Цель деятельности учителя: Создать условия для введения понятия параллельных прямых, рассмотрение признаков параллельности двух прямых.
Термины и понятия: Параллельные прямые, накрест лежащие углы, соответственные углы, односторонние углы.
Планируемые результаты:
Предметные умения:владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы.
- Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.
- Коммуникативные: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, решать конфликты на основе согласования интересов.
- Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Ход урока
1. Оргмомент. (5-6 мин)
Записать на доске в сторонке ОЦЕНКА КАЖДОГО БЛОКА:
- «+» ВСЕ ПОНЯЛ
- «+?»ПОНЯЛ, НО ЕСТЬ ВОПРОСЫ
- «-» НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО
Рассадить класс на три группы:
- Безотечество
- Колмогорова
- Башмакова Ал
- Михайлов
- Павлов
- Мухаметдинов
- Кокоурова анг
- Кондрашина
- Макаров
- Ксенофонтов
- Стерлюхина
- Назимов
- Матвеева
- Вершкова
- Суханов
- Цыремпилова
- Чернюк
- Шевцов
- Кокоурова ал
- Эпиграф к уроку:
СЛАЙД 1.
"В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам." (Карл Маркс)
- Так вот, ребята, изучая геометрию, мы и карабкаемся по ее каменистым тропам, и очень надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.
2. Первичное усвоение новых знаний
Посмотрите на доску: Даны две прямые. Каково может быть их взаимное расположение?
СЛАЙД 2 - прямые пересекаются и прямые не пересекаются.
СЛАЙД 3 Как называются данные прямые?
Греческое слово «параллелос», означающее «рядом идущие», «друг подле друга проведённые» (прямые), стало употребляться как геометрический термин ещё 2500 лет назад в школе Пифагора.
- А теперь оглянемся вокруг. Приведите примеры параллельных прямых, отрезков. (Учащиеся приводят примеры.) Показ СЛАЙДА 4,5,6
- Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны? (Нет.)
- Как же нам быть в таких ситуациях?
(В этих случаях помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых признаки.)
- Итак, сформулируйте тему урока.
«Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых».
- Исходя из темы нашего урока, cформулируйте и запишите цель урока. (Дать определение параллельных прямых. Сформулировать признаки параллельных прямых.) СЛАЙД 7
Запишите на полях число 23.12. Клас.раб, тему урока и цель.
3. Работа с учебником
Давайте поработаем с учебником (прочитайте текст учебника п. 24 стр. 52 и ответьте на вопросы): СЛАЙД 8, (3 мин)
- Какие прямые называются параллельными?
- Изобразите и обозначьте параллельные прямые
- Какие отрезки называются параллельными?
- Изобразите и обозначьте параллельные отрезки СЛАЙД 9
- Ребята, как вы считаете, можно ли опустить в определении слова «на плоскости». (Нет, т.к. прямые a и b не пересекаются и не лежат в одной плоскости. Такие прямые называются скрещивающимися) СЛАЙД 10
- СЛАЙД 11. Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении прямых a и b секущей c? (8 углов) (5 мин)
- СЛАЙД 12. Некоторые пары этих углов имеют специфические названия:
- Накрест лежащие; СЛАЙД 13,14
- Односторонние. СЛАЙД 15,16
- Соответственные; СЛАЙД 17,18,19,20
- Выполнение задания на нахождение этих углов на рисунке. СЛАЙД 21-27
Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)
4. Исследовательская работа
(см. Приложение) (10 мин)
А теперь поработаем в группах.
Задание: сформулировать признак параллельности двух прямых
Работа в парах. Исследовать, сделать вывод. Выступить. Признаки записать в тетрадь.
Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)
5. Первичное закрепление
(Решение задач)
Задача 1.
Вопрос. Какие прямые будут параллельными?
Задача 2.
Вопрос. Чему равен угол?
Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)
Давайте проверим, а все ли нам сегодня удалось усвоить и понять:
- Выполняем тест.
- Обмениваемся с соседом.
- Проверяем по готовым ответам.
Рефлексия: учащиеся письменно должны закончить предложение: (5 мин)
- На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
- Сегодня мне удалось…
- Было интересно…
- Было трудно…
Достигли ли мы с вами поставленной цели урока? (ДА)
6. Домашнее задание
П. 24-25
- Выучить определение параллельных прямых;
- Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
- Выучить признаки параллельности прямых.
Решить задачи: № 186, 188
Выставление оценок за работу на уроке.