1. Для знания иностранного языка богатство словарного запаса ничуть не менее важно, чем понимание грамматики. Чем большим количеством слов владеет человек, тем свободнее он себя чувствует в иноязычной среде.
Многообразие лексики во многом определяется богатством словообразования в английском языке. Построение новых слов основано на общих принципах. И тот, кто знает эти принципы, чувствует себя среди незнакомой лексики гораздо увереннее.
Один из методов быстро расширить свой словарный запас - освоить способы словообразования в английском языке. Поняв принципы, по которым строятся слова, можно из уже известного слова вывести значения его однокоренных слов.
Строительный материал для каждого слова - это корень, приставки и суффиксы. Корень - это та часть слова, которая несет основной смысл. Слово без корня не может существовать. Тогда как приставки и суффиксы - необязательная часть, однако прибавляясь к корню, именно они помогают образовать новые слова. Поэтому, описывая словообразование в английском, мы будем разделять приставочные и суффиксальные способы.
Все приставки и суффиксы обладают собственным значением. Обычно оно довольно размыто и служит для изменения основного значения слова. Когда к корню добавляется приставка или суффикс (или же оба элемента), то их значение прибавляется к значению корня. Так получается новое слово.
Образование новых слов может приводить не только к изменению значения, но и менять части речи. В этой функции чаще выступают суффиксы. Прибавляясь к корню, они переводят слово из одной части речи в другую, например, делают прилагательное из глагола или глагол из существительного.
Так, от одного корня может образоваться целая группа, все элементы которой связаны между собой. Поэтому словообразование помогает изучающим английский видеть смысловые отношения между словами и лучше ориентироваться в многообразии лексики.
Получить новое слово можно не только за счет приставок и суффиксов. Еще один способ - это словосложение, при котором в одно слово объединяются два корня, образуя новый смысл. Кроме того, к словообразованию относится сокращение слов и создание аббревиатур.
2. Итак, задания 27-32 направлены на знание словообразующих приставок и суффиксов, а также кучи слов.
Оно является проблемным, потому что:
- Очень маленький процент учащихся 9 класса знает всю необходимую лексику для сдачи ОГЭ.
- Еще меньший процент имеет какое-то представление о словообразовании при помощи приставок или суффиксов кроме интуитивного.
Ученикам рекомендую следующий алгоритм действий:
- Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о принадлежности к части речи.
- Желательно еще его перевести, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (он может оказаться прямо противоположным, то есть вам потребуется отрицательная приставка или суффикс).
- Думать над выбором суффикса, если нужное слово неизвестно.
3. Советы
Как понять, что за часть речи перед нами? По подсказкам в предложении и местоположению пропущенного слова.
Рассмотрим подсказки, которые помогут нам сделать вывод о нужной части речи!
Существительное:
- В самом начале предложения перед сказуемым (________ is a sign of bad character. RUDE)
- После прилагательного (She has a very pleasant ________. PERSONAL)
- После существительного в притяжательном падеже (This is everyone's _____________. RESPONSIBLE)
- После артикля (I love autumn because of the _________ of its coour. RICH).
- После предлога (People complain about the lack of ____________. CREATIVE)
- После местоимения (I love her _________. BEAUTIFUL)
- После числительного (There were more than 1000 _________. COMPETE)
- Плюс надо понять, в единственном или множественном числе стоит существительное. Это можно понять по артиклю или форме глагола.
Глагол
- После существительного в роли подлежащего (Travel _______ the mind. BROAD)
- В начале повелительного предложения (Let's _________ and make a conclusion. SUMMARY)
- После вспомогательного глагола (We will _______ all your dreams. REAL)
- После частицы to (We are going to _________ it. FULFILLMENT)
Прилагательное
- Перед существительным и обычно после артикля (It was a _______ road. DIFFICULTY) или после другого прилагательного (My brother likes wearing big ______ trousers. BAG) или после предлога (Everything is ready for __________ elections. PRESIDENT)
- Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть (It was absoutely _______. TASTE) или после другого глагола (The food looks __________. TASTE)
Наречие
- После глагола (We arrived ________ on the shore. SAFE)
- В начале предложения как вводное слово (____________, we were lost. OBVIOUS)
- Ну, и после выполнения следует проверить правильнописание всех вставленных слов. А также помнить, что в экзаменационный бланк все они будут записываться ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
1. Образование существительных с помощью суффиксов
От основы глагола
Суффиксы |
Исходное слово |
Производное существительное |
-er/or |
Teach, work, mix |
Teacher, worker, runner, player, mixer |
-er/ee |
employ |
Employer, employee |
-ation, -ition |
Invite, revolt |
Invitation, revolution |
-ing |
Build, dance, swim |
Building, dancing, swimming |
-ment |
Agree, develop |
Agreement, development |
-ion, -tion,
|
Discuss, produce |
Discussion, production |
-ent, -ant |
Assist, study |
Assistant, student |
-ence, -ance |
Perform, depend |
Performance, dependence |
От основы существительного
Суффиксы |
Исходное слово |
Производное существительное |
-ist |
Science, tour |
Scientist, tourist |
-an, -ian |
Republic, America |
Republican, American |
-ation, -ition |
Invite, revolt |
Invitation, revolution |
-ing |
Build, dance, swim |
Building, dancing, swimming |
-ment |
Agree, develop |
Agreement, development |
-ship |
friend |
Friendship, partnership |
-hood |
brother |
Brotherhood, childhood, motherhood |
-ese |
China, Japan |
Chinese, Japanese |
-ess |
Actor, lion |
Actress, lioness |
От основы прилагательного или наречия
Суффиксы |
Исходное слово |
Производное существительное |
-ness |
Happy, midly |
Happiness, mildliness |
-ty, -ity |
Certain, safe, secure |
Certainty, safety, security |
2. Образование прилагательных с помощью суффиксов
От основы существительного
Суффиксы |
Исходное слово |
Производное прилагательное |
-ful |
beauty |
beautiful |
-less |
water |
waterless |
-able |
comfort |
comfortable |
-al |
form |
formal |
-ic |
history |
historic |
-y |
Mud, rain |
Muddy, rainy |
От основы глагола
Суффиксы |
Исходное слово |
Производное прилагательное |
-ive |
Act, effect |
Active, effective |
-ant |
observe |
observant |
-ible |
access |
accessible |
-able |
drink |
drinkable |
-ent |
persist |
persistent |
-ing |
excite |
exciting |
Составные прилагательные
Существительное + прилагательное |
Snow-white |
Прилагательное + прилагательное |
Dark-blue |
Наречие +причастие |
Well-built |
Прилагательное + существительное (+ суффикс) |
Barefooted, bareheaded, black-haired, middle-aged |
3. Образование слов с помощью приставок
Отрицательные приставки
Приставка |
Значение, особенности |
Производное прилагательное |
Un- |
Наиболее употребительная |
Unable, untidy, unpleasant, unfriendly |
Im- |
Перед буквами m, p |
Impossible, immoral, impatient, important |
Il- |
Перед буквой l |
Illiterate, illegal |
Ir- |
Перед буквой r |
Irritated, irresponsible, irrational |
In- |
очень редко |
Inactive, inaccurate, invisible |
Dis- |
лишение |
Disable, disappointed |
Non- |
лишение |
Non-profitable |
Mis- |
лишение |
mistaken |
Другие приставки
Приставка |
Значение |
Производное слово |
Re- |
повтор |
Replay, repeat, remake |
Pre- |
до |
Pre-war, precaution |
Post- |
после |
Post-war |
ex- |
бывший |
Ex-wife, ex-president |
En- |
Глаголы от существительных |
Endanger, enchain |
Over- |
Сверх меры |
Overcharge, overweight |
Under- |
недостаточно |
Underpay, underestimate |
sub- |
под |
Submarine, subdue |
4. Использование латинских и греческих приставок и суффиксов для словообразования
Некоторые латинские и греческие приставки дают нам слова с числами:
Приставка |
Значение |
Пример |
mono- , uni- |
один, единственный |
monopoly, unison |
bi-, di-, duo- |
два, дважды |
bilingual, diagonal, duet |
tri- |
три |
triangle |
quad-, tetra- |
четыре |
quadruped, tetrameter |
quin- |
пять |
quintuplet |
hexa-, sex- |
шесть |
hexagon, sextet |
sept- |
семь |
septennial |
oct-, octa-, octo- |
восемь |
octave, octopus |
nona- |
девять |
nonagenarian |
dec-, deci- |
десять |
decimal |
cent-, hec- , hecta- |
сто |
century, hectare |
kilo- , mil- |
тысяча |
kilometre, millimetre |
giga- |
биллион |
gigawatt |
Другие латинские и греческие приставки обозначают количество, размер или градацию:
Приставка |
Значение |
Пример |
micro-, mini- |
маленький |
microscope, miniature |
maxi-, mega- |
большой, огромный |
maximum, megalomaniac |
hyper-, super- |
сверх, превыше |
hyperbole, superhuman |
sub- |
под, меньше |
submarine |
ultra- |
за, по ту сторону |
ultrasound, ultraviolet |
Приставка |
Значение |
Пример |
ad-, pro- |
к, по направлению к |
advance, proceed |
retro- |
назад |
retrospect, retro-rocket |
intra- |
внутри |
intravenous |
inter- |
между, среди |
international, intermingle |
extra- |
снаружи |
extraterrestrial |
equi-,
|
одинаковый, равный |
equilibrium,
|
auto- |
сам, без посторонней помощи |
autobiography |
homo- |
такой же |
homonym,
|
hetero- |
различный, другой |
heterodox,
|
dia-,
|
через, сквозь |
diameter,
|
pan- |
все |
panorama |
para- |
рядом, бок о бок |
parallel,
|
cata- |
вниз, прочь |
catacomb |
ante-,
|
прежде |
antenatal,
|
post- |
после |
posthumous |
tele-, telos- |
далеко |
telescope |
Следующие латинские и греческие приставки обозначают специфические области человеческой деятельности. Из некоторых примеров видно, что два этих языка до сих пор остаются источниками образования новых понятий в науке, медицине и технологии:
Приставка |
Значение |
Пример |
аеrо- |
воздух |
aerodynamic, aerosol |
anthropo- |
человек |
anthropology |
bio- |
жизнь |
biology, biography |
eco- |
естественная среда |
ecology |
electro- |
электричество |
electronics |
fluor-, fluo- |
поток, течение |
fluorescent, fluoride |
haemo-, hemo- |
кровь |
haemorrhage |
neuro- |
нерв |
neurotic |
optic-, opto- |
зрение |
optician |
phil- |
любовь к |
philanthropy |
proto- |
первый |
prototype |
psycho- |
разум |
psychology |
pyro- |
огонь |
pyrotechnics |
socio- |
общество |
social |
spectro- |
взгляд, образ |
spectrograph |
techno- |
искусство, ремесло |
technical, technology |
therm-, thermo- |
теплота, жара |
thermometer |