Задачи:
- интегрированные: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками, совершенствовать творческое, логическое мышление, фантазию детей, формировать умение отгадывать загадки, воспитывать старание, усидчивость, сообразительность;
- развивающие: развивать умение использовать в беседе накопленные знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логические умения, развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление;
- образовательные: систематизировать знания детей о зимних явлениях, животных, зимних видах спорта, отвечать на вопросы в процессе беседы, активизировать словарь по данной теме, формировать грамматически правильную речь;
- воспитательные: воспитывать культуру ведения диалога, умение внимательно слушать собеседника, не перебивать, усидчивость;
- коррекционные: развивать зрительное восприятие сюжетных изображений, сравнивать и выделять отличия, находить лишние изображения.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок) о зиме, просмотр и чтение сказок о зиме.
Оборудование: иллюстрации, плакат, проектор, краски, кисти, восковая свеча, природный материал, компьютер.
Методы: исследовательский (решение задач творческого уровня), игровые методы, самостоятельной работы.
Формы работы: речевое общение, словесная игра, подвижная игра.
План занятия:
- Организационный момент. Традиционное приветствие.
- Вступление.
- Игра «Где зима?»
- Игра «Хлопаем в ладоши»
- Игра «Назови слово»
- Физминутка «Снежный ком».
- Игра «Назови, какая?».
- Сюрприз Зимы.
- Творческая минутка «Зимний узор» - Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие с вами, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им улыбку! И так же с улыбкой продолжим наше занятие.
Занятие у нас сегодня игровое, за каждый правильный ответ я буду давать снежинку, у кого в конце занятия больше снежинок наберется, тот и победитель, того ждет сюрприз.
Снежинку получает не тот, кто правильно выкрикивает ответ с места, а тот, кто поднимет руку, подождет, когда я спрошу, и ответит правильно.
Тему нашего занятия, ребята вы должны отгадать сами. Загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте и если знаете, поднимайте руку.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(зима)
Дети отвечают. Если дети затрудняются - то следующая загадка:
После осени пришла и сугробы намела.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали. Сегодня мы поговорим о зиме. (Достает иллюстрации осени и зимы и предлагает угадать, где изображена зима и по каким признакам приняли это решение)
Вот две картинки! На какой картинке изображена зима? Почему Вы так решили, расскажите? Назовите признаки, по которым вы отличаете зиму! Правильно! (Снег, Мороз, Лед, сосульки, дни короткие, ночи длинные)
- Что происходит с деревьями и животными? (Деревья стоят без листьев, животные многие в спячке, например: медведь)
- Какую одежду носим мы зимой? (шапка, сапоги, куртка, шуба, шапка)
- Назовите мне три зимних месяца! (декабрь, январь, февраль)
- В какие зимние игры мы можем играть на улице? (снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках)
Дети: (рассказывают и описывают)
Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «Что мы делаем зимой?». Б) Слушайте меня внимательно, если «да», то хлопайте, если «нет», то просто сидим молча. Слушайте.
- В снежки играли с друзьями. (ДА)
- Грибы собирали в лесу. (НЕТ)
- С горки на санках катались. (ДА)
- В речке сегодня купались. (НЕТ)
- По лесу на лыжах бродили. (ДА)
- Много цветов находили. (НЕТ)
- В саду своем грядки копали. (НЕТ)
- Одежду теплую одевали. (ДА)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я вам начну читать стихотворение «Снегопад», а вы пожалуйста добавляйте по смыслу слова, родственные слову «снег». Например: Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…. (что?) (снег)
Продолжаем:
С неба все скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки).
На поселки, на лужок
Опускается … (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ….. (снежки).Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом - снежная фигурка -
Это девочка …. (Снегурка).На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой…. (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег).
Воспитатель: И снова молодцы, ребята! А теперь давайте возьмем нашего помощника, снежный комочек. А вы все умеете делать снежный комочек? Давайте покажем друг другу. Вставайте и будем катать снежный ком.
- Раз, два, три, четыре! Мы комок лепили! (делаем круговые движения)
- Круглый! Крупный! Очень гладкий! (делаем движения, которые это показывают)
- И совсем, совсем не сладкий! (делаем отталкивающие движения)
- Раз - подбросим! Два - поймаем! (делаем движения подбрасывая и ловя)
- Три - уроним! И сломаем! (делаем соответствующие движения)
Воспитатель: и так - все умеют делать комочек снежный. А теперь садимся все на свои места, и давайте поговорим о том, какая бывает зима. Нам в помощь снежный комочек. Кому комочек я даю в руки, тот и отвечает, какая бывает зима. Например: если снег, то зима какая? Снежная!
- Если вьюга, то зима … (вьюжная)
- Если стужа, то зима …. (студеная)
- Если холод, то зима… (холодная)
- Если ветер, то зима … (ветреная)
- Если солнце, то зима… (солнечная)
- Если мороз, то зима… (морозная)
Воспитатель: Таким образом, ребята, мы с вами знаем, что зима бывает очень разная. И погода зимой бывает очень разная, но самый яркий признак зимы какой? Кто самый главный помощник зимы, назовите, вот вам подсказка:
Невидимкой, осторожно
Вдруг является ко мне и рисует, как художник,
Он узоры на окне. (воспитатель показывает иллюстрацию окна с узорами)
Дети отвечают: Мороз.
Воспитатель: А теперь дети Зима нам прислала загадки, специально для вас. Давайте их разгадаем! (воспитатель включает проектор с презентацией и читает загадки) - Тут вам нужно отгадать, из какой сказки эти слова:
1. «Пришла зима студеная, с вьюгой да снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел и надумал он себе избу строить» (Заюшкина избушка)
2. «Сидит Настенька под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли, красавица?» - «Тепло, тепло, батюшка!». (Морозко)
- Тут загадки от Зимы:
1.
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат отпадёт. (Иней)
2.
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идет.
На всех садится,
Никого не боится. (Снег)
3.
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает…. (Снеговик)
4.
Под ногами у меня,
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)
5.
Все его зимой боятся,
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щеки, нос,
Ведь на улице … (Мороз)
6.
Наши окна - как картинки,
Кто художник - невидимка?
На стекле букет из роз,
Нам нарисовал… (Мороз)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Пока мы разгадывали загадки, Зима и Мороз оставили нам за окном сюрпризы. Давайте посмотрим.
(Воспитатель достает тарелку со льдом)
- Смотрите что тут? Потрогайте! Кто мне скажет, что это такое?
Правильно лед! А как он образуется и где?
Правильно, на водоемах мороз замораживает воду и образуется лед! А почему у вас мокрые пальчики, когда вы трогаете лед, кто нам расскажет?
Правильно! Лед тает, потому что у нас теплые руки.
Давайте посмотрим, что тут у нас, потрогайте и посмотрите? (воспитатель достает коробочку со снегом) Правильно, это снег.
Из чего состоит снег, кто знает? Из снежинок, правильно! А снежинки это что? Замерзшая вода. Красивые падают с неба снежинки? Молодцы!
Давайте посмотрим, что у нас еще в одной коробочке! (Воспитатель достает сосульку)
Что это ребята, потрогайте! Правильно, это сосулька! Она такая же как лед! Но где мы часто видим сосульки? Правильно ребята, с крыш свисают! Мы знаем, что под ними стоять и ходить опасно! Почему, кто расскажет! Потому что они могут упасть и поранить! А как образуются сосульки, кто расскажет? Правильно, тает вода, капает с крыши и мороз капельки замораживает!
Видите, какой волшебник мороз. И сосульки образует и лед и снежинки.
А из загадок мы помним, что он еще и художник, рисует на стекле узоры!
(Воспитатель раздает краски, баночки с водой, кисти, заготовки детям)
Воспитатель: Давайте и мы немного побудем волшебниками морозами и создадим волшебный узор на окно. Вот у нас с вами окошко, у каждого из вас кусочек окошка на парте, краска, кисть и вода, тряпочка. Возьмите кисть, смочите в воде, обмакните в тряпочку и наберите синюю краску на кисточку, а теперь начинайте закрашивать ваш кусочек окна, полностью. Кому нужна помощь, поднимайте руки, я подойду и помогу. Смотрите, как у вас образуется узор мороза. Вот вы тоже волшебники. Молодцы.
А теперь по одному подходите ко мне, и мы будем собирать весь узор на нашем окне из ваших кусочков.
Молодцы, ребята! Мы за урок поиграли, узнали много нового о зиме, морозе, побыли чуть-чуть волшебниками, как мороз. Какая тема урока у нас была?
Дети: Зима.
Воспитатель: Вам понравилось? Какие признаки зимы мы знаем? (Мороз, Снег, Лед, Сосульки, Деревья голые, мало солнца) Какую одежду мы носим зимой? (теплую: шапка, сапоги, куртка, шуба, шапка, варежки) Почему? (потому что холодно, мороз)
Дети, наш урок завершается, давайте скажем Зиме приятные слова! Какая она хорошая! Я начну: Снежная (красивая, нарядная, праздничная, веселая)
А теперь посмотрим, у кого больше снежинок, покажите. Отлично! Молодец! Тебе сюрприз приготовила Зима. Поздравляю! На этом наш урок окончен! Спасибо всем!