Всех ученых, художников, писателей, дизайнеров, архитекторов и т.д. связывает одно очень важное качество. Оно всегда выделяет людей из толпы, помогает им выйти за рамки привычного. Конечно, это творчество. Творческие способности помогают нам мыслить нестандартно, но важно ли это в наше время? Важны ли они для педагогов детских лагерей? Конечно, во-первых, они помогают нам смотреть с детьми через одну призму творчества, во-вторых, с ними мы можем придумать что-то новое, а в-третьих, в наш инновационный век, в котором уже придумано очень много, нужно учиться придумывать того, чего нет, и именно этому мы можем научить детей, развивая в них творческие способности. Но ведь нельзя научить детей, если не знаешь как. Вот именно потому тема развития творческих способностей актуальна для нас.
Цель: знакомство участников мастер-класса с упражнениями, помогающими развить творческие способности.
Задачи: познакомить с понятием «творчество» и «творческие способности», узнать значимость творческих способностей в современном обществе, показать несколько упражнений на развитее творческих способностей, показать, как данные упражнения можно использовать в работе с детьми.
Количество участников: 15.
Необходимый реквизит: стулья для каждого участника, парты, доска, канцелярия (15 ручек, 15-20 листов бумаги А4), распечатка рисунка мухи (15 шт), книга (Толковый словарь), скотч, разбивочные жетоны (5 звездочек, 5 сердечек и 5 кружков), 3 банки (зеленого, желтого и красного цвета), картины для украшения места проведения (напр. картины художников, иллюстрации из книг, иллюстрация шляпы из произведения Экзюпери «Маленький принц», изображение мухи и слона.)
Ход работы
1 этап. Зачин
Здравствуйте, сегодня я хотела бы рассказать об одной интересной вещи. Но для начала давайте помашем друг-другу рукой, приветствуя каждого.
Отлично, надеюсь ваше настроение поднялось так же, как и у меня. Мой мастер-класс называется «Из мухи в слона, или как выйти за привычные рамки», поднимите руку, кому известна такая фраза «делать из мухи слона». Отлично, как бы это не было бы логичным, но для начала я хотела бы попросить вас об одной простой вещи, перед вами есть рисунок мухи.
Попробуйте сделать из нее слона, для этого у каждого из вас есть ручки. Вы можете закрашивать какие-то части и дорисовывать. Попробуйте это сделать за 3 минуты. У кого получилось?
2 этап. Теоретическая часть
А как вы думаете какое качество помогает нам делать необычные вещи и выходить за рамки привычного, как в ситуации с мухой?
Творчество, или творческие способности, все верно, так что же это такое?
На просторах интернета я нашла такие определения: Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
В свою очередь, творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. Скажите мне, а каждый ли обладает этими способностями?
Конечно, каждый имеет творческие способности. Вспомните детей, каждый из них может придумать что-то новое, так как они позволяют себе смотреть дальше общепринятых рамок, ведь для них их не существует. Но это не значит, что только дети могут мыслить творчески, каждый из нас может расширять привычные рамки и смотреть дальше, главное - научиться это делать. И сегодня я хочу показать вам некоторые упражнения, помогающие развить творческие способности.
3 этап. Фронтальное задание
У меня в руках есть книга. Давайте выберем двух людей. Сейчас я буду листать книгу, и первый человек в любой момент скажет «Стоп». После чего я скажу вам слово, которое первое попало мне на глаза. То же самое мы сделаем со вторым человеком. В итоге у нас есть два случайных слова.
Теперь попробуйте связать эти слова, найти в них общее. (Перечисляют, идет фронтальная работа).
Отлично, вы можете брать любые 2 слова и пробовать их сопоставлять, это помогает найти новые, интересные связи между вещами.
4 этап. Разбивка
А теперь нам нужно поделиться на группы. И сделаем мы это привычным для вас способом - с помощью жетонов. (Жетоны заранее прикрепляются на нижнюю сторону парты). Как вы думаете, где находятся жетоны?
На самом деле они прямо перед вами. Не забывайте, что мы учимся мыслить шире привычных рамок. Так что посмотрите внимательно на предмет, за которым вы сидите, и попробуйте найти жетоны. Действительно, они находятся прямо под партой. Достаньте каждый по жетону. У нас получились группы сердечек, звездочек и кружочков. А теперь разойдитесь на группы. (расходятся на 3 группы по 5 человек)
5 этап. Задания на работу в группах
Ну что же, поздравляю, вы теперь 3 рекламные компании. И вам нужно дать новые функции привычным вещам. Ваши возможности не ограничены. Но, мы не будем это делать из пустоты. Назовите мне предметы, которые вы увидели случайно здесь или те, что первыми пришли на ум. (записываются на доске 3 предмета в строчку)
А теперь давайте дадим привычные характеристики или функцию, по 3 на каждый предмет. (каждая характеристика или функция фиксируется на доске под нужным предметом, в столбик, по окончанию заполнения у вас должно получиться 3 столбика по 4 слова в каждом 1 предмет и 3 его характеристики)
Сейчас задача каждой команды сделать свой предмет новым. (Каждой рекламной компании в случайном порядке называют один из записанных предметов так что бы у каждой компании была разная вещь). Ваша задача добавить к нему свойства других предметов, которые зафиксированы у нас на доске и сделать непривычный для обычной жизни продукт. А также, презентовать его всем. На все вам 3-4 минуты. Презентация не больше, чем 1,5 минуты.
Отлично, вы большие молодцы.
А теперь назовите мне 10 любых существительных. (фиксируются на доске)
Отлично, что ж, поздравляю из рекламщиков вы превращаетесь в архитекторов. Вам поступил заказ - спроектировать дом. Но есть обязательные условия - это те предметы, что вы назвали, они могут быть в любом виде, например, если бы у нас была елка, то освежитель воздуха, еловая свежесть, ковер с еловым ворсом или еловый парк возле дома. Ваша задача описать дом и рассказать про него. У вас есть 5 минут. На презентацию не больше 2х минут.
5 этап. Адаптация для школы
Отлично. На самом деле вы смогли сегодня выйти за рамки привычного и немного развить ваши творческие способности. Но давайте не будем забывать, что наша направленность - работа с детьми, как вы думаете, как данные упражнения могут помочь в школе?
Действительно, во-первых, это помогает нам мыслить более творчески и в последствии давать детям более креативные идеи, игры и разные задания, а во-вторых, этими же упражнениями мы можем развивать творческие способности детей. Давайте вспомним упражнения, которые мы сегодня сделали и попробуем соотнести их с возрастом детей и интерпретировать их под любой возраст. «Сделать из мухи слона» - любой возраст, «2 слова» - для среднего и старшего, для маленьких лучше заменить слова на картинки. «Рекламные агенты» - для среднего и старшего возраста, маленьким детям можно дать пофантазировать на тему нового применения, не углубляясь в рамки прилагательных. «Архитекторы» - для любого возраста, но маленьким детям дать больше времени, меньше слов, и чтобы ребята не описывали словесно архитектуру, а рисовали придуманный дом.
6 этап. Рефлексия
Ну что же, наш мастер класс подошел к концу, но перед тем, как уйти я предлагаю вам «купить» «Лист интересных заданий» (приложение 1), чтобы продолжать развивать ваши творческие способности, их стоимость 1 ваш жетон. Для этого вам нужно положить его в одну из предложенных банок. Если мастер класс вам понравился, положите его в зеленую банку, если вы не знаете понравился или нет, то в желтую, а если совсем не понравился, то в красную. Спасибо вам.