|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
(2м)
|
Оцените данные утверждения с точки зрения их правильности, используя слова «да» и «нет».
1.Нельзя сказать «трое подружек». (да)
2.Числительное «оба» не сочетается с существительными, употребляющимися только во множественном числе. (да)
3.Числительное «один» не согласуются с существительными в роде, числе и падеже. (нет)
4. Количественные и собирательные числительные в им. и вин. падеже управляют родительным падежом существительного. (да)
5.Правильно говорить «два высокие парня». (нет)
|
На листах выполняют 1-е задание:
1.Нельзя сказать «трое подружек».
2.Числительное «оба» не сочетается с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
3.Числительное «один» не согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
4. Количественные и собирательные числительные в им. и вин. падеже управляют родительным падежом существительного.
5.Правильно говорить «два высокие парня».
|
2
(1м)
|
Проверьте свои предположения. Оцените себя: всё правильно -«+», 3,4 правильных ответа - «+-», 1-2 совпадения - «-».
Ответы на вопросы, которые у вас появились в ходе проверки, мы найдём на этом уроке.
|
Оценивают себя в табличке №1
|
3
(1м)
|
Сформулируйте тему урока.
|
Тема «Употребление числительных в речи».
|
4
(1м)
|
Какова цель этого урока?
|
Научиться употреблять числительные в устной и письменной речи.
|
5
(2м)
|
Разбейте цель на задачи.
|
1.Повторить изученное по теме «Имя числительное».
2.Изучить теорию по теме урока.
3.Отработать навыки практически, выполняя упражнения учебника и задания.
4.Провести рефлексию: что нового узнали, как эффективно поработали.
5.Домашнее задание.
|
6
(4м)
|
Проведём повторение с помощью теста, так как в конце 10 класса нас ждёт экзамен формата ЕГЭ.
1. Найдите в каждом ряду «лишнее», устно мотивируйте свой выбор:
А) трижды, втроём, третий, в-третьих;
Б) два, удвоить, двое, второй;
В) одиночество, один, одиночка, единица, единство;
Г) четверо, четыре, четвёртый, четвёрка.
Распределение по частям речи.
2.Найдите грамматическую ошибку и устно прокомментируйте используемое правило:
А) в тысяча девятьсот сорок пятом году;
Б) в двух тысячи двенадцатом году;
В) в две тысячи восьмом году;
Г) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.
У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
3.Найдите пример, в котором нарушены нормы словообразования:
А) четырьмястами;
Б) девятисот;
В) двухстам;
Г) о шестистах.
4. В предложении Для проведения Олимпиады в Сочи было построено одиннадцать спортивных объектов числительное:
А) является определением;
Б) является дополнением;
В) входит в состав подлежащего «11 объектов»;
Г) входит в состав обстоятельства «11 объектов».
Числительное в сочетании с существительным является одним членом предложения, в данном случае подлежащим.
|
1.Найдите в каждом ряду «лишнее», устно мотивируйте свой выбор:
А)трижды, втроём, третий, в-третьих;
Б)два, удвоить, двое, второй;
В)одиночество, один, одиночка, единица, единство;
Г)четверо, четыре, четвёртый, четвёрка.
2.Найдите грамматическую ошибку и устно прокомментируйте используемое правило:
А) в тысяча девятьсот сорок пятом году;
Б) в двух тысячи двенадцатом году;
В) в две тысячи восьмом году;
Г) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.
3.Найдите пример, в котором нарушены нормы словообразования и сделайте устное пояснение:
А) четырьмястами;
Б) девятисот;
В) двухстам;
Г) о шестистах.
4. В предложении Для проведения Олимпиады в Сочи было построено одиннадцать спортивных объектов числительное:
А) является определением;
Б) является дополнением;
В) входит в состав подлежащего «11 объектов»;
Г) входит в состав обстоятельства «11 объектов».
|
7
(2м)
|
Взаимооценка: всё правильно «+», 2, 3 правильных ответа «+-», 1 совпадения «-».
|
Оценивают работу одноклассника, выставляя определённый знак в табличке №2
|
6
(4м)
|
Работа с параграфом 45 учебника «Русский язык 10-11 классы» (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.) стр.161
Применяем приём инсерта: пометки на полях v «уже знал», + «новое», - «думал иначе», ? - «не понял, есть вопросы».
|
Читают параграф с карандашом в руках, делая свои пометки, можно работать в парах.
|
7
(2м)
|
Фронтальный опрос: что нового вы узнали?
Разъяснились ли сомнения, которые были в начале урока?
|
Ответы учащихся.
|
8
(1м)
|
Как выполняем поставленные перед собой задачи, не пора ли увеличить темп работы?
|
Проверяют, на каком этапе выполнения задач урока мы находимся.
|
9
(4м)
|
Выполняем упр.250 устно по цепочке
|
Учащиеся читают предложения, ставят данные в скобках слова в нужную форму.
|
10
(4м)
|
Чтобы выполнить упр.251, каким пунктом параграфа 45 нужно руководствоваться? (4)
Какой важный пример отсутствует во втором варианте? (числительное в сочетании с существительным жен.рода)
|
Первые 4 примера выполняет 1-й вариант, вторые 4 примера - 2-й вариант: двое у доски, остальные на листах.
Самопроверка.
|
11
(5м)
|
Задание на рабочих листах
(выполняем в парах, устно: 1 вар. - нечётные, 2 вар. - чётные)
Два ученика у доски объясняют, как они исправили ошибки.
|
Исправьте в предложениях грамматические ошибки (устно, в парах):
1.Насыпь при строительстве трассы для бобслея в центре санного спорта «Санки» возводилась с помощью восьмерых бульдозеров.
2.Имитация вихря в стенах ледовой арены «Шайба» была сделана с помощью сорок пять тысяч светодиодных ламп и семьсот светильников.
3.Стоимость проживания в номере - студио гостиницы «Катерина Альпик» в Красной поляне составляет 528000 рублей за двадцать двое суток.
4.Впервые за всю историю проведения игр было выпущено беспрецедентное число наград -1254 штуки, входящие в девяноста восемь комплектов медалей.
5.Около пятьсот тридцати четырёх лопат будут использованы в Сочи для уборки снега во время проведения Олимпийских игр.
6.На изготовление медалей ушло три килограмма чистого золота, более семиста килограммов серебра и порядка двух тонн бронзы, на обоих сторонах спортивных наград изображены
|
12
(2м)
|
Все оцениваем ответ одноклассника в табличке № 3.
|
|
13
(2м)
|
Мы с вами в упр.244 затруднились дать определение части речи в слове «пара». Ученица (Н.) вызвалась сделать индивидуальное сообщение-исследование об употреблении слова «пара».
Так какая же это часть речи? - существительное.
В слове «паралимпийские» тоже спрятано слово «пара»? Или здесь другая этимология? Кто желает подготовить сообщение про данное слово на следующий урок?
|
Сообщение ученицы(Н.)
|
15
(2м)
|
Рефлексия.
Продолжить одну из данных фраз:
- Я запомнил(а)…
- Мне трудно…
- Я должен(на) повторить…
- Мне удалось…
|
Анализируем свою работу на уроке, продолжая 1 из фраз в табличке №4, оценив условным знаком в таблице № 4 свою работу на уроке.
|
15
(1м)
|
Домашнее задание. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Имя числительное»: повторить весь материал; просклонять числительные: 364 яблока, семеро болгар, 9/17 территории, 1897 год; выполнить упражнения 252 (письменно), 253 (устно).
Какова была тематика примеров на уроке?
Я вам желаю готовиться к сдаче экзаменов так же ответственно, прилежно, в полную силу, как это делали спортсмены, ставшие олимпийскими чемпионами.
|
Записывают домашнее задание.
|
|
Дополнительно.
Собирательные числительные сочетаются с личными местоимениями в косвенных падежах (нас двое, вас трое, их пятеро);
Сочетаются с субстантивированными (перешедшими в существительные) числительными (семеро одного не ждут);
При выборе употребления количественных или собирательных числительных типа «трое товарищей» и «три товарища» возможны варианты.
В некоторых случаях собирательные числительные не используются, чтобы не снизить оттенок значения: три академика, три императора, но не: трое.
При слове «часы» (прибор) можно использовать собирательные числительные (двое часов) или добавить слово «штука» - нет трёх штук часов.
|
|