Особенности организации работы классного руководителя с обучающимися с ОВЗ в условиях школы-интерната

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Классное руководство в условиях школы-интерната - особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся путем обеспечения постоянного педагогического сопровождения группы детей, объединенных в одном учебном классе.

В КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска воспитательное пространство школы-интерната строится с учетом функционирования учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, поэтому школа-интернат по сути второй дом для детей, где они воспитываются, учатся, живут, общаются. Создание благоприятной безопасной атмосферы, живой повседневности, психологического комфорта поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Нужно отметить, что дети в школе-интернате живут в соответствии с режимом дня, никогда не бывают предоставлены сами себе, рядом всегда находится сотрудник учреждения. Во время учебного процесса ответственность за жизнь и здоровье детей несут учителя, во внеурочное время - воспитатели, в ночное время - младшие воспитатели.

В школе 10 классов, один из которых 8а составляют обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, наполняемость такого класса до 5 человек. Наполняемость класса для детей, обучающихся в очной форме по варианту 1 не более 12 человек. Помимо этого есть учащиеся, находящиеся на индивидуальном обучении, обучение которых осуществляется по месту жительства. Они входят в состав класса дополнительно. Таким образом, в школе 10 классных руководителей. В 1-9 классах (за исключением 8а) воспитательную работу осуществляет МПК (малый педагогический коллектив) это - классный руководитель и 2 воспитателя. Деятельность МПК осуществляется в соответствии с Положением о МПК КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска. Очень важно, чтобы педагоги МПК эффективно взаимодействовали между собой и предъявляли обучающимся класса единые требования.

Цель деятельности классного руководителя заключается в создании условий для развития личности обучающегося, его успешной социализации, а также в формировании условий для реализации систематической воспитательной работы в классе в соответствии с Программой воспитания КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска для 1-9 классов, представляющей систему воспитательной работы в школе-интернате.

Исходя из Программы воспитания, классный руководитель составляет план воспитательной работы в своем классе на каждую четверть по девяти направлениям с последующим составлением реализации данного плана.

План составляется с учётом особенностей детей с интеллектуальными нарушениями, отличающихся недостаточной способностью к решению жизненных, учебных задач, испытывающих трудности ориентирования в новой ситуации, недостатком знаний, умений, навыков, ограниченных в словарном запасе, со сниженным уровнем мышления. У детей с УО имеются нарушения эмоционально-волевой сферы. Они чрезвычайно ведомые. На них оказывают влияние особенности социальной среды: плохая компания, родители, ведущие асоциальный образ жизни, не являющиеся для ребёнка авторитетом, не подающие положительного примера и не занимающиеся воспитанием ребенка. Также свою роль играет наличие заболеваний, ведущих к регулярным и многочисленным пропускам школы по болезни.

В связи с этим у детей с интеллектуальными нарушениями медленнее всего формируются личностные базовые учебные действия. Как показала практика, дети с интеллектуальными нарушениями

  • не проявляют интереса к событиям в своей стране и мире;
  • избирательны в отношении к людям разных профессий;
  • не всегда ценят и уважают чужой труд; равнодушны к произведениям искусства;
  • не осознают значимости общественно-полезной деятельности, участвуют в ней без желания;
  • не всегда умеют оценить свои поступки и поступки других людей;
  • не осознают значимости культурно-исторического наследия родного края.

Поэтому систематическая воспитательная работа направлена на личностно-ориентированную деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, профилактику правонарушений, девиантного и асоциального поведения обучающихся, укрепление и сохранение здоровья, формирования навыков здорового образа жизни.

Рассмотрим каждое из направлений.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, школе-интернату, улице, месту жительства, стране;
  • развитие чувства гордости за свою страну;
  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, её природе и жителях;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и страны.

2.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • формирование личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

3.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • знание и соблюдение правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе,
  • формирование навыков ЗОЖ;
  • профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
  • формирование навыков информационной безопасности.

4.Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии осуществляется через

  • формирование уважительного и бережного отношения к людям труда и результатам их деятельности;
  • активное включение в общественно-полезную социальную деятельность;
  • профориентационную деятельность.

5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

  • развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • развитие эмоционального восприятия произведений литературы, музыки, живописи;
  • развитие творческих способностей.

По каждому из этих направлений классный руководитель планирует мероприятия в соответствии с Планом общешкольных мероприятий на учебный год, Программой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», Программой по ПДД, Программой по ППБ, Положением о наставничестве в ОО, Планом работы по половому воспитанию среди обучающихся и другими.

Формы работы по данным направлениям:

  • классные часы по различным темам;
  • профилактические беседы;
  • распространение буклетов, памяток для обучающихся и родителей;
  • инструктажи;
  • акции и проекты;
  • коллективно-творческие дела.

6.Работа с родителями или их законными представителями.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в соответствии с Программой работы с родителями «Семья и школа» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

7.Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации, с школьным психологом, учителями-предметниками, библиотекарем, медицинской сестрой), с социальными партнерами.

8.Обеспечение всеобуча. Контроль за успеваемостью обучающихся. Делопроизводство.

9.Изучение и анализ характеристик класса.

Таким образом, классное руководство в школе-интернате осуществляется через реализацию педагогического сотрудничества.