составляет 52 %. Также существуют те, кто не принадлежит к определенной христианской церкви (до 10 %).
Осетины и мусульманство
VII столетие ознаменовалось завоевательными походами арабов, поэтому развитие христианства среди осетинского народа вновь приостановилось. На протяжении последующих столетий религиозная жизнь в стране имела нестабильный характер. Осетины-христиане повсеместно соседствовали с приверженцами исламской веры, поэтому происходило постоянное смешение элементов этих непохожих друг на друга течений.
Ислам не относится к религиям, которые исповедуются большинством осетин. Именно по этой причине такая вера никогда не оказывала существенного влияния на культурное развитие страны.
В XIX столетии в Осетии насчитывалось наибольшее количество мусульман - около 15 % от общей численности населения. После распада Советского Союза число верных сынов Аллаха уменьшилось до 10 %. Преимущественно они проживали на территории Северной Осетии и исповедовали ислам в форме ваххабизма. Сегодня число сторонников мусульманства в Осетии не превышает 5 %. В прошлом веке в этой стране действовало 35 мечетей. Сегодня их количество сократилось вдвое.
Какие еще религии существуют в Осетии
В Южной Осетии нередко можно встретить приверженцев иудаизма. Такая особенность связана с тем, что в данной части государства издавна проживали евреи. До революции 1917 г. в столице Цхинвал существовало около десятка синагог. Сейчас число таких священных мест многократно уменьшилось.
Менее всего в Осетии распространены следующие религии:
- буддизм;
- католицизм;
- протестантизм.
Последние исследования показали, что минимальное количество жителей этой страны (3 %) являются атеистами и не придерживаются никаких религиозных верований. Среди осетин также есть такие, которые верят в Бога, но при этом ничего не исповедуют (1 %).
Специфические черты осетинской веры
Религия осетин многообразна и поэтому уникальна. Большинство жителей Южной и Северной Осетии терпимо относятся к представителям различных конфессий. Это во многом отличает их от приверженцев монотеистических верований, не признающих никаких других религий. На территории этой горной страны преобладает толерантное отношение к христианству, исламу и остальным религиям. Иногда в одной осетинской семье нет сторонников единой веры и каждый ее член придерживается разных религиозных взглядов, однако это не мешает родственникам относиться друг к другу с любовью и заботой.