Интегрированные задачи:
- Создать условия для обобщения представления детей об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.
- Способствовать закреплению у детей:
- знаний о перелётных птицах;
- умения различать деревья по листьям;
- обобщающего понятия «урожай».
- Продолжать совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательным); познакомить с образованием слова (листья падают - листопад; ввести в словарь детей наречия: ветрено, холодно, солнечно.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Кто из вас в каких путешествиях бывал? ( Ответы детей).
Логопед: Очень хорошо. Я тоже люблю путешествовать. Мы с вами уже путешествовали во времена года. К какому же времени года мы отправимся сегодня? Отгадайте:
В этом времени года уже не так тепло, как летом. Идёт дождь, листья опадают, птицы улетают. Когда это бывает?
(Ответы детей)
Хотите, отправимся в гости к осени? Я вам приготовила вот такой красивый … (дети договаривают: зонт). И предлагаю отправиться к осени под зонтом. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Вставайте под зонт, и мы отправляемся (Дети встают под зонт и двигаются по группе, проговаривая слова):
В гости к осени пойдём
Много интересного найдём.
Вы под зонт становитесь и за зонтик держитесь,
По дорожкам, по тропинкам
В гости к осени пойдём.
Логопед: Шли, шли - куда же мы пришли? (картина с изображением леса)
- Мы пришли …. (в осенний лес)
- В лесу что растёт? (Деревья)
На деревья посмотрите, и их назовите. Дети называют деревья.
А какие красивые листья!
Налетел ветерок, листья зашумели и полетели на землю.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья» (После вдоха задержать дыхание и на выдохе , раскачивая поднятыми руками , протяжно произносить ффффффф. Затем на выдохе произносят несколько раз п-п-п-п, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз - листья опадают).
- А когда листья падают, как называется это явление? (Ответы детей). Листья падают - это листопад.
- Посмотрите, ребята, деревья без листьев… А ведь осень ещё не кончилась! Давайте соберём листья и повесим их на деревья, пусть они красуются. (Дети собирают листья и крепят их на своё дерево, проговаривая: «этот лист с берёзы - он берёзовый, этот лист с осины - он осиновый» и т.д.)
Игра на звукоподражание
Осень листья золотит, |
Дети ритмично потирают ладонь о ладонь |
Ветер ими шелестит:
|
На выдохе длительно произносят звук Ш |
Логопед:. Давайте дальше пойдём. (Дети становятся под зонт и передвигаются) Ой, ребята, посмотрите, что нам осень принесла? (Логопед показывает 3 корзины, а там - овощи, фрукты, грибы. Дети рассматривают всё это, называют)
- Это все - осенний урожай.
- А для чего люди собирают урожай? (Выслушиваю и обобщаю ответы детей)
Инсценировка песни «Урожайная» (имитационные движения детей по тексту)
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ой, да, собирай
И на зиму запасай!
Логопед:
Тучи, какие по небу плывут,
Дождик тучи нам несут.
Скорее под зонт, ребятки.
Осенью часто идёт дождь.
Какой бывает дождь? Подбор прилагательных (мелкий, сильный, крупный, косой, проливной и т.д.), использовать картинки.
Стихотворение с движением «Такой разный дождь»
Рассердилась злая туча, |
Постукивают кулаком о кулак. |
И заплакал мелкий дождь. |
Ритмично быстро постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой. |
Капля падает за каплей, |
Ритмично щёлкают пальцами. |
Сколько набежало слёз! |
Собирают воображаемые слёзы в ладонь. |
Дождь сильнее стал,
|
Двигают ребром ладони сверху вниз
|
Вправо капли, влево капли,
|
То же самое в разные стороны.
|
Ливень туча посылает, |
Делают резкое движение рукой вперёд. |
И стеной вода течёт. |
Вытягивают руки перед собой,
|
Где бы спрятаться от ливня? |
Пожимают плечами, смотрят по сторонам. |
Зонтик нас раскрытый ждёт. |
Логопед поднимает зонт, дети идут под зонт. Или,
|
Логопед: Ребята, посмотрите, кто там крыльями машет в дали ?
Конечно, это птицы улетают в теплые края.
- Как называются такие птицы? (перелётные)
- Почему они улетают в тёплые края? (потому что осенью с каждым днем становится холоднее, спрятались и уснули насекомые, мерзнет земля. Многим птицам нечего есть. Они собираются в стаи и улетают в теплые края.)
«Птицы улетают». Сопровождение текста движением.
Птицы на юг летели,
Крыльями долго махали, |
Имитировать махание крыльев руками |
Птицы на юг прилетели,
|
Руки сложить за спиной, слегка наклониться вперёд, весело поворачивать головой, имитировать щебетание. |
- Какие птицы улетают в тёплые края? (гуси, грачи, ласточки, утки, лебеди и т.д.).
Логопед: Я думаю, нам пора возвращаться. Осень, спасибо большое за такое прекрасное путешествие!
Вставайте скорее под наш зонт, и скажем: «Один, два, три - Зонтик, в группу нас верни!»
- Понравилось ли вам путешествие к Осени?
- Что больше понравилось? Ответы детей.
- Теперь вы знаете, что бывает осенью. Расскажите, что бывает осенью.
(Поблагодарить детей за занятие, подарить картинки для раскрашивания или составления рассказа)
Литература
- Е.А.Алябьева «Тематические дни в детском саду».
- Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет».
- И.Н.Павленко, Н.Г.Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ».
- Т.И.Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи».