Цель - закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
- Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Закреплять названия месяцев.
- Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
- Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
- Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
- Развивать зрительное внимание и восприятие.
- Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
- Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
- Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: часы «Времена года», солнышки «слоги», оборудование для игры: «Выложи снеговика» (части снеговика), картинки овощей и фруктов для игры «Разложи овощи и фрукты», разрезные картинки для игры: «Собери части».
Ход занятия
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго дня. Молодцы!
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное, потому что с нами вместе отправятся и ваши мамы. А куда и зачем мы отправимся, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(предполагаемый ответ: времена года)
- Правильно, ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Педагог обращает внимание учащихся на рисунок-схему "ВРЕМЕНА ГОДА" (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года)
- Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- А сколько месяцев в году? (12)
- Побывав в гостях у каждого времени года, мы вместе с вами будет открывать по одной картинки.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
2. Путешествие к зиме
- Наше путешествие по временам года начинается.
- Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
- Правильно это зима. Зимой год начинает и год заканчивает. (Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму», открывает картинку)
Игра «Выложи снеговика»
- Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами будет наш гость, которого мы соберем, возьмите конверт, в котором лежат детали нашего загадочного друга, соберите из этих деталей нашего гостя и приклейте на картон синего цвета, а ваши мамы будут вам в этом помогать. Приступайте к работе.
- Кто у нас получился?
- Да, ребята, это снеговик. Скажите, а чего же нашему снеговику не хватает, что мы забыли ему нарисовать? (нос, глаза и рот) Возьмите карандаши и дорисуйте.
Викторина от снеговика.
- Вы настоящие молодцы, собрали нашего гостя, и он хочет с вами поиграть, а за одно и проверить насколько хорошо вы знаете его время года.
- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе? (подсказка схемы-картинки)
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Посмотрите на экран, наш снеговичок подготовил еще одну интересную игру, я сейчас буду вам показывать по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Зима какая? - (холодная, снежная, морозная, …).
- Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
- День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
- Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
- Сосулька какая? - (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
- Сколько слов вы знаете! Умницы, и с этим заданием вы справились на отлично!
- Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой?
- Вы молодцы! Снеговик вами доволен, давайте попрощаемся с нашим другом, а мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие.
3. Путешествие к весне
- Куда же мы сейчас отправимся, вы сами догадаетесь, отгадав загадку.
Снег в поле тает,
грачи прилетают
Почки набухают
Когда это бывает?
(ответ детей: весной)
Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «весну», открывает картинку весны.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
Упражнение вспомни признаки весны:
- Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)
- Что происходит с природой весной? (она просыпается)
- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)
- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)
- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)
- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)
- Правильно, молодцы.
Упражнение на развитие слухового внимания: «Что лишнее и почему?»
- А сейчас мы проверим, на сколько, вы внимательны, я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее.
Дефектолог называет ряд слов и просит сказать, какое слово лишнее и почему.
- «Зима, весна, март, лето» (март, это месяц)
- «Март, апрель, весна, май» (весна, это время года)
- «Лето, осень, весна, ветер» (ветер, это явление природы).
- Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем и выполним нашу физминутку.
4. Путешествие к лету
- А мы продолжаем наше путешествие, давайте отгадаем следующую загадку и посмотрим, в какое время года попадем.
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)
Правильно - это лето. Лето это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.
Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «лето», открывает картинку лета.
- Какие месяцы относятся к лету?
- А кто назовет нам признаки лета?
- А в какие игры летом можно играть? Каким видом спорта ты не сможешь заняться летом? (помощник картинки)
Игра «Собери предложение»
Летом наше солнышко начинает дарить тепло и сегодня оно тоже к нам пришло.
- Посмотрите на солнышки они не простые, а с заданием (на солнышках прикреплены слоги) ваша задача из слогов собрать слова и из слов предложение, которое зашифровали наши теплые гости (учащиеся составляют слова из слогов ле-то, теп-лое, вре-мя, го-да.)
- Ребята, а какое предложение у вас получиться из составленных слов, вы уже догадались?
Лето, теплое время года.
- Молодцы, теперь вместе с вашими мамами наклеим слова на большое солнце.
- А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимание на доску. (презентация)
5. Путешествие к осени
А мы с вами отравляемся дальше.
Повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Осень)
Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень" открывает картинку осени.
- Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)
Игра-упражнение "Куда что положить?"
- Осень это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат картинки с овощами, и фруктами. Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты - в другую. Каждый из вас возьмет картинку и по очереди положит её в нужную корзинку, ваши мамы тоже будут помогать. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т.д.)
- Молодцы, ребята, вот какие полные корзинки мы с вами собрали.
Игра "Разрезные картинки"
- Вот и подходит наше путешествие к концу, и на прощание я хожу вам подарить картинки (подходим к столам).
- Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.
(Учащиеся и складывают картинку, учитель-логопед даёт задание назвать цвет и форму предмета, например: "Это апельсин. Он круглый и оранжевый". Описание предметов происходит с опорой на схему.)
- Молодцы, ребята! Картинки останутся вам на память, о нашем интересном и увлекательном путешествие.
6. Итог занятия
- Вот и закончилась наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
- Сколько всего времён года? Назовите их.
- А сколько месяцев в году?
- А теперь проверьте себя, на ваших столах лежат листочки с заданиями, отметь картинку галочкой, если считаешь ее верной, мамы могут помогать.
Молодцы! Каждый из вас сегодня хорошо поработал и получает вот такую чудесную наклейку.
До свидания!