План-конспект урока в дошкольном отделении на тему "Обитатели тайги"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс по экологии «Исчезающая красота» (проблемы сохранения окружающей среды)

Класс: д/с


Цели:

  • Ознакомление с окружающем миром;
  • Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
  • Развитие познавательных навыков;
  • Воспитание любознательности;
  • Познакомить детей с особенностями природных условий тайги;
  • Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Наиме-
нование этапа

Виды деятель-
ности

Деятельность

Методы работы

Приемы работы

Продол-
житель-
ность

Введение в ситуацию

Игровая деятельность

Развивающая

Разговор, беседа

Пояснение

2

Последовательность деятельности учителя:

Педагог.

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить.

- У кого в гостях мы побывали в прошлый раз? (у жителей крайнего севера)

- На прощание они подарили Тане. Ване и доктору Айболиту сувениры.

- Как вы думаете какие подарки получили наши путешественники? (изделия из оленьего меха и моржовой кости)

- Сегодня нам снова предстоит дальнее путешествие.

- Хотите отправиться в путешествие с Таней и Ваней?

Последовательность действий учащегося:

Дети вспоминают тему прошлого занятия, отвечают на вопросы преподавателя.

Наимено-
вание этапа

Виды деятель-
ности

Деятельность

Методы работы

Приемы работы

Продолжи-
тельность

Актуализация знаний

Игровая деятельность

Дидактическая

Вопросы

Пояснение

3

Последовательность деятельности учителя:

Игра «Лото растений».

Детям раздаются карточки с изображениями растений тундры (клюква, ягель и др.) и тайги (ель, кедр, сосна и др. хвойные)

Педагог:

- Сегодня нам предстоит дальнейшее путешествие

- Давайте поиграем в игру «Лото растений» и вспомним о тех местах в России, где мы уже побывали.

Дети рассматривают карточки, которые который раздает педагог для игры.

Наиме-
нование этапа

Виды
деятельности

Деятель-
ность

Методы работы

Приемы работы

Продолжи-
тельность

Затруднение проблема

Игровая деятельность

Дидакти-ческая

Рассматривание картинки, инсценировки, вопросы

Пояснение

3

Последовательность деятельности учителя:

- Вот здесь две карты с изображением Северного полюса и тундры.

- У каждого из вас карточки с изображениями различных растений.

Затруднение при выполнении задания возникает у детей, которым достались карточки с хвойными растениями.

Они не могут понять, куда им положить свои карточки.

Педагог: - Может хвойные растения есть на Северном полюсе - тут нет ни одной карточки (Там растений нет).

Решение подсказывает воспитатель.

- Может они растут в тундре? (Деревья в тундре не растут, ель и сосна растут в лесу.)

- Все эти деревья - хвойные, и растут они в лесу, который называется тайга.

- Как вы думаете почему?

- В тундре их не было оттого, что корням растений мешала вечная мерзлота.

- Значит в этих местах ее нет.

- Почему?

- Потому что зимы здесь хоть и холодные, но не долгие.

Последовательность деятельности учащегося:

Дети пытаются ответить на вопросы воспитателя.

Наиме-нование этапа

Виды деятель-
ности

Деятельность

Методы работы

Приемы работы

Продол-
житель-
ность

Решение проблемы в деятельности

Коммуникативная деятельность

Вне ситуативно-
познавательная

Разговор, пояснение

Пояснение

5

Последовательность деятельности учителя:

Педагог.

- И вот уже лес стоит сплошной стеной.

- Посмотрите какие деревья вы видите (Ель, сосна, кедр, пихта.)

- Что у них общего,

- Как вы думаете почему в этих местах могут расти только хвойные деревья?

- Потому что жесткая листва (иголки) этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.

- Итак мы оказались с вами в хвойном лесу.

- Такой лес называется тайга.

- Тайга огромна.

- Она занимает 1/10 часть суши пригодной для жизни.

- Тайгой называется лес, в котором растут различные хвойные деревья.

- А как называется лес, состоящий из одних елей? (Ельник)

- А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор)

- Неторопливо идем по тайге.

- Что у нас под ногами (Снег)

- Почему вы так думаете (Потому что сейчас зима и у нас, и в тайге)

Последовательность деятельности учащегося:

Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы.

Наиме-
нование этапа

Виды деятель-ности

Деятель-ность

Методы работы

Приемы работы

Продол-
житель-
ность

Физкульт-
минут-ка

Двигательная

Подвижные

Совместные действия воспитателя и ребенка

Овладение умениями и навыками посредством упражнений

2

Последовательность деятельности учителя:

«Деревья»

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад
(выполняется 2 раза)

Последовательность деятельности учащегося:

Дети выполняют движения под комментарии воспитателя.

Наимено-
вание этапа

Виды деятель-
ности

Деятель-ность

Методы работы

Приемы работы

Продол-
житель-
ность

Включение новых знаний

Игровая деятель-ность

Дидактическая

Упражнение

Овладение умениями и навыками посредством упражнений

8

Последовательность деятельности учителя:

Педагог:

- А летом в тайге сумрачно.

- Почему (Сквозь густую хвою, света проникает совсем немного. Под ногами хвойная подстилка.)

- Много ли растений - кустов, травы, цветов между деревьями, (Нет)

- Почему? (Мало света, бедная почва, так как иголки гниют медленно.)

- Только тенелюбивые грибы, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке.

- В теплые дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней, мошек.

- Это паразиты.

- Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью.

- Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища мошек и комаров.

- Что вы не станете делать?

- Покажите.

- Но, если много насекомых, значит есть и те кто ими питается.

- Кто это? (Птицы)

- А для кого является пищей огромное количество шишек?

- Для белок, бурундуков, клестов.

- Срывают и уносят шишки в свою «столовую» или «кузницу» дятлы.

- Вы уже знаете, что белки делают запасы на зиму, но не все запасы они потом находят.

- И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и из некоторых со временем появятся новые деревья.

- Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.

Наиме-
нование этапа

Виды деятельности

Деятельность

Методы работы

Приемы работы

Продол-
житель-
ность

Подведение итога

Коммуникативная деятельность

Разговор, беседа

Пояснение

2

Последовательность деятельности учителя:

Педагог:

- Чем тайга отличается от других климатических зон?

- Почему тайга называется хвойным лесом?

- Как нельзя вести себя в лесу?

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

Последовательность деятельности учащегося:

Дети анализируют свою работу, отвечая на вопросы воспитателя.

Презентация