Интересно о зубах (внеклассное мероприятие для 6–8-х классов)

Разделы: Биология, Внеклассная работа

Классы: 6, 7, 8


Цель мероприятия: популяризация здорового образа жизни.

Задачи:

  • Изложить детям теоретический материал по данной теме.
  • Провести анкетирование участников мероприятия (заранее).
  • Проанализировать и сравнить полученные результаты.
  • Сделать выводы.
  • Сформулировать рекомендации по профилактике кариеса для детей и подростков.
  • Оформить рекомендации в виде памяток и раздать участникам мероприятия.

Ход мероприятия

1. Станция «Отгадай-ка»

Что за чудо этот «дом»,
Он губами окружен,
Зубы в нем живут, язык,
«Дом» тот ест и говорит.
(Ротовая полость)

Держишь ты если его за зубами,
Молчание - золото рядышком с вами,
Еще про него говорят: «Без костей!»,
Приносит он много нам новостей.
(Язык)

Если будешь улыбаться,
То увидишь белых братцев,
А всего их 32 носит наша голова.
(Зубы)

Есть шейка, коронка
Эмаль и дентин,
В квартирке просторной
Живет не один.
(Зуб)

2. Станция «Информационная»

1 ученик: Зубы человека играют огромную роль в жизнедеятельности всего организма. Однако многие из нас, как это ни странно, почти ничего не знают о том, зачем нужны зубы человеку. А уж тем более мало кто имеет познания о происхождении и строении зубных единиц. При этом каждый хочет иметь здоровые зубы и белоснежную улыбку, но что собой представляют зубы, как они устроены и какие функции выполняют - подобными вещами интересуются лишь единицы из нас. Что такое человеческий зуб и каково его строение? Давайте разбираться.

Для начала немного истории: зубочелюстной аппарат человека за время эволюционного процесса значительно изменился - в первобытном обществе у древних людей насчитывалось 36 и более зубов, челюсти были очень мощными, а клыки были выдвинуты вперед. Этого требовал рацион питания древнего человека, состоящий только из грубой сырой пищи. После появления в рационе термически обработанной (размягченной) пищи в зубных рядах стали происходить первые значительные изменения. В итоге современный человек имеет 32 зуба, хотя зубы мудрости (третьи моляры) среди стоматологов и считаются атавизмом (т.н. «лишние зубы», не принимающие участия в пережевывании пищи).

И еще один интересный факт:

Хотя зубы древнего человека никогда не отличались эстетикой, при этом они были очень крепкими и здоровыми. Большинство ученых сходится на том, что пещерный человек не страдал от заболеваний полости рта, в том числе от так распространенных сегодня кариеса и пульпита.

2 ученик: (рассказ сопровождается показом слайдов)

Анатомическое строение выделяет 3 основных составляющих зубной единицы (внешнее строение зуба):

КОРЕНЬ ЗУБА

Это «невидимая» (опорная) часть зуба, которая расположена в зубной лунке. Корень необходим чтобы прочно удерживать зубную единицу в кости челюсти.

Зубы могут быть однокорневыми и многокорневыми (в зависимости от функций корней может быть от одного до трех). Но некоторые зубы мудрости (третьи моляры или «восьмерки») могут иметь 4 или даже 5 корней.

ШЕЙКА ЗУБА

Это «граница» между корнем и коронкой. Шейка окружена пародонтом. Шейка находится под десной и в норме ее не видно. А вот оголение шейки свидетельствует о наличии заболеваний десен - например, пародонтозе.

КОРОНКА

Это единственная видимая часть зубной единицы (наружная часть зуба), состоящая из дентина и эмали. Коронковая часть зуба принимает непосредственное участие в процессах откусывания, измельчения и пережевывания пищи.

3 ученик: Внутренняя анатомия зуба имеет 4 «части».

ЗУБНАЯ ЭМАЛЬ

Это наружная оболочка зуба (внешний слой).

Зубная эмаль - это самая твердая ткань организма человека (т.к. почти на 100% эмаль состоит из неорганических элементов), она является «защитой» коронковой части зуба, обеспечивает его сохранность.

ДЕНТИН

Это зубная основа, т.н. «второй слой», так как находится он под эмалью. Дентин намного мягче эмали (в его составе уже около 20% органических веществ). По этой причине дентин гораздо более подвержен разрушению при кариозных процессах, нежели эмаль. Дентин просвечивает сквозь эмаль, что напрямую определяет цвет зубов.

ПУЛЬПА

Это соединительная ткань, внутри которой находится множество нервных окончаний и сосудов.

ЦЕМЕНТ

Это костная ткань, покрывающая тонким слоем зубной корень. Цемент «крепит» зуб в лунке.

4 ученик:

Описание, строение, функции, название и расположение зубов у человека

Зубы человека неспроста имеют различную форму, строение и размеры. Каждый зуб выполняет определенные функции, и ее назначение, так или иначе, отражено в названии:

Резцы - это передние зубы, которые попадают в зону улыбки. Они довольно острые, так как их функция заключается в разрывании или разрезании пищи, отсюда и название. В норме, у каждого человека есть боковые и центральные (более крупные) резцы.

Клыки - это конусовидные зубы, которыми можно разрывать и удерживать пищу. Они расположены сразу же за резцами.

Премоляры - это задние маленькие коренные зубы, расположенные за клыками.

Моляры - задние зубы, необходимые для механической обработки продуктов питания. Зуб мудрости относится именно к молярам.

5 ученик:

Интересные факты о зубах.

Зуб - это не кость!

(в костях есть костный мозг, а в зубах его нет).

Зубная эмаль прочнее костей человека

(данная ткань по прочности не уступает стали).

У каждого человека зубы уникальны - как отпечатки пальцев

(двух одинаковых зубов не существует, поэтому по ним можно также идентифицировать личность человека).

Зубам нужна слюна

(слюна не только помогает пищеварительному процессу, но и защищает зубные единицы от налета и бактерий).

2/3 зуба человека скрыты под деснами

(нам видна лишь 1/3 - коронковая часть).

В зубах содержится 99% кальция от всего количества, который есть в организме человека

Зубы не способны самостоятельно восстанавливаться

(к примеру, кариозная полость «сама по себе» не зарастет, надо лечить!).

6 ученик:

Доктор маме говорил:
Зубы чистить, что есть сил,
Должен милый ваш ребенок,
И, желательно, с пеленок.
Можно даже и без пасты,
Будет на всю жизнь зубастый,
Если рано поутру
Он сыграет так в игру:
Щетка будто бы машинка
Заезжает без заминки
В наш гараж, вернее в рот,
Сделав круглый поворот.
И «заборчик» весь из зубок
Чистит, драит лучше губок,
И рычит: Р-рры, Р-рры -
В этом главный смысл игры
(Самуил Маршак «Зубная быль»)

7 ученик:

В дверь поликлиники зубной
Вбежал взъерошенный больной,
Большим обвязанный платком
С торчащим кверху узелком.

Был у него жестокий флюс,
Перекосивший правый ус.
А слева был такой же флюс,
Перекосивший левый ус.

Больной был сумрачен и зол:
Два зуба вырвать он пришел,
Два крайних зуба с двух сторон, -
Как говорится, - с корнем вон!

- В какой пройти мне кабинет?
Спросил он даму средних лет.
Но услыхал в ответ слова:
- Зарегистрируйтесь сперва.

- Вы что, смеетесь надо мной? -
Взревел в отчаянье больной.
- Простите, я, быть может, груб,
Но сто чертей сверлят мой зуб!

В ответ - бесстрастные слова;
- Зарегистрируйтесь сперва.

Идет он, проклиная свет,
К другой особе средних лет
И ждет, пока, припудрив нос,
Она начнет чинить допрос.

- Где родились? Вам сколько лет?
Лечились раньше или нет?
Национальность. Должность. Стаж.
Образованье. Адрес ваш…

Вопросов, двадцать задала
Особа, сидя у стола.
Когда ж спросила наконец:
- Болел ли корью ваш отец? -

Больной сорвал с распухших щек
Узлом завязанный платок
И, привязав шпагат к зубам,
Себе два зуба вырвал сам…

Два крайних зуба с двух сторон, -
Как говорится, - с корнем вон!

8-9 ученики:

Кариес - самое распространенное заболевание. По разным данным, им поражено около 90% населения Земли. Набольшая заболеваемость кариесом фиксируется у детей подросткового возраста, а почти все взрослые люди имеют запломбированные зубы.

Несмотря на глубокие знания науки о кариесе это заболевание никуда не исчезло!!!

Новейшие методики позволяют эффективно проводить своевременную диагностику и лечение кариеса. Поход к современному стоматологу уже не вызывает стресса и не сопровождается неприятными ощущениями. Однако так было не всегда. Стоматология, как и другие области медицины, сильно продвинулась вперед всего за последние несколько десятилетий. И если нам кажется, что зубные врачи в детстве были извергами и коновалами, предлагаем ознакомиться с историей лечения кариеса в различные эпохи, чтобы понимать, что не все так плохо в отечественной медицине.

Древний Египет.

Египтяне были очень развитым народом. Культура и медицина в этой древней стране была довольно развита. На археологических раскопках находят различные приспособления, которыми лечили зубы, в том числе - тончайшие стоматологические сверла и даже отдаленное подобие мостового протезирования зубов из золотой проволоки, которой выпавшие зубы крепились к здоровым. Древнеегипетские врачи даже могли поставить подобие современной пломбы, умели готовить пастообразный состав для очистки полости рта из пепла от сожженных внутренностей различных животных, мирры, яичной скорлупы.

Однако посещение древнего врачевателя могли себе позволить только самые богатые и обеспеченные слои населения. Беднякам и рабам приходилось дожидаться, когда зубы попросту разрушатся, или вырывать гнилые зубы «подручными» весьма варварскими способами. Образ жизни и скудный рацион, состоящий из грубой пищи, приводил к тому, что многие доживали свой век совсем без зубов.

Древние ацтеки.

Средневековые испанские исследователи находили свидетельства, согласно которым с кариесом боролись при помощи наложения на больной зуб смеси из перетертых бабочек семейства виноградная листовертка, и листьев различных растений. Для усиления эффекта к зубу прикладывали нагретый острый перец, а к корню прижимали крупинки соли.

Древняя Русь.

Для профилактики кариеса на Руси догадались чистить зубы кусочком высушенного хрена. Корень хрена мыли, высушивали, вымачивали в водке или пиве и снова сушили, на этот раз в печи. Чистили зубы такой импровизированной щеткой с помощью порошка из листьев липы и небольшого количества воды. Несмотря на кустарность, это довольно неплохо массировало десны и очищало зубной налет и камень. Кариес лечили медом. После очистки и извлечения почерневших участков, в образовавшееся дупло прикладыванием прополис и капали льняное масло. Также могли приложить кусочек ткани, пропитанный водкой и поваренной солью.

Средние века.

В средние века получила распространение теория, что гниение зубов происходит из-за деятельности «зубных червей». И методы борьбы с такими опасными паразитами были выбраны самые радикальные: пациентам капали на зубы яд и раскаленный металл. Для тех, кто не был готов терпеть мучения, существовал простой и доступный способ. В полнолуние, нудно было выйти в чистое поле и, повернувшись лицом к луне, простоять с открытым ртом всю ночь.

Распространению кариеса способствовало отсутствие элементарных представлений о гигиене и популярность замены потерянных зубов не только зубами животных, но и умерших людей. Это усиливало и без того пагубную микрофлору и способствовало частой потере зубов и болезням. Так как действенных методов лечения и профилактики кариеса практически не существовало, было широко распространено удаление зубов, причем мастерами самых разных и отнюдь не медицинских профессий.

Новое время.

Первый стоматологический бур подобие машины с ножным приводом было изобретено только в конце 18 века. Это приспособление дорабатывалось и было запущено в массовое производство только почти 100 лет спустя. Причем сверла были грубыми и довольно толстыми, а обезболивать пациентов умели лишь морфием. Тем не менее, уже тогда появилась методики, которые успешно и широко применялись последующие сто лет: омертвение нерва зуба мышьяком, изготовление золотых зубных коронок и пломбировка зубов серебряной амальгамой.

Новейшее время.

Идея о том, что за состоянием зубов нужно следить, стала появляться лишь в середине 19 века. А методы консультации и диагностики и вовсе появились только в 20 веке. Повсеместно стали открываться не только медицинские, но и стоматологические учебные заведения. За короткое время, благодаря бурному развитию промышленности и науки, исследованиям и медицинским открытиям, лечение зубов в 21 веке является повседневной, рутинной и простой процедурой.

Учитель:

Кариес - это патологический процесс, начинающийся после прорезывания зубов, сопровождающийся деминерализацией и протеолизом, с образованием полости под действием эндо- и экзогенных факторов.

Стадии кариеса по глубине процесса:

1 - здоровый зуб
2 - кариес в стадии пятна
3 - средний кариес
4 - глубокий кариес
5 - осложнённый кариес

Удивительные факты о зубах

В Европе начала 19 века зубы покрывали желтым красителем. Чтобы подчеткнуть модную в то время бледность лица.

Дусуны, жители острова Борнео, считали, что зубы должны быть чёрными. Готовясь к большим праздникам. Зубы покрывали полоской бананового листа на 40 часов, затем натирали смесью извести и коры определённого дерева. Всё это время ни есть, ни пить нельзя было - красота требует жертв!

Индейцы майя были глубоко убеждены, что зубы нужно не только чернить, но и подпиливать. Самыми красивыми считались зубы в виде пенёчков.

Некоторые африканские племена, например, нуэр, выламывают клыки, чтобы отличатся от животных.

Народы Мезоамерики тоже подпиливали зубы. Правда их больше вдохновляла треугольная форма. Улыбка должна была напоминать акулью, чтобы врагам страшнее было.

Даяки высверливали отверстия и вставляли кружочки меди или перламутра. Некоторые народы Индии до сих пор украшают передние зубы вставленными в отверстия кусочками нефрита, обсидиана.

У восточных народов и сейчас модно покрывать здоровые зубы коронками из золота. Это подчёркивает высокое положение хозяина зубов.

Современные звёзды поклоняются другой моде. Законодателем её стал Мик Джагерр, лидер группы «Rolling Stones», который вместо утраченного зуба поставил настоящий бриллиант!

Но современные люди предпочитают здоровые ровные и белоснежные зубы!

10 ученик: (презентация)

Мы провели опрос (анкетирование) подростков 8-11 классов нашего учебного заведения с целью выявления основных причин возникновения кариеса у детей данной возрастной группы и разработки мер профилактики данного заболевания.

Вопросы анкеты:

1. Есть ли у Вас кариес?
2. С какого возраста Вы посещаете стоматолога?
3. Как часто Вы посещаете стоматолога?
4. Много ли Вы употребляете сладкого?
5. Как часто Вы чистите зубы?
6. Используете ли ополаскиватель?
7. Какие зубные пасты Вы используете?
8. Каково состояние здоровья зубов Ваших родителей?
9. Как часто Вы меняете зубную щётку?
10. Считаете ли Вы, что Ваши зубы здоровые и красивые?
11. Знаете ли Вы меры профилактики кариеса и применяете их?

Число опрошенных - 42 человека:

  • 8 класс - 12 человек;
  • 9 класс - 12 человек;
  • 10 класс - 9 человек;
  • 11 класс - 9 человек.

Полученные данные

Рекомендуемые меры профилактики кариеса для детей и подростков:

  1. Правильно чистите зубы зубной щёткой не меньше двух раз в день, удаляйте зубной налёт со всех поверхностей зубов.
  2. Регулярно проходите осмотр у стоматолога.
  3. Соблюдайте сбалансированную диету и сократите употребление продуктов, содержащих сахар или крахмал.
  4. После приёма пищи при невозможности использования зубной щётки прополощите ротовую полость водой.
  5. Используйте стоматологические средства, содержащие фтор.

Правила чистки зубов.

В конце мероприятия всем ребятам вручаются красочные памятки с рекомендациями по профилактике кариеса.

Используемая литература

  1. Борисенко А.В. Кариес зубов. - Киев, Книга плюс, 2005.
  2. История медицины: учебник Ю.П.Лисицын. М.: Гэотар-Медиа, 2011.
  3. Терехов Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. - Учебное пособие, М.: Беларусь. 2004.