Цель: формирование математических представлений дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закрепить знания о последовательности дней недели, времён года; закрепить представления детей о геометрических фигурах и умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать зрительную память, мышление, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи
- Воспитывать эмоциональной отзывчивости у детей, желания помогать другим, доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Методические приёмы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстрации);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: счет от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, повторение времен года, названия месяцев, время суток, геометрических фигуры
Оборудование: Конверт с письмом, карточки - задания, картинки с изображением времени года, цифры от 1 до 10, значки для детей.
Раздаточный материал: листы бумаги (формат А5), пенал с карандашами, цифры на каждого ребенка, карточки с изображением квадратов с точками.
Ход занятия
Оргмомент
- Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я очень рада вас видеть.
Воспитатель: - Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письмо от Королевы всех наук - Математики. «Дорогие ребята, я приглашаю вас к себе в королевство Математики. Выполните все задания, представленные в конвертах, а также в самом большом конверте вас ждет приятный сюрприз! Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Королева Математики!».
Воспитатель: Ребята, присаживаемся на свои места и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.
Воспитатель: Сколько писем передала Королева Математика? Правильно - 5. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (красный).
1. Конверт. Дидактическая игра «Времена года»
На доске картинки с обряжением времен года.
- Назови соседей весны
- Назови весенние месяцы по порядку
- Назови соседей зимы
- Назови зимние месяцы
- Назови соседей осени
- Какой месяц идет после января
Молодцы. Справились с первым заданием.
- Откроем второй конверт. Какого он цвета? (синий)
2. Конверт. Дидактическое упражнение «Умники и умницы»
Нужно слушать внимательно и отвечать на вопросы
- Сколько ушей у двух кошек? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько в неделе выходных дней? (2)
- Какой сегодня день недели ? (вчера, завтра, послезавтра)
- Какой первый день недели? (второй, третий и т.д.)
Откроем третий конверт. Какого он цвета? (зеленый)
3. Конверт. Дидактическая игра «По порядку становись»
Ребята, отгадайте загадку, и догадывайтесь в какую игру играть будем.
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
- Дети, мы сейчас будем играть в игру «По порядку становись».
Я раздам карточки с цифрами (уточнить у детей у кого какое число)
Теперь на счет раз, два, три - поскорее выходи, вам нужно выйти и выстроить числовой ряд от 0 до 10. (Дети выходят и выстраивают числовой ряд от 0 до 10)
После выполнения этого задания, ребятам предлагается назвать своих соседей.
- Смотрим, друг другу все правильно встали?
- Так, хорошо, назовите все числа от 0 до 10.
- Хорошо, а сейчас назовите наоборот все числа от 10 до 0;
- Как называется такой счет? (обратный);
- Назовите цифры обратно от 8.
- А назовите числа после 4.
- Назовите соседей числа 3, 7, 10.
- Назовите число, следующее за 9, 7, 5.
- Назовите предыдущее числу 10, 6, 4, 9.
Молодцы справились с этим заданием.
Откроем четвертый конверт. Какого он цвета? (желтый)
4. Конверт «Дидактическое упражнение «Геометрические фигуры»
(ориентация в пространстве с рисованием геометрических фигур)
- Ребята, у вас на столах лежат лист белой бумаги, расположите его горизонтально, возьмите простой карандаш и приготовьтесь слушать и выполнять задание (правый верхний угол - 2 треугольника, левый нижний угол - овал, правый нижний угол - 1 круг, левый верхний угол - 2 квадрата, посередине листа - ромб)
- Посчитайте, сколько геометрических фигур всего (7)
Откроем пятый конверт. Какого он цвета? (белый)
5. Конверт Дидактическая игра «Соотнеси цифру с картинкой»
У вас на столах лежат карточки, на которых изображены квадраты с точками, в каждом квадрате разное количество точек. Вам нужно взять цифры и найти ее точку, посчитав их количество. (Ребенок сверху на точки накладывает соответствующую цифру)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие?
Но давайте вспомним, какие задания Королева Математики для вас приготовила, что мы делали: вспоминали времена года, дни недели, повторяли числовой ряд от 0 до 10, решали задачи, рисовали геометрические фигуры.
Вы молодцы, все такие дружные, смекалистые (похвалить, каждого ребенка). А пока давайте откроем последний конверт, в котором, как вы помните, королева Математика спрятала для вас сюрприз.