Цель: Формирование у детей представления о семье.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей: речевых способностей, разговорной речи, умения отвечать простыми предложениями; мелкой моторики рук; воображения, памяти, творчества.
- Способствовать формированию у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; активизации словаря.
- Побуждать детей поддерживать беседу.
- Воспитывать любовь и добрые чувства ко всем членам семьи, заботливые, положительные взаимоотношения.
Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя и ласковые производные от этих слов.
Предварительная работа:
- рассматривание семейных фотографий,
- составление рассказов о семье (газета «Моя семья») ФОТО 1,
- оформление выставки детско-родительского творчества ФОТО 2.
Фото 1
Фото 2
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы отмечаем добрый праздник - День семьи. А у вас есть семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Как назвать их одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Я для вас приготовила загадки и хочу посмотреть, сможете ли вы их отгадать.
Излучает она свет,
От улыбки ямочка.
Никого дороже нет,
Чем родная…
Дети: «Мамочка.»
«Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый….
Дети: «Папа».
«Кто всю жизнь работал
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш …
Дети: «Дед»
«Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки,
Это наша…
Дети: «Бабушка»
Надарили безделушек -
семь матрешек и бобрёнка.
Но дороже всех игрушек,
Для меня моя…
Дети: «сестрёнка»
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший…
Дети: «Брат»
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…
Все вместе: «Семья»
Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Назови ласково каждого члена семьи».
- Сын - сынок - сыночек;
- Дочь - дочка - доченька;
- Брат - братик - братишка;
- Сестра - сестричка - сестрёнка;
- Мама - мамочка - мамуля;
- Папа - папочка - папуля;
- Бабушка - бабуля - бабулечка;
- Дедушка - дедуля - дедулечка.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним игру с пальчиками.
Проводится пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папочка.
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: О чем эта игра? Конечно, о семье! Семья - это дом, это место, где нас любят и ждут. Семья - это наши родные, кого мы больше всех любим. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитатель: Мы с вами недавно учили стихотворение про семью. Кто хочет рассказать? (Дети по желанию рассказывают)
Семья моя, моя семья,
В ней папа, мама, брат и я
Люблю я всех, а все меня -
Такая дружная семья!
Воспитатель: А у вас дружная семья? Вы любите свою семью? (Ответы детей)
Воспитатель: В дружной семье всегда все спорится, потому что все помогают друг другу, вместе работают, вместе играют, вместе отдыхают. А каждая семья живет в своем доме. Посмотрите, у меня есть крыша, а дом вы поможете мне построить. Дом - это семья, а чтобы он был крепким и надежным, как надо относиться друг к другу в семье? (Ответы детей.) Если кто-то заболеет? Если кому-то грустно? Если мама или папа устали? Если маленькие братик или сестренка не могут достать игрушку? Если вы случайно обидели свою бабушку? (подвести детей к тому, что надо любить свою семью, заботиться, помогать, прощать.)
Дети выполняют коллективную аппликацию, украшают цветочками и бабочками.
Воспитатель: Вот какой у нас получился замечательный дом! Он крепкий и надежный! И ваши семьи тоже дружные и счастливые, любящие и заботливые! Берегите себя, ведь всех вас ждут дома!
Фото 3
Литература
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Москва, ЦГЛ, 2005 г.
- Баринова Е.В. «Я и моя семья», Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 г.
- Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной», издательство «Мозаикам-Синтез», Москва, 2008 г.
- «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Составитель Н.А.Арапова-Пискарёва, М., 2005 г.