Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Систематизация знаний детей об основных приметах зимы. Совершенствование навыков рисования нетрадиционными способами (рисование «тычком», рисование ватными палочками).
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей об основных приметах зимы: природные явления, жизнь животных в лесу, одежда людей зимой, развлечения детей зимой, новогодний праздник. Закреплять умение рисовать, используя нетрадиционные методы: рисование ватными палочками и тычком полужесткой кистью.
Коррекционно- развивающие:
- Развивать связную речь детей; развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику.
Развивать воображение, мышление, память, любознательность детей. - Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическое мировоззрение: учить доброму отношению к обитателям природы. Воспитывать стремление делать добрые дела.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы и приёмы:
- игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественной литературы, активизация словаря по теме;
- индивидуальная работа;
- дифференцированный подход, практические: показ способа действий.
Оборудование:
-
Демонстрационный материал:
- Игрушка для кукольного театра - зайчик.
- Иллюстрации с изображением зимы в лесу, в городе.
- Картинки с изображением отдельных примет зимы.
-
Раздаточный материал:
- на подносе: баночки с белой гуашью, лист бумаги голубого цвета с нарисованными деревьями (для детей более ватные палочки.
- полужесткая кисть.
- стаканчики с водой.
- влажная салфетка.
Ход НОД
1. Организационный момент
Педагог: Ребята, вы сегодня, когда шли в детский сад, на улице было холодно?
Дети: Да
Педагог: А вы знаете, почему так холодно на улице?
Ответы детей.
Педагог: Да, на улице зима. И сегодня к нам кто-то из леса пришел согреться. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:
Любит он морковку кушать,
Оттопырив кверху уши.
Наш пугливый «попрыгайка»,
Детки, кто же это?…
(Зайчик)
2. Основная часть
1. Введение в тему
Педагог вносит игрушку кукольного театра - зайчика.
Зайчик приветствует детей.
Зайчик: Ой, ребята, я так замерз в лесу (дрожит) и пришел к вам погреться. Только я не пойму, почему на улице так холодно?
Педагог подводит ответы детей к правильному ответу.
Зайчик: А что такое зима? Я не знаю.
Педагог: Давайте расскажем зайчику про зиму.
2. Составление рассказа о зиме по опорным картинкам
На столе педагога лежат картинки с изображением примет зимы, картинки изображением лежат вниз.
Педагог приглашает по очереди детей, каждый ребенок берет картинку и называет (с учетом инд. Речевых возможностей) примету, изображенную на картинке.
Картинки:
- Падает снег
- На деревьях лежит снег
- На улице холодно
- Люди носят зимнюю одежду
- Дети лепят снеговика.
- Медведь и ёжик спят.
- Люди наряжают ёлку.
В конце выполнения задания педагог предлагает одному из детей рассказать полностью про зиму, используя опорные картинки. По необходимости оказывает помощь.
Зайчик: Вот теперь мне уже понятно, что такое зима. Только вот я никак согреться не могу. Давайте потанцуем, чтобы согреться.
Педагог: Да, потанцуем мы с зайчиком и поможем ему согреться.
3. Физкульминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(Ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(Ребенок потирает руку об руку)
Чтоб не мерзли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(Ребенок топает ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(Ребенок приплясывает)
Дети выполняют движения.
Зайчик: Вот я и согрелся. Молодцы, ребята.
4. Рисование ватными палочками
Зайчик: Ребята, вы вот еще сказали, что зимой бывает праздник - Новый год. Наверное, на праздник дарят подарки. А я вот еще не приготовил для своих зайчат подарки. Что же делать?
Педагог: Давайте, мы с вами нарисуем красивые рисунки про лес, отдадим их зайчику, а он подарит своим зайчатам.
Ответы детей.
На столе у детей лист бумаги голубого цвета с нарисованными заранее деревьями. У детей в баночках гуашь белого цвета, ватные палочки и полужесткая кисть.
Педагог: На улице зима и в лесу тоже идет снежок. Давайте сначала нарисуем красивый снежок в лесу.
Педагог объясняет детям способ рисования снега ватными палочками.
Закружился белый снег -
Заметает снегом всех!
Падают снежинки
Прямо на тропинку.
Дети рисуют.
Пока рисунок подсыхает, проводится пальчиковая гимнастика.
Педагог: Зайчик, а ты знаешь, наши детки знают про тебя стихотворение. Давайте расскажем зайчику.
5. Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит. |
Руки сложены лодочкой под щечкой |
Спят зимою бурундук,
|
Загибаем поочередно пальцы |
Только заиньке не спится |
Поднимаем указательный и и средний палец вверх (ушки зайчика), остальные пальцы удерживаем |
Убегает от лисицы |
«Бежим» по столу указательным и средним пальчиком |
Мелькает он среди кустов,
|
Разводим руки в стороны |
6. Рисование «тычком» полужесткой кистью
Педагог: Ой, сколько снега много выпало. Снег падает не деревья, кустики, дорожки. Давайте нарисуем много снега.
Дети рисуют тычком снег на деревьях, на дорожках.
Намело, навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(Александр Прокофьев)
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Педагог: (обращается к зайчику) Зайчик, теперь ты знаешь, что такое зима?
Зайчик: Да, теперь мне все понятно. Ребята нарисовали такие красивые рисунки про мой лес, они понравятся моим зайчатам. Они будут радоваться.
Педагог: Ребята, вам понравилось играть с зайчиком на занятии?
Покажите зайчику картинку: если понравилось - вот такую (показывает веселую), если не понравилось - вот такую (показывает грустную).
Ответы детей (зайчик может подойти к ребенку и спросить, в зависимости от речевых возможностей детей)
Зайчик: Спасибо, ребята, мне понравилось у вас в гостях, но пора скакать в лес. До свидания.
Дети прощаются.