Цели:
- Ознакомление с окружающем миром;
- Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
- Развитие познавательных навыков;
- Воспитание любознательности;
- Познакомить детей с особенностями природных условий тайги;
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Наиме-
|
Виды деятель-
|
Деятельность |
Методы работы |
Приемы работы |
Продол-
|
Введение в ситуацию |
Игровая деятельность |
Развивающая |
Разговор, беседа |
Пояснение |
2 |
Последовательность деятельности учителя:
Педагог.
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить.
- У кого в гостях мы побывали в прошлый раз? (у жителей крайнего севера)
- На прощание они подарили Тане. Ване и доктору Айболиту сувениры.
- Как вы думаете какие подарки получили наши путешественники? (изделия из оленьего меха и моржовой кости)
- Сегодня нам снова предстоит дальнее путешествие.
- Хотите отправиться в путешествие с Таней и Ваней?
Последовательность действий учащегося:
Дети вспоминают тему прошлого занятия, отвечают на вопросы преподавателя.
Наимено-
вание этапа |
Виды деятель-
|
Деятельность |
Методы работы |
Приемы работы |
Продолжи-
|
Актуализация знаний |
Игровая деятельность |
Дидактическая |
Вопросы |
Пояснение |
3 |
Последовательность деятельности учителя:
Игра «Лото растений».
Детям раздаются карточки с изображениями растений тундры (клюква, ягель и др.) и тайги (ель, кедр, сосна и др. хвойные)
Педагог:
- Сегодня нам предстоит дальнейшее путешествие
- Давайте поиграем в игру «Лото растений» и вспомним о тех местах в России, где мы уже побывали.
Дети рассматривают карточки, которые который раздает педагог для игры.
Наиме-
нование этапа |
Виды
|
Деятель-
|
Методы работы |
Приемы работы |
Продолжи-
|
Затруднение проблема |
Игровая деятельность |
Дидакти-ческая |
Рассматривание картинки, инсценировки, вопросы |
Пояснение |
3 |
Последовательность деятельности учителя:
- Вот здесь две карты с изображением Северного полюса и тундры.
- У каждого из вас карточки с изображениями различных растений.
Затруднение при выполнении задания возникает у детей, которым достались карточки с хвойными растениями.
Они не могут понять, куда им положить свои карточки.
Педагог: - Может хвойные растения есть на Северном полюсе - тут нет ни одной карточки (Там растений нет).
Решение подсказывает воспитатель.
- Может они растут в тундре? (Деревья в тундре не растут, ель и сосна растут в лесу.)
- Все эти деревья - хвойные, и растут они в лесу, который называется тайга.
- Как вы думаете почему?
- В тундре их не было оттого, что корням растений мешала вечная мерзлота.
- Значит в этих местах ее нет.
- Почему?
- Потому что зимы здесь хоть и холодные, но не долгие.
Последовательность деятельности учащегося:
Дети пытаются ответить на вопросы воспитателя.
Наиме-нование этапа |
Виды деятель-
|
Деятельность |
Методы работы |
Приемы работы |
Продол-
|
Решение проблемы в деятельности |
Коммуникативная деятельность |
Вне ситуативно-
|
Разговор, пояснение |
Пояснение |
5 |
Последовательность деятельности учителя:
Педагог.
- И вот уже лес стоит сплошной стеной.
- Посмотрите какие деревья вы видите (Ель, сосна, кедр, пихта.)
- Что у них общего,
- Как вы думаете почему в этих местах могут расти только хвойные деревья?
- Потому что жесткая листва (иголки) этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.
- Итак мы оказались с вами в хвойном лесу.
- Такой лес называется тайга.
- Тайга огромна.
- Она занимает 1/10 часть суши пригодной для жизни.
- Тайгой называется лес, в котором растут различные хвойные деревья.
- А как называется лес, состоящий из одних елей? (Ельник)
- А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор)
- Неторопливо идем по тайге.
- Что у нас под ногами (Снег)
- Почему вы так думаете (Потому что сейчас зима и у нас, и в тайге)
Последовательность деятельности учащегося:
Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы.
Наиме-
нование этапа |
Виды деятель-ности |
Деятель-ность |
Методы работы |
Приемы работы |
Продол-
|
Физкульт-
|
Двигательная |
Подвижные |
Совместные действия воспитателя и ребенка |
Овладение умениями и навыками посредством упражнений |
2 |
Последовательность деятельности учителя:
«Деревья»
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад
(выполняется 2 раза)
Последовательность деятельности учащегося:
Дети выполняют движения под комментарии воспитателя.
Наимено-
вание этапа |
Виды деятель-
|
Деятель-ность |
Методы работы |
Приемы работы |
Продол-
|
Включение новых знаний |
Игровая деятель-ность |
Дидактическая |
Упражнение |
Овладение умениями и навыками посредством упражнений |
8 |
Последовательность деятельности учителя:
Педагог:
- А летом в тайге сумрачно.
- Почему (Сквозь густую хвою, света проникает совсем немного. Под ногами хвойная подстилка.)
- Много ли растений - кустов, травы, цветов между деревьями, (Нет)
- Почему? (Мало света, бедная почва, так как иголки гниют медленно.)
- Только тенелюбивые грибы, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке.
- В теплые дни лес наполнен жужжанием комаров, слепней, мошек.
- Это паразиты.
- Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью.
- Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища мошек и комаров.
- Что вы не станете делать?
- Покажите.
- Но, если много насекомых, значит есть и те кто ими питается.
- Кто это? (Птицы)
- А для кого является пищей огромное количество шишек?
- Для белок, бурундуков, клестов.
- Срывают и уносят шишки в свою «столовую» или «кузницу» дятлы.
- Вы уже знаете, что белки делают запасы на зиму, но не все запасы они потом находят.
- И если спрятанные орешки останутся до весны, то они прорастут и из некоторых со временем появятся новые деревья.
- Выходит, что животные помогают распространению хвойных деревьев.
Наиме-
нование этапа |
Виды деятельности |
Деятельность |
Методы работы |
Приемы работы |
Продол-
|
Подведение итога |
Коммуникативная деятельность |
Разговор, беседа |
Пояснение |
2 |
Последовательность деятельности учителя:
Педагог:
- Чем тайга отличается от других климатических зон?
- Почему тайга называется хвойным лесом?
- Как нельзя вести себя в лесу?
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
Последовательность деятельности учащегося:
Дети анализируют свою работу, отвечая на вопросы воспитателя.