Урок русского языка в 3-м классе "Род и число имен прилагательных. Обобщение"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, Имя прилагательное, род и число имен прилагательных


Тип урока: закрепление знаний.

Цель: обобщение знаний об имени прилагательном.

Задачи:

Личностные:

  • Продолжить воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в тетради.
  • Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
  • Воспитывать интерес к русскому языку и художественной литературе.

Регулятивные:

  • обучение умению формулировать тему урока, ставить цель, самоконтролю, рефлексии.

Коммуникативные:

  • формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в паре).

Познавательные:

  • использование приобретённых знаний для выполнения заданий, развитие умения выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Предметные:

  • Уточнить знания об имени прилагательном.
  • Формировать умение определять род и число имен прилагательных.
  • Формировать умение работать с текстом.
  • Отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное.

Ход урока

Ӏ. Оргмомент

ӀӀ. Тема. Целеполагание

Задание 1. Даны группы слов. Найдите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой ответ.

Весёлый, веселье, развесёлый.
Зелёненький, зеленеет, зеленоватый.

- Прочитайте оставшиеся слова и определите тему урока.

Тема: «Число и род имён прилагательных».

- Запишите тему на рабочем листе.

- Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы правильно писать окончания имён прилагательных)

Цель:

  • закрепить правописание окончаний имён прилагательных;
  • обобщить полученные знания

ӀӀӀ. Актуализация опорных знаний учащихся. «Мозговой штурм»

- Что объединяет эти предметы? (Это объекты природы).

- Как нужно относиться к природе? (Беречь, охранять, заботиться, не навредить. Природа - это уникальное богатство, которое окружает человека).

- Прочитайте слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Почему?

- Исходя из темы нашего урока сформулируйте задание.

- Подбери подходящие прилагательные к данным предметам.

Цветок (какой?) … по месту произрастания (полевой, луговой, садовый)

Ягода (какая?) … по вкусу (кислая, сладкая, горькая)

Яблоко (какое?) … по цвету (зелёное, красное, жёлтое)

Вывод. Для чего служит имя прилагательное в речи? Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи. Указывает на цвет, вкус, материал из которого сделан предмет. Помогает представить предметы и отличать их друг от друга.

- Посмотрите на рабочий лист, прочитайте задание. Слайд с таблицей.

Выбери ответ:

1

2

3

4

5

6

б

в

в

б

б

а

- Вам нужно выбрать и записать букву правильного ответа.

Взаимопроверка таблицы. Один у доски.

1. Имя прилагательное - …
а) часть слова
б) часть речи
в) член предложения

2. Имя прилагательное обозначает …
а) действие предмета
б) предмет
в) признак предмета

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) какая? какой? какое? какие?

4. Имя прилагательное изменяется:
а) по родам
б) по родам, по числам
в) по числам

5. Имя прилагательное является:
а) главным членом предложения
б) второстепенным членом предложения

6.Имя прилагательное связано в роде и числе…
а) с именем существительным
б) с предлогом
в) с глаголом

- Что мы знаем об имени прилагательном? Правило.

ӀV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Слайд. Упр. 1. Как выполняем задание? (Распределить слова на три группы. По какому грамматическому признаку будем делить эти слова? (По родам) Записать, вставляя пропущенные окончания).

- Нашли на рабочем листе упр. и выполняем. Один ученик у доски. - Проверяем…. Оцениваем….

- Докажите, что прилагательное … м.р. (ж.р., ср.р.)?

весёл… перемена, чудесн… день, душист… мыло, свеж… хлеб, летн… утро, больш… жук, зимн… ночь

Вывод: (Слайд. Вставка на синий фон) (По каждой группе слов).

- Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеет окончание -ой, -ый, -ий.,

- Имена прилагательные женского рода отвечает на вопрос какая? и имеют окончание -ая, -яя.

- Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончание -ое -ее.

Слайд. Упр. 2. Как это задание будем выполнять? (Записать слова в два столбика и выделить окончание. По какому признаку их можно распределить? (По числам)

Перелётные, весёлая, беленькие, огромное, быстрые, пушистый

Проверка.

- Какие слова вы записали в первый столбик?

- А какие во второй?

- Как определить число имени прилагательного?

(По вопросу, по числу имени существительного с которым оно связано, по окончанию)

- У слов в каком столбике мы можем определить род? (Устно)

- Назовите слова c приставкой; с суффиксом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Я называю прилагательные, а вы изображаете жестами этот признак)

Слайд. Упр.3. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и подходящие имена прилагательные;

Пришла _________ в..сна. Ярко светит __________ со..нце. Быстро тает_________ снег. Журч..т __________ руч..и. Зеленеет _________ тра..ка на полях. Возвращаются с юга ___________ птицы.

- Объясняем написание слов с пропущенными буквами.

- Прочитайте свой рассказ однокласснику.

- Прочитайте мой вариант рассказа.

Слайд. Демонстрация иллюстрации. Посмотрите, как преображается природа весной. Всё вокруг расцветает. Человек должен беречь и охранять её, чтобы она всегда радовала нас своей красотой.

Слайд с текстом. - Возвращаемся к нашему заданию.

- Назовите тему урока. (Род и число имён прилагательных)

- Какой вид разбора мы выполним? (Морфологический)

- Записываем слово тёплая и приступаем к работе.

- У доски работает ….

- Проверяем (объясняет ученик у доски)….

- Оцениваем…..

- Подчеркните в рассказе все определения, какой частью речи оно выражено?

V. Слайд. Найдите следующее задание. Что нужно сделать?

Слайд с подсказкой (Составление кластера).

- Выполняем.

Проверка с доской. Оцениваем.

VӀ. Проверь себя. (Рефлексивно-оценочный тест)

Слайд - Найдите следующее задание на рабочем листе.

- Что нужно сделать? (Заполнить таблицу)

(Нужно поставить знак +, если согласны с утверждением; знак -, если с утверждением не согласны).

- Я читаю один раз.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

+

+

+

+

+

+

нет

-

-

-

-

1) - имя прилагательное - это часть слова;
2) - имя прилагательное отвечают на вопросы кто? что?;
3) - имя прилагательное обозначает признак предмета;
4) - имя прилагательное изменяется по родам;
5) - имена прилагательные бывают только мужского или женского рода;
6) - имя прилагательное не изменяется по числам;
7) - имена прилагательные являются второстепенными членами предложения;
8) - имя прилагательное связано в роде, числе с именем существительным;
9) - имя прилагательное мужского рода имеет окончания -ый, -ой, -ий;
10) - имя прилагательное женского рода имеет окончания -ая, -яя;

Цель: Проверка с доской. Ученик открывает ячейки. Оценивает

VӀӀ. Итог

Назовите тему урока: …

Вывод: имя прилагательное - это…

VӀӀӀ. Домашнее задание

- Что нужно сделать дома? (Составить и записать из данных слов предложения. Определить род и число имён прилагательных, выделить окончания)

- Придумать продолжение из 2-3 предложений по желанию.

- Запишите это задание на листе.

1) зелёный, почки, на, деревьях, надулись
2) по, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел
3) по, побежали, трудолюбивый, кочкам, муравьи
4) над, вспорхнула, поляной, красивый, бабочка

Рабочий лист

Презентация