Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности средствами физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Духовно-нравственное воспитание - это сложное общественное явление, которое не поддается учету. Особенно трудно осуществлять его, системно анализировать учителю физической культуры. Но учитель-профессионал должен уметь это делать, он знает, что его уроки физической культуры, внеурочная деятельность в рамках системно-деятельностного подхода направлены не только на формирование физически здорового, но и всесторонне развитого человека. В гимназии №79 эта важная работа осуществляется в рамках программы «Развитие гимназии на 2021-2023 гг».

Для меня урок физической культуры - это не просто комплекс упражнений, а единая система, где просматривается единство тела и духа - единство физического и нравственного начал. Я для этого использую такие формы организации учебной деятельности:

  • комплексные уроки,
  • круговые тренировки,
  • спортивные игры,
  • защиту индивидуальных коллективных проектов учениками,
  • уроки по теории физической культуры с обязательным тестированием.

Спортивно-внеклассная работа в гимназии проводиться в разрезе школьной спортивной лиги:

  • в гимназии работают 8 спортивных секций постоянного действия;
  • проводятся внутри гимназические соревнования
  • Дни Здоровья
  • «Неделя Физической культуры»
  • различные спортивные праздники совместно с родителями и выпускниками; День Защиты детей стал традиционным в гимназии.

Спортивные секции в процессе реализации рабочих программ внеурочной деятельности переросли в Школьный спортивный клуб «Лидер» гимназии №79 по направлениям:

  • флорбол;
  • легкая атлетика;
  • черлидинг;
  • акробатика;
  • шахматы;
  • атлетическая гимнастика;
  • волейбол,
  • ритмика.

Членами спортивного клуба являются 285 учащихся гимназии. Более 600 учащихся занимаются различными видами спорта по месту жительства в различных спортивных клубах, ДЮСШ. Охват спортом учащихся - 83%.

У каждого учителя свое направление во внеурочной деятельности, каждый ищет нестандартные решения, интересные формы и методы работы в своих секциях. Практический выход этих секций - это победы в городских, региональных соревнованиях, о чем говорят стенды "Лучшие спортсмены гимназии", "ГТО", выставки кубков и медалей, выпуск спортивных газет. Команда по черлидингу - лучшая в области, её выступления украшают самые престижные соревнования, проходящие в г. Ульяновске.

Сборные команды нашей гимназии являются неоднократными призерами и победителями соревнований Школьной спортивной лига по мини-футболу, волейболу, баскетболу.

Особую роль все учителя отводят подготовке и сдаче норм ГТО, из 1102 учащихся гимназии 485 обучающихся зарегистрированы на Всероссийском портале ГТО, с присвоением персонального ID номера. 293 обучающихся имеют бронзовые, серебряные и золотые знаки ГТО, соответствующие своим возрастным ступеням.

Участие в Всероссийской олимпиаде школьников приносит нам много успехов. Гимназия уже в течение последних 10 лет регулярно участвует во Всероссийской олимпиаде школьников. Ежегодно сесть призеры и победители регионального этапа олимпиады, а в 2019 году Кадыров Тимур стал призером заключительного этапа. Тахаутдинов Тагир в 2020 году вышел на Заключительный тур ВОШ, но в связи с обстановкой в стране, олимпиада не проводилась, Мазилкина Мария в 2022 году - призер Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

У каждого учителя физической культуры должен быть любимый вид спорта, своя «изюминка» в работе. Тогда учащиеся потянутся к такому учителю. Я люблю акробатику. Сама всегда увлекалась этим видом спорта, считала его не только развивающим, но удивительно красивым, эмоциональным, способным обогатить человека духовно, развить физически. Много лет я руковожу спортивно-цирковой студией «Импульс».

Моя программа спортивно-цирковой студии включает требования не только к учащимся, но и к себе, иначе трудно вынести все нагрузки, которые включают не только тренировки, но и множество организационных вопросов: организация выступлений, составления композиций, приобретение костюмов, технических средств. Выход моей студии от выступлений в гимназии, на площадках города, в региональных мероприятиях, Дельфийских играх, на Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях.

Назову несколько точек, где побывали мои воспитанницы и где побеждали: Москва, Казань, Сочи, Самара, Чебоксары, Выборг, Прага, Абхазия.

На своих занятиях секции я стимулирую формирование у учащихся таких духовно-нравственных качеств, как

  • чувства патриотизма (композиции наши имеют такую направленность);
  • коллективизма, взаимопомощи;
  • силы воли и смелости (без этого акробат просто не состоится);
  • ответственности за порученное дело.

Особое внимание уделяю привитию навыка самоконтроля, формирую желание заниматься любимым видом спорта не только для побед, но и для укрепления здоровья, развития волевых качеств. В 2013 году спортивно-цирковой студии «Импульс» присвоено звание Образцовый детский коллектив. В 2022 г., звание - Народный самодеятельный коллектив.

Положительную роль в духовно-нравственном воспитании через уроки физкультуры и внеурочную деятельность, бесспорно, играет сама личность учителя. Стараюсь быть эталоном дисциплинированности и аккуратности, высоких моральных качеств. Строю свои отношения с учащимися как доброжелательные, в то же время в меру строгие и справедливые.

Я верю в то, что мои ученики понимают, что физическая культура - это здоровье и высокая культура, а это сама ЖИЗНЬ, а здоровая и духовно богатая жизнь - это СЧАСТЬЕ.