Конспект занятия в подготовительной группе по теме "Деревья – наши друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Задачи:

  • Закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев.
  • Выделить роль деревьев в жизни человека.
  • Развивать речь детей через ответы на вопросы, исполнение песен и стихов.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где лежат игрушки и предметы, сделанные из дерева.

Воспитатель: Ребята, вы думаете из чего сделаны все эти предметы?

Ответы детей.

Восп: Значит они какие? ответы детей.

Восп: А что ещё делают из дерева? ответы детей.

Восп: Как вы думаете, где берут дерево для всех этих предметов? ответы детей.

Воспитатель: Верно, древесину для изготовления разных предметов даёт лес, а точнее, деревья, которые растут в нём. И сейчас я предлагаю вам отправиться в лесное царство - государство посмотреть, какие же деревья в нём растут. Вы готовы отправиться в путешествие вместе со мной?

...Лес находится за рекой. Но как же мы сможем туда попасть? Дети предлагают свои варианты.

Восп: И у меня есть предложение: я предлагаю построить лодку и переплыть через реку. Вы готовы мне помочь? ответы детей.

(Строительство лодки из крупного строительного материала)

Восп: Вот лодка и готова, занимайте в ней свои места... А чтобы нам было веселее плыть, я хочу вам загадать загадки. Мне очень интересно, сможете ли вы их отгадать?

ЗАГАДКИ

Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший-
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)

Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С дерева упадут -
Береток не найдут. (жёлудь)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке. (сосна)

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это - мы от этого чихаем. (тополь)

Воспитатель: Вот мы и добрались, приплыли. Выходите на берег... Посмотрите, какой красивый лес перед нами.... (КАРТИНКА)

Раз в гости к лесу мы пришли, то с ним обязательно поздороваться надо!

Здравствуй Лес, дремучий Лес!
Полный сказок и чудес !
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!

Воспитатель: Ребята, а лес нам и правда свои двери открывает. Но что такое, почему так темно вокруг ? А давайте-ка дальше пойдём, может быть узнаем, что случилось?

(Аудиозапись шума ветра, холода)

Воспитатель: (замечает конверт) Ребята, смотрите, я нашла какое-то послание для нас.

(Читает): "Спасите! спасите! Наш лес от тьмы освободите! Злая колдунья заколдовала все деревья.

В лесу стало темно, холодно и голодно".

Ребята, да это лесные жители написали письмо. Надо помочь лесу справиться со злой колдуньей!

Надо расколдовать, но как это сделать? (Предложения детей)

Воспитатель: Ой, что-то у нас ничего не выходит. Давайте, ребята, посмотрим вокруг, может быть мы найдём какую -то подсказку?

(Замечает большой пакет)

Воспитатель: Ребята, давайте откроем этот пакет и посмотрим, что в нём скрывается? Как много конвертиков... да ещё с номерами....

(Вскрываем конверты по очереди и выполняем задания)

№ 1 Задания

  1. Назовите правильно части дерева? (крона, листья, ветви, ствол, кора, корни).
  2. Рассказать,для чего дереву нужны корни?
  3. Для чего дереву кора?
  4. Как дерево дышит?
  5. Из чего вырастают молодые деревца?
  6. Растут ли деревья в холодный период?
  7. Кто заботится о деревьях, чтобы они не погибали?

(Меняется картинка леса)

Воспитатель: Ой, смотрите-ка, а колдовские чары начинают разрушаться: становится светлее.

Какое-то деревце даже начинает оживать, а вы его узнали?

(Картинка Клён)

Воспитатель: Дети, кто нам хочет рассказать о клёне?

(Рассказ детей о клёне) Это дерево растёт очень быстро, за год почти на метр. Листья клёна похожи на раскрытую ладошку.

Летом клён даёт обильную тень, а осень раскрашивает его листья в разные оттенки жёлтого, оранжевого, красного. Это дерево необыкновенно красиво!

Семена клёна имеют выросты в виде крылышек и называются крылатками.

Физпауза: Представьте сейчас, что мы стали такими семенами - крылатками, подул ветерок, и мы легко закружились (под звуки музыки дети с воспитателем кружатся, приседают, делают движения руками и т.п.) Вот и выросли наши деревца!

Воспитатель: Давайте, посмотрим, что в следующем конверте находится? Может мы сможем оживить ещё одно дерево?

№2 Вопросы:

  1. Отгадать загадку: "Весной роняет слёзы белая....." (берёза) (Картинка берёзы на экране)
  2. Знаете ли вы стихи о берёзе? (чтение стихотворения)
  3. Как можно узнать берёзу? (По белому стволу, Под тонкой и белой корой находится береста, которая не пропускает ни воду, ни газы и т.д.)
  4. Почему на стволе берёзки чёрные чёрточки и полоски? (Чечевички, через которые берёза дышит .В жару они открываются и пропускают больше воздуха к корням дерева.
  5. Как это дерево помогает людям в их жизни? (Из берёзовых почек и бересты готовят лекарства, из веток изготавливают веники для парения, из бересты плетут лукошки, а в старину лапти, изготавливают музыкальные инструменты - дудочки, люди пьют вкусный и полезный берёзовый сок.
  6. Что вы знаете о берёзе? (Берёзы растут очень быстро. Весной на берёзе появляются длинные серёжки. На одних деревьях они жёлтые, на других - зелёные. Ветер подхватывает жёлтую пыльцу и переносит её на зелёную, а затем к концу лета на берёзе созревают семена. Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках и светлых полянках. Когда много, много берёз растёт на полянке - это берёзовая роща. У берёзы очень тоненькие веточки. Летом зелёные ветки струятся по ветру, словно девичьи косы. На Руси берёзку называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

В праздник берёзку украшали разноцветными лентами, водили вокруг неё хороводы, пели песни.

Музпауза:"Во поле берёза стояла".

Воспитатель: Ребята, да мы расколдовали ещё одно дерево, вот она - наша берёзонька.

Воспитатель: Посмотрим, что в 3 конверте находится?

№ 3. Быстро ответить на вопросы:

  1. Какое дерево живёт дольше других? (дуб 400-500 лет)
  2. Листья какого дерева трепещут без ветра? (осины)
  3. Какое дерево часто сажают в городах? (тополя)
  4. Какое дерево цветёт до появления листьев? (ива)
  5. Какое дерево называют поющим? (ель, потому что из её древесины делают музыкальные инструменты. Скрипки величайших музыкантов были сделаны из ели)
  6. Какое дерево, как и ёлку называют вечнозелёным? (сосна)
  7. О каком дереве в старину говорили, что оно человека обувает, кормит и поит? (Липа. Из липовой коры делали лыко и плели лапти; из древесины вырезали ложки, миски; липовый цвет заваривали и пили от простуды)
  8. Назовите народные приметы, связанные с деревьями? (Когда верба зацветает, пора пчёл выносить на пасеку. Зацвела осина, пора сеять морковь. Если черёмуха рано зацвела, то лето будет тёплым. Если на черёмухе много цветов, то лето будет мокрое. Если в пору цветения рябины тепло - всё лето будет сухим и знойным. Если выпал снег, когда деревья ещё не сбросили листву, то он скоро растает.)

Воспитатель: Ну, вот мы с вами снова справились с заданием. (включается запись с пением птиц)

Смотрите, ребята, в лесу стало тепло и светло и птицы запели. Значит, мы все деревья расколдовали. Помогли лесным жителям справиться со злой колдуньей. Молодцы!

Ну что ж, дорогие мои, пора нам отправляться в детский сад. Занимайте места в нашей лодочке, а пока мы плывём, можно и песню спеть.

(Исполняется песня "Лес - наш дом".)