Конспект ООД на тему «Волшебное электричество» в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Экспериментирование, подготовительная группа


Цель: Помочь установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
  • познакомить детей с причиной проявления статического электричества;
  • закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызывать радость открытий, полученных из опытов;
  • установление доверительного контакта между детьми, умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

  • иллюстрации электроприборов;
  • изображение потока воды в реке, движение тока по проводам;
  • песня для физкультминутки из мульфильма «Фиксики» - «Помогатор».

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

  • пластмассовые трубочки; кусочки шерстяной ткани; пластмассовые расчески; кусочки бумаги - бабочки; конфетти.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети встают в полукруг
Все сумели мы собраться?
За работу можем взяться?
Будем думать, рассуждать?
Можем мы уже начать? Да!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас дети, ведь вы пришли в детский сад играть.

2. Пальчиковая гимнастика

(Педагогическая здоровьесберегающая технология: технология сохранения и стимулирования здоровья)

- Ребята, вы же знаете, что наши пальчики умеют говорить?

- А я сейчас вас научу новой пальчиковой гимнастике! Она нам подскажет тему нашего занятия.

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)
Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)
Мясорубку мы возьмем (вращение средних пальцев вокруг друг друга)
Быстро мясо провернем. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)
Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев)
Все, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)
Чтобы торт скорей испечь, (соединение безымянных пальцев)
Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)
Электроприборы - это чудо! (движение указательными пальцами)
Жить без них нам было б худо. (пожимаем плечами)

- Вы догадались о теме нашего занятия? Правильно - ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и все, что с ним связано.

3. Эвристическая беседа об электроприборах

- Дети! А что такое электроприборы? (Электроприборы наши верные помощники. Они выполняют разнообразную домашнюю работу.)

- Правильно. А с помощью чего работают все электроприборы? (Это сложные устройства, которые питаются электричеством.)

- Хорошо. А какую домашнюю работу они выполняют? (Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы.)

- Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

4. Дидактическая игра «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»

(Метод технологии сотрудничества)

- Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

(Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина - корыто, пылесос - веник, электроплита - русская печь, электролампа - свеча, вентилятор - веер, миксер - венчик, чайник - самовар, магнитофон - гармонь, балалайка, калькулятор - счеты, швейная машина - игла.)

- Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

5. Эвристическая беседа об электричестве

- Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (Это то, что течёт по проводам. Поток частиц - Электронов.)

- Молодцы! Вы правильно ответили. А теперь давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы - электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Но подробнее вы узнаете об электричестве на уроках физики, когда пойдёте в школу.

6. Физминутка

(Педагогическая здоровьесберегающая технология: Технология сохранения и стимулирования здоровья, метод технологии сотрудничества) игра «Ток» (дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

7. Экспериментирование (с использованием метода «Вдвоем»)

- «Ребята, а скажите мне электричество опасно? (Да, электричество очень опасно. С ним нужно обращаться очень аккуратно).

- Правильно, электричество очень опасно, но бывает еще и неопасное электричество. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», там мы узнаем, где прячется неопасное электричество. Если вы согласны, то я вам предлагаю превратиться в волшебников. Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять - хочу волшебником я стать. В нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними.

ОПЫТ 1

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

- Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

- Как же заставить бабочек притянуться к палочке? (Предположения детей).

Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

- Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

- А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду? (Да).

- Какой же вывод можно сделать? (электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.)

- Правильно! Молодцы вы поймали электричество. А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

ОПЫТ 2

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти? (ничего).

- Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло? (Конфетти прилипло к расческе).

- Правильно, ребята! Какой же вывод можно сделать? (В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать расчески о волосы, они стал электрическими, наэлектризовались.)

- Это электричество опасно, как вы думаете? (Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.)

8. Рефлексия

Ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное.)