Автоматизация звуков Х и С. Закрепление слухоречевого и лексического материала по тексту «Муха»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

Учебные:

  • Автоматизировать звуки [С] и [Х] в слогах, словах и фразах на материале текста «Муха»;
  • Формировать навыки слоговой структуры слов; определять положение логического (смыслового) ударения в предложении;
  • Закрепить слухоречевой материал по тексту «Муха».

Развивающие:

  • Вырабатывать самоконтроль при автоматизации звуков С и Х, добиваться чистого проговаривания.
  • Формировать умения различать щелевые согласные в слогах.
  • Различать слова по длительности звучания, учить узнавать односложные, двухсложные и трёхсложные слова.
  • Развивать слуховое внимание, слухоречевую память, пассивный и активный словарь, вербально-логическое мышление, произношение.
  • Формировать умения определять положение логического (смыслового) ударения в предложении.
  • Формировать интонационно окрашенную речь, умение говорить внятно, естественно.
  • Развивать умение работать в паре, чувство ответственности перед товарищем;

Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемой теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.

1. Оргмомент.

Поздоровайся
Послушайте, что мы будем делать на уроке

Учитель

Ученик

Будем хорошо говорить звуки С и Х.
Будем слушать рассказ и выбирать слова со звуками С и Х
Будем выполнять задания.
Будем думать и отвечать правильно.

Буду слушать
Буду говорить
Буду думать

2.Упражнение на формирование умения различать щелевые согласные в слогах.
Повтори слоги (за экраном)

Таблица 22 стр57
СА - ХА АСА - АХА
СИ - ХИ АСИ - ИХИ
СУ - ХУ УСУ - УХУ
СО - ХО ОСО - ОХО
СЭ - ХЭ ЭСЭ - ЭХЕ
СЫ - ХЫ

3. Игра «Запомни нужные слова»
«Я буду читать рассказ. Вы внимательно слушаете. Надо запомнить слова, в которых есть звук Х и звук С. Когда я закончу читать рассказ, вы будете называть слова.
Карточки с буквами С и Х. (Перевернуты. Дети не видят, какая буква. Выбирают произвольно.)

Холодный, муха, кухня, хозяйничает, халат, хохочет, хобот, хлопья, холодно, уходят.

Один ученик называет слова в которых есть звук С, другой - со звуком Х).

4. Покажи на картинке предметы, в названии которых есть звук Х

Обучающиеся показывают предметы и называют их.

5. Выбери из текста слова из 1 слога, 2 слогов, 3 слогов, 4 слогов Табличка. Заполняют табличку.

6. Раздели слова на слоги
Холодно, халатик, хобот, хорошо, хлопья.

Делят слова на слоги.

7. Подбери слова, противоположные по смыслу

Холодно-
Зима -
Ночь -
Вечер -

8. Закончи предложение:
Муха впадает в спячку, потому что …
На улице холодно, потому что …
Мухе холодно, потому что …
Если муха меньше слона, то слон ….
Если лето теплее зимы, то зима …

9. Нарисуй.
Хохочет
Муха
Халат
Слоник
хлопья

10. «Восстанови пропущенное слово» «Я прочитаю слова, а вы должны их запомнить. Потом я прочитаю эти слова ещё раз, но пропущу одно слово из них. Послушайте внимательно и назовите слово, которое я пропустила».
Муха, хобот, кухня, холодно, хлопья.
Муха, хобот, кухня, хлопья.
Самостоятельная игра со звуком С.
Ваня называет слова, Дима запоминает. Затем повторное называние слов и определение, какое слово пропущено.

«Восстанови пропущенное слово»
Муха, хобот, кухня, холодно, хлопья.
Стекло, слоник, насекомые, весна. спать

11. Вставьте пропущенные слова в предложения.
Холодным осенним вечером подлетела муха __________. Села на стекло и _________. На_______ хозяйничает девочка. Она в тёплом ________. На халате _________ весёлый слоник с длинным _________. Слонику _________. Посыпались снежные __________. Холодно мухе, холодно. На зиму все насекомые __________в спячку. Вот и _______ будет спать до весны.

Вставляют слова.

Физминутка.

Под музыку и видеоролик.

12. Различение повествовательной и вопросительной интонации.

Холодный осенний вечер.
Подлетела муха к окну?
На кухне хозяйничает девочка.
Девочка в тёплом халате?
Слонику хорошо?
Посыпались снежные хлопья.
Холодно мухе.
На зиму все насекомые уходят в спячку.
Муха будет спать до весны?

На повествовательное предложение показывают точку и говорят - точка:
на вопросительное - ?

13. Формирование умения определять положение логического ударения в предложении.
На кухне хозяйничает девочка?
1.Ученики определяют логическое (смысловое) ударение в вопросе и отвечают.
Девочка в тёплом халате.
2.Сами пытаются задать вопросы друг другу, выделяя логическое ударение.
На выбор.
Посыпались снежные хлопья.
Подлетела муха к окну?
Холодный осенний вечер.
Муха будет спать до весны?

Да, на кухне.
Хозяйничает.
Девочка

Девочка в тёплом халате?
Девочка в тёплом халате?
Девочка в тёплом халате?

14.Составление диалога по тексту с использованием вопросов с логическим ударением.

Диалог.
- Холодным осенним вечером подлетела муха к окну?
- Да, вечером.
- Села муха на стекло?
- На стекло.
- Муха смотрит?
- Да. Смотрит.
- На кухне хозяйничает девочка?
- Девочка.
- Она в тёплом халате?
- Да, в тёплом.
- На халате хохочет весёлый слоник с длинным хоботом?
- Хохочет.
- Слонику хорошо?
- Да, хорошо.
- О чём думает муха?
- О том, как бы погреться на тёплом халатике.
- Посыпались снежные хлопья?
- Да, снежные.
- Холодно мухе?
- Холодно.
- На зиму все насекомые уходят в спячку?
- Да. Все.
- Муха будет спать до весны?
- До весны.

15. Итог. Вы слушали и говорили хорошо. Молодцы!

С учениками 6 класса (Дима 2-х стороняя сенсоневральная тугоухость, Ваня - глухота. Кохлеарная имплантация справа).