Цель: воспитывать у детей уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего государства, нашей республики.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о Республике Татарстан;
- Знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, и других народов, проживающих в нашей Республике и нашем районе:
- Привить интерес к традиционной культуре, языку татарского народа и народов, проживающих в нашей Республике и нашем районе;
- Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Начнем наш урок с просмотра фильма.
1. Просмотр видео о Татарстане («Татарстан - наш общий дом»).
Ведущий 2: Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Ученики: О Татарстане.
Вед. 3: Туган ил ул минем торган жирем, туган йортым. Туган ил-ул хэр кешеге газиз, кадерле. Туган илебез турында кубрэк ойрэнгэн саен эчке доньябыз бай була гына.
Вед. 1: Россия - многонациональное государство, её населяют более 150 разных национальностей. И все народы составляют единую дружную семью. Население нашей республики более 3,5 миллионов человек. Нерушимой дружеской семьей здесь проживают представители свыше 173 национальностей.
Ребята, кто может сказать, каким годом объявлен 2021 год в Татарстане?
Ученики: 2021 год в Татарстане объявлен Годом родных языков и народного единства.
Вед. 2: Әфәрин, балалар! Дорес, Татарстанда 2021 ел Туган телләр һәм халыклар бердәмлеге елы дип иглан ителде.
Идел ага тулып ярларыннан,
Гасырларны кичеп, ерактан.
Хезмәт сөйгән горур халкы белән
Гөрләп чәчәк ата Татарстан.
Вед. 3:
Люди - наша гордость, наша честь,
Подвиги не счесть здесь трудовые.
Татарстан - республика моя
На большой ладони у России.
2. Достопримечательности нашей Республики
Вед. 1: Татарстан интересен своими архитектурными памятниками. Здесь можно встретить как православные постройки с элементами мусульманского орнамента, так и чисто русские или татарские строения. Казань - столица нашей республики. Пожалуй, главной достопримечательностью Казани является Кремль.
Вед. 2: Балалар, сез Кремль турында нәрсә беләсез?
Ученик 1: Казан Кремле - уникаль архитектура комплексы. Ул - Татарстан һәм Россиянең төп туризм объектларының берсе генә түгел, 2000 елда ЮНЕСКОның Бөтендөнья мирасы исемлегенә кертелде һәм ул барлык дөнья халкы байлыгына әверелде.
Ученик 2: Казанский Кремль - средневековая крепость. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века), мечеть Кул-Шариф (конец XX - начало XXI вв.).
Вед. 2: Сөембикэ манарасы турында нәрсә әйтә аласыз?
Ученик 3. Сөембикэ манарасы - Казанның иң күренекле архитектура истәлеге. Манараның биеклеге 58 метр. Ул җиде катлы манарадан тора. Үзенең хәзерге вариантында манара Казан ханлыгы чорында төзелгән диеп санала. Ул Хан мәчете дип йөртелгән. Сөембикә соңгы елларда манарада яшәгән өчен 1560-еллардан соң халык бу бинага Сөембикә Манарасы исемен биргән.
Ученик 4: В западной части кремлевского комплекса находится главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры - мечеть Кул Шариф.
Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.
Ученик 5. После ее полнейшего уничтожения, по прошествии почти пяти столетий, по памяти татарского народа мечеть была воссоздана. Ее строительство началось в 1995 году, а закончилось в 2005.
Еще одной из ролей мечети является воссоединение двух главных религий Казани: мусульманского и православного. Для этого она и построена рядом с православным БлаговЕщенским собором.
Ученик 6. БлаговЕщенский собор Казанского Кремля - один из столпов православия. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Построенный в середине XVI века Благовещенский собор Казанского Кремля был почти в 2 раза скромнее по своей длине и ширине, если сравнивать его с тем, что мы видим сейчас. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.
Вед. 2: Казань - это прекрасная жемчужина Республики Татарстан. Этот древний город играет ключевую роль в индустрии российского туризма, являя собой третью столицу России. Казань на сегодняшний день является одной из современных столиц России. Однако в Татарстане есть ещё другие города, которые являются культурной и туристической достопримечательностью современного Татарстана.
Ученик 7: В 30 километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги, расположился чудо-остров, остров-град Свияжск. Уникальный город-крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней. Город заложили 24 мая 1551 года. За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Сегодня город-крепость является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО
Ученик 8: Мәдәни һәм туристлык үзәге - Болгар - Татарстан Республикасының көньяк-көнбатыш өлешендә урнашкан шәһәр. Болгар тарих-археология комплексы, Свияжск кебек үк, ЮНЕСКО Бөтендөнья мирасы объекты булып тора. Болгар шәһәре VII-XV гасырларда яшәеш тоткан.
3. Игра мини-проект
Вед. 4: Сейчас мы окунемся в разнообразие культур наших народов. Я предлагаю вам собрать воображаемые пазлы в единую схему. Посмотрим, что у вас получится, насколько вы знаете культуру наших народов. К каждому народу нужно будет собрать пазлы (национальный костюм, праздники, танец, блюдо, знаменитые люди, религия). Шаблоны у вас на партах. Вам дается 3 минуты. Ваше время вышло. Посмотрим, что у вас получилось.
Уважаемые гости, вы тоже можете собрать свои пазлы.
5-классники представляют свои мини-проекты и прикрепляют их к доске. (Собранный общий пазл на доске получается в виде пчелиных сот).
Сейчас я попрошу наставников подойти к доске и вывесить свои пазлы.
Вед. 4: Ребята, какие вы молодцы. Вы так хорошо знаете культуру народов, с которыми проживаете по соседству. Посмотрите на нашу выполненную работу. Что она напоминает. Она похожа на соты, а соты ассоциируются с пчелиной дружной семьей. Также дружно мы живем в нашем многонациональном государстве, в нашей Республике и в нашем районе.
Вед. 5: Ребята, а представители каких национальностей живут в нашем Ютазинском районе. (Ученики 5 кл.: Здесь проживают татары, русские, башкиры, удмурты, чуваши, немцы, украинцы, таджики, узбеки, армяне) Правильно. А также азербайджанцы, дагестанцы, турки и многие другие. И все они живут в дружбе и согласии. В этом году мы празднуем 30-летие района. Наш район был основан 6 апреля 1991 года путем выхода из Бавлинского. Так как район находится на юго-востоке Татарстана и первым встречает лучи солнца, главной фигурой герба является жаворонок. Наш район агропромышленный. В районном центре - поселке городского типа Уруссу расположены промышленные предприятия: АО «Электросоединитель», ООО «Уруссинский химический завод», ООО «Уруссинское предприятие нерудных материалов», ООО «Бетон+», ООО «Уруссинский электромеханический завод». На территории района расположены также ООО «Абсалямовский комбинат строительных и конструкций и материалов», ООО «Волма-Абсалямово», ОАО «Ютазинский элеватор».
Вед. 6: Районда авыл хуҗалыгы җитештерү сәнәгате, фермерлык хуҗалыклары шөгыльләнә. Игелә торган төп культуралар - бодай, арыш, арпа, солы, карабодай, борчак. Төп терлекчелек тармаклары - ит-сөт малчылыгы. Даими эшләп килүче авыл хуҗалыгы оешмаларына ҖЧҖ "Нур-Агро", "Тукай исм." ҖЧҖ, "Набиуллин И.М " КФХ., "Вафауллин А.А." КФХ, "Чулпан" ҖЧҖ, "Урал"КФХ, "Алма-Ата"КФХ, "Таң" ҖЧҖ керэ.
Кошчылык, балыкчылык, сарыкчылык белән шөгыльләнүче фермерлар барлыкка килә. Районда 70 тән артык кеше ачык һәм ябык ткплица хуҗалыгы белән шөгыльләнәләр. Аларның мәйданы 14 га тәшкил итә.
Вед. 5: Наш район изо дня в день обновляется. Возведены парки и скверы: Семейный парк, парк Янарыш, парк имени Чкалова, и построена новая школа. Мы гордимся, что живем в нашем районе и учимся в нашей гимназии.
4. Викторина
Вед. 7. Ребята, а сейчас мы проведем викторину на знание нашего района.
- Когда был основан Ютазинский район?
- Какие предприятия осуществляют свою деятельность в нашем районе?
- Чем богата наша земля, какими ресурсами?
- Знаменитые люди, выходцы из нашего района?
- Какие животные живут в наших лесах?
- Сколько руководителей занимало пост главы администрации Ютазинского района?
- Кого из героев войны, выходцев из нашего района знаете вы?
- С какими районами граничит наш район?
- Что означает наш герб и флаг?
- Чем знаменателен наш район в Республике Татарстан?
5. Слово главе (вопросы)
Вед. 5: Спасибо большое, Аяз Адипович, за ваши ответы на вопросы. Наш парламентский урок хотелось бы завершить гимном Татарстана.
Гимн Татарстана.