Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, нетрадиционные техники рисования


Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: Систематизация знаний детей об основных приметах зимы. Совершенствование навыков рисования нетрадиционными способами (рисование «тычком», рисование ватными палочками).

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей об основных приметах зимы: природные явления, жизнь животных в лесу, одежда людей зимой, развлечения детей зимой, новогодний праздник. Закреплять умение рисовать, используя нетрадиционные методы: рисование ватными палочками и тычком полужесткой кистью.

Коррекционно- развивающие:

  • Развивать связную речь детей; развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику.
    Развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.
  • Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическое мировоззрение: учить доброму отношению к обитателям природы. Воспитывать стремление делать добрые дела.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы и приёмы:

  • игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественной литературы, активизация словаря по теме;
  • индивидуальная работа;
  • дифференцированный подход, практические: показ способа действий.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал:
    • Игрушка для кукольного театра - зайчик.
    • Иллюстрации с изображением зимы в лесу, в городе.
    • Картинки с изображением отдельных примет зимы.
  • Раздаточный материал:
    • на подносе: баночки с белой гуашью, лист бумаги голубого цвета с нарисованными деревьями (для детей более ватные палочки.
    • полужесткая кисть.
    • стаканчики с водой.
    • влажная салфетка.

Ход НОД

1. Организационный момент

Педагог: Ребята, вы сегодня, когда шли в детский сад, на улице было холодно?

Дети: Да

Педагог: А вы знаете, почему так холодно на улице?

Ответы детей.

Педагог: Да, на улице зима. И сегодня к нам кто-то из леса пришел согреться. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Любит он морковку кушать,
Оттопырив кверху уши.
Наш пугливый «попрыгайка»,
Детки, кто же это?…
(Зайчик)

2. Основная часть

1. Введение в тему

Педагог вносит игрушку кукольного театра - зайчика.

Зайчик приветствует детей.

Зайчик: Ой, ребята, я так замерз в лесу (дрожит) и пришел к вам погреться. Только я не пойму, почему на улице так холодно?

Педагог подводит ответы детей к правильному ответу.

Зайчик: А что такое зима? Я не знаю.

Педагог: Давайте расскажем зайчику про зиму.

2. Составление рассказа о зиме по опорным картинкам

На столе педагога лежат картинки с изображением примет зимы, картинки изображением лежат вниз.

Педагог приглашает по очереди детей, каждый ребенок берет картинку и называет (с учетом инд. Речевых возможностей) примету, изображенную на картинке.

Картинки:

- Падает снег

- На деревьях лежит снег

- На улице холодно

- Люди носят зимнюю одежду

- Дети лепят снеговика.

- Медведь и ёжик спят.

- Люди наряжают ёлку.

В конце выполнения задания педагог предлагает одному из детей рассказать полностью про зиму, используя опорные картинки. По необходимости оказывает помощь.

Зайчик: Вот теперь мне уже понятно, что такое зима. Только вот я никак согреться не могу. Давайте потанцуем, чтобы согреться.

Педагог: Да, потанцуем мы с зайчиком и поможем ему согреться.

3. Физкульминутка «Гуляют дети»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(Ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(Ребенок потирает руку об руку)
Чтоб не мерзли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(Ребенок топает ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(Ребенок приплясывает)

Дети выполняют движения.

Зайчик: Вот я и согрелся. Молодцы, ребята.

4. Рисование ватными палочками

Зайчик: Ребята, вы вот еще сказали, что зимой бывает праздник - Новый год. Наверное, на праздник дарят подарки. А я вот еще не приготовил для своих зайчат подарки. Что же делать?

Педагог: Давайте, мы с вами нарисуем красивые рисунки про лес, отдадим их зайчику, а он подарит своим зайчатам.

Ответы детей.

На столе у детей лист бумаги голубого цвета с нарисованными заранее деревьями. У детей в баночках гуашь белого цвета, ватные палочки и полужесткая кисть.

Педагог: На улице зима и в лесу тоже идет снежок. Давайте сначала нарисуем красивый снежок в лесу.

Педагог объясняет детям способ рисования снега ватными палочками.

Закружился белый снег -
Заметает снегом всех!
Падают снежинки
Прямо на тропинку.

Дети рисуют.

Пока рисунок подсыхает, проводится пальчиковая гимнастика.

Педагог: Зайчик, а ты знаешь, наши детки знают про тебя стихотворение. Давайте расскажем зайчику.

5. Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.

Руки сложены лодочкой под щечкой

Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук

Загибаем поочередно пальцы

Только заиньке не спится

Поднимаем указательный и и средний палец вверх (ушки зайчика), остальные пальцы удерживаем

Убегает от лисицы

«Бежим» по столу указательным и средним пальчиком

Мелькает он среди кустов,
Убежал - и был таков

Разводим руки в стороны

6. Рисование «тычком» полужесткой кистью

Педагог: Ой, сколько снега много выпало. Снег падает не деревья, кустики, дорожки. Давайте нарисуем много снега.

Дети рисуют тычком снег на деревьях, на дорожках.

Намело, навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(Александр Прокофьев)

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Педагог: (обращается к зайчику) Зайчик, теперь ты знаешь, что такое зима?

Зайчик: Да, теперь мне все понятно. Ребята нарисовали такие красивые рисунки про мой лес, они понравятся моим зайчатам. Они будут радоваться.

Педагог: Ребята, вам понравилось играть с зайчиком на занятии?

Покажите зайчику картинку: если понравилось - вот такую (показывает веселую), если не понравилось - вот такую (показывает грустную).

Ответы детей (зайчик может подойти к ребенку и спросить, в зависимости от речевых возможностей детей)

Зайчик: Спасибо, ребята, мне понравилось у вас в гостях, но пора скакать в лес. До свидания.

Дети прощаются.